
Музей Махачкалы, Фонд Потанина и Институт театра приглашают на выставку театрального занавеса
26.09.2020 10:42Музей города Махачкалы открыл в 17 часов 25 июня новую выставку «Фрагмент занавеса № 16» /выставка театрального занавеса/ посвящение Эдуарду Путерброту к 80-летию со дня рождения.
Выставка театрального занавеса «Фрагмент занавеса № 16» — это часть большого одноименного проекта-победителя Музея Махачкалы в музейно-театральной лаборатории «Theatrum 2019», организованной Благотворительным фондом Владимира Потанина и Институтом театра /образовательная программа фестиваля «Золотая маска».
Главный герой и вдохновитель проекта — выдающийся дагестанский художник Эдуард Путерброт. Фигура, поистине значительная как для контекста становления дагестанской «сценографической школы», так и в отношении всей истории развития современного искусства Дагестана.
Автор и куратор выставки — Зарема Дадаева
Организатор — Музей Махачкалы
Участники — Республиканский русский драматический театр им. М. Горького, Аварский музыкально-драматический театр им. Г. Цадасы, Дагестанский государственный кумыкский музыкально-драматический театр им. А.-П. Салаватова, Лакский государственный музыкально-драматический театр им.Э.Капиева, Лезгинский музыкально-драматический театр им. С. Стальского, Даргинский государственный музыкально-драматический театр им.О.Батырая, Музей истории театров Дагестана /филиал НМ РД им.А.Тахо-Годи/
Музей Махачкалы благодарит семью художника и лично Антона Эдуардовича Путерброта за предоставленные документальные материалы
В пространстве музея действуют ограничения по числу людей.
Эдуард Моисеевич Путерброт (12 сентября 1940 года, Махачкала — 15 ноября 1993 года, Махачкала) — дагестанский художник, член Союза художников СССР, лауреат республиканской премии ДАССР им. Г. Цадасы за картины «Мастер» и «Сельский концерт» и эскизы декораций к «Медее» Еврипида и «Сундук бедствий» Г. Цадасы., заслуженный деятель искусства ДАССР, участник выставок в СССР, Германии (Бланкенхайм, Ольденбург), Франции, Венгрии, Польше, Латвии. Произведения находятся в центральном театральном музее им. Бахрушина, Музее искусств Дагестана, ДГОМ, дирекции художественных выставок СССР, Художественном фонде РСФСР, в корпоративных и частных собраниях в России и за рубежом.
Трагически погиб 15 ноября 1993 года
По данным Альбома-каталога произведений 1965—1993 годов:
1947—1957 — Занятия в изостудии Дома пионеров и Дома народного творчества
1957—1962 — Учёба в Дагестанском государственном университете на физико-математическом факультете
1962 — Начинает преподавать черчение, начертательную геометрию и перспективу в Дагестанском художественном училище им. Джемала
1975 — Член Союза художников СССР; Начало работы главным художником Кумыкского музыкально-драматического театра им. А. П. Салаватова
1979 — Звание — Лауреат республиканской премии ДАССР им. Г. Цадасы
1980 — Диплом Всесоюзного конкурса драматургии ГДР на советской сцене за оформление спектакля «Что тот солдат, что этот» Б.Брехта
1981 — Звание — Заслуженный деятель искусства ДАССР
1985—1993 — Главный художник Государственного русского драматического театра им. Горького
1990—1991 — Творческие поездки в Германию (Бланкенхайм, Ольденбург), Францию, Венгрию, Польшу,
Согласно Вильяму Мейланду, «Эдуард Путерброт был универсален: сценография, живопись, станковая графика, плакат, малая пластика». «Огромной театральной сценой художнику виделось все окружающее его с детства пространство страны гор. Дагестан питал его творчество постоянно.» По оценке критика, Путерброт опроверг известную формулу Киплинга — «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут». У него Восток и Запад передвигались и совмещались. Он был редкостным знатоком культуры и искусства разноязыких народов Дагестана, но он также стремился видеть весь мир и жадно интересовался современным искусством, часто приезжал в Москву и другие художественные центры страны
По словам московского искусствоведа Ивана Купцова: «Эдуард Путерброт, как никто другой, был верен дагестанским традициям, высокой культуре лучезарных, но тонких световых сочетаний. … Его творчество проницательно, образно, оно обладает масштабностью и эпичностью,…где каждая деталь преобразована его интуицией»". «Э.Путерброт понимал живопись не как музыку цветом, а как письменность цветом, и в этом его принципиальное отличие от беспредметности как эксперимента и цветоформообразования», — писал художник Юрий Августович.
Э.Путерброт работал над «переводом» на язык современного искусства символики старинных ритуалов, сакральных изображений, легенд Дагестана. Как отмечает искусствовед, арт-критик Виктор Мартынов, «Легенды, предания, мифы и сказки горских народов сплелись в его эстетическом сознании в тугой клубок импульсивных пристрастий, интуитивных озарений, неожиданных ассоциаций и хрестоматийных реминисценций»..

Впервые после эпидемии в Дагестане введен режим повышенной готовности
задним числом наперед
18.04.2025 00:07
Десять историй о Победе: «Ростелеком» представит новые кинооткровения в городе ─ герое Волгограде
«Ростелеком» завершил съемки документального фильма «История нашей Победы». Премьера и ...
17.04.2025 20:09