На сессии НС РД виновных в неосвоении 10 млрд не нашли

11.09.2020 16:29

9 сентября в Махачкале состоялась сорок восьмая сессия Народного Собрания РД. На ней продолжились неуклюжие попытки поиска виноватых в провале. Участники умело жонглировали цифрами терминами и обещаниями. Сессия на всякий случай проходила без журналистов.

 

Неактуальная повестка

За сутки до сессии «НД» выдвинуло ряд версий о причинах организации публичного разноса по факту неосвоения бюджета и срыва национальных проектов. Мы предполагали, что продолжение шоу-поиска виноватых далее уже пройдет с участием заместителя министра обороны России. Предположения редакции были верными, в Дагестане ожидали приезда Иванова. Как объяснил Владимир Васильев, Тимур Иванов должен был приехать, но не смог. А вот с целями сессии понимания не наступило.

Как понять дагестанский парламент? В республике ухудшается ситуация с коронавирусом, каждый день умирают 1–2 человека. Но депутаты не проводят специальную сессию по вопросам спасения людей и экономики и не требуют от властей отчета. Более того, публично спикер НС РД заявляет, что всем депутатам перед сессией сделали тест на коронавирус, тогда как остальное население в очередь выстраивается, чтобы сделать такие тесты, и ждет потом неделю результаты.

Допустим, проблемы индейцев шерифа не касаются. Но впереди местные выборы, которые должны пройти с 11 по 13 сентября в зданиях школ и вузов, где учатся дети. Однако депутаты ни слова не говорят о грядущих выборах. То есть их не касается политическое будущее республики и безопасность проведения выборов?

Допустим, строительство и освоение бюджетных средств — это очень важно. Но зачем в сентябре проводить сессию по строительству, если освоено менее 5% средств? Понятно, что если в июне не построили школы, то в сентябре их не запустят. Более того, их не запустят в конце года, так как они бесполезны, ведь учебный год начался и дети устроены в другие школы.

Пожалуй, самая важная сессия в году прошла без премьер-министра Артема Здунова. Его — видимо, подуставшего — Васильев отправил на отдых, но обещал в ближайшее время вернуть. Не посчитал нужным выступить и профильный (курирует строительство) вице-премьер Инсаф Хайрулин.

 

 

Приятные на слух цифры

Сессию можно было закрывать сразу после выступления министра строительства Дагестана Малика Баглиева. Напомним, что неделей ранее спикер НС РД требовал от министра отставки и освобождения места для других. Но все закончилось совместным совещанием Минстроя и парламентской комиссии во главе с Хизри Шихсаидовым.

Малик Баглиев доложил с высокой трибуны большие цифры:

«Минстроем Дагестана в 2020 году реализуются мероприятия по строительству 286 объектов на сумму более 24,5 млрд рублей. Для сравнения, в 2017 году в республике осуществлялось строительство 40 объектов на сумму чуть более 3 млрд рублей. Рост в 7,4 раза в денежном выражении и 7,1 раза по количеству объектов. По объектам водоснабжения и водоотведения рост составил более 33-х раз в денежном выражении или 15,5 раза по количеству.

Только в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» осуществляется строительство 77 объектов: 73 — СУ №412 ГВСУ №4 на сумму 14,3 млрд рублей», — сообщил министр.Какие там цифры на самом деле и сколько выйдет, если перевести в доллары,— вопрос к экспертам.

Обрисовав объем строительства, министр перешел к очевидным проблемам: неготовность строительной отрасли в целомк одномоментному росту объемов строительства и выделенных бюджетных средств; отсутствие в муниципальных образованиях утвержденных генпланов поселений, проектов планировки территории, территориальных схем планирования, с учетом этого несвоевременное представление правоустанавливающей и исходной-разрешительной документации, что в свою очередь препятствует разработке проектно-сметной документации и, соответственно, получению заключения экспертизы. Кроме того, имеется несоответствие земельных участков нормативным требованиям, отсутствуют узкие специалисты: сметчики, архитекторы, землеустроители, геодезисты и т.д.

То есть министр пришел к выводу, что в условиях современного Дагестана поставленные задачи за указанные сроки не могли быть реализованы вообще. Об этом неоднократно говорилось на страницах «НД» — нельзя требовать от строительной отрасли и инфраструктуры, а также госуправления больше того, на что они способны.

 

Неожиданный удар Ильяса Умаханова

Тяжелой гирей легли на чашу весов слова вице-спикера Совета Федерации, вспомнившего времена управления своего отца. Ильяс Умаханов: «Справедливости ради,это не самые беспрецедентные масштабы строительства социальных объектов. Я поднимал архивы перед заседанием Народного Собрания. С 1970 по 1980 год в Республике Дагестан было построено школ на 114 тысяч ученических мест. Буквальные параллели проводить нельзя, это было другое время, там были другие проблемы и другие условия. Но совершенно очевидно, что это пример мощной организационной мобилизации, которая обеспечила после мощного землетрясения возможности всем народам, всем миром строить и восстанавливать республику при поддержке всей страны».

То есть экономист, дипломат очень вежливо проговорил очевидную мысль — большие объемы строительства в прошлом удалось реализовать не за год или два, а за 10 лет! И не силами отдельной строительной организации, а с помощью строителей всей страны.

Ильяс Умаханов не пощадил главу и правительство Дагестана, сказав, что король голый: «Я также посмотрел статистику по итогам исполнения бюджета по республикам СКФО, в том числе по такому показателю как профицит бюджета. Так вот, Дагестан в лидерах, опережая все остальные республики, кратно. Но при этом, что примечательно, вот эта сумма, она в точности совпадает с неосвоением средств по строительству социальных объектов. Профицит, вообще-то, это хорошо. Но профицит — это очень плохо для дотационной республики, потому что это зарплаты, это пенсии, это налоги и все вытекающее отсюда».

То есть нельзя гордиться профицитом, потому что это очевидный провал в освоении средств. Но проблема в том, что политика сильнее экономики и даже математики. Поэтому выпускник МГИМО не сделал замечания правительству и депутатам по поводу их заявлений и требований допуска дагестанских местных строителей и производителей стройматериалов. Ильяс Умаханов повернул удар на руководителя 412 отделения ГВСУ №4 Министерства обороны: «Я вот вам хочу сказать, Магомед-Эми Шамсудинович, что вы таким образом тянете республику назад».

Как выходец из Чечни, руководитель подразделения военного строительного управления №4, может утянуть республику назад, работая только один месяц? Это понял даже спикер НС РД, поэтому позже заступился за Чамаева. Ибо обвинять в утоплении тела уже лежащего на дне несправедливо. Даже с точки зрения руководства парламента Дагестана.

 

 

Если получится, то все получится

Были интересно наблюдать за тем, как от конкретики уходил Чамаев. Он действительно, как на это указал и Умаханов, хорошо жонглировал цифрами. Разговаривать общими фразами и жонглировать цифрами — любимое занятие наших чиновников. Этим же им и ответил Чамаев.

С вопросами к подрядчику обратились ряд депутатов: Мухтарпаша Умаханов, Нариман Асваров, Магомедхан Арацилов, Мурад Исмаилов, Марат Алияров, Анна Безрукова и другие. Депутаты озвучили опасения, что запланированные объекты не будут сданы в установленные сроки. Прогнозировались трудности и в части подключения социальных объектов к соответствующей инфраструктуре при их вводе в эксплуатацию. Парламентарии также указали на недопустимость ситуации, когда один субподрядчик берет на себя обязательства по строительству большого количества объектов. По мнению депутатов, это в конечном итоге приведет к невозможности завершения запланированных объектов в установленные сроки и неосвоению выделенных средств в полном объеме.

Заместитель председателя Народного Собрания РД Камил Давдиев тоже был критичен. «Сегодня мы видим ситуацию, когда выделяются средства, но они не осваиваются. Причин этому много. Но хотел бы напомнить, что программа была разработана еще в 2018 году. Из 22 социальных объектов, которые планировалось сдать в республике 1 сентября, сдано только 7, аналогичная картина и по другим направлениям. Мы все знаем, что неосвоение средств тормозит развитие экономики республики. Нашим избирателям не важны причины, им нужен конечный результат», — заявил Камил Давдиев.

Но Чамаев был полон оптимизма, легко уходил от ответов, вину за провал на себя не брал и сказал, что к концу 2020 года все 66 объектов, на которые заключен госконтракт, будут завершены. Однако, отвечая на следующие вопросы, он перестраховался, сказав, что более точную информацию о сроках сдачи сможет дать к концу сентября. Его ответ сводился к тому, что если получится, то все получится, а если нет, то виноваты обстоятельства.

С критикой в адрес подрядчика — ГВСУ №4 — выступил депутат Мухтар Оздеаджиев. Оздеаджиев обвинил ГВСУ №4 ВСК в том, что управление практически не ведет непосредственный контроль за ходом строительных работ, предпочитая отдавать объемы субподрядным организациям, не беря на себя должную нагрузку. Без привлечения военных, убежден депутат, ход строительства объектов был бы гораздо более успешным.

Кроме того, Оздеаджиев предложил провести правоохранительным органам проверку финансово-хозяйственной деятельности ГВСУ №4 ВСК.

 

 

Владимир Васильева принял бой

К трибуне вышел глава республики, и вице-спикер Совета Федерации, надев маску, стал внимательно слушать ответ на свое выступление.

Генерал-полковник МВД не стал уклоняться от ударов и принял бой на себя:

«Первый вопрос, который я принимаю на свой счет, и это совершенно справедливо, это вопрос не правительства, мой. Это то, что мы сегодня имеем большие средства, которые не в состоянии пока освоить. Все люди мы объективные, говорим, понимаем, что нет сколько-то тысяч граждан Азербайджана, которые работали у нас на стройках, о китайских гражданах вообще говорить не будем, об Узбекистане тоже. Это все понятно. Но с другой стороны, мы с вами не останавливали работу строительного комплекса… Но в этом потенциал…»

Потенциал есть, и люди есть, и средства есть, но результата нет, констатировал Владимир Васильев. При этом глава республики предложил не сдаваться и не рассчитывать на другую рабочую силу, а сделать ставку на подготовку местных кадров из ПТУшников «за две недели», «и это даст рабочие места».

Владимиру Васильеву надо думать о своей рубахе, так как ему надо отчитываться перед президентом РФ о количестве созданных рабочих мест.

Тут же он сообщает, что в повестке дня вопрос, который позволить сократить в три раза проблему организации стройки. Речь шла о законе, который передает права утверждения генпланов от муниципалитетов, к Комитету по градостроительству. Затея очень сомнительная, учитывая опыт других регионов, законов управления и состава Комитета по строительству. Ведь, несмотря на критику со стороны экспертов и СМИ, власти республики передали все соцобъекты по национальным проектам в ГВСУ№4,утверждая, что это сократит время на стройку. К тому же еще свежи воспоминания, как военные практически кинули строителей военных объектов в Ботлихском районе.

Но почему нельзя прыгать на те же грабли с разбегу и в присутствии высоких гостей?

 

 

Безответственные выводы

Конечно, интересно, что было бы, если бы на сессию прибыл заместитель министра обороны России. Но военные проигнорировали парламент и руководство республики. На сессию не пришел даже руководитель ГВСУ №4, отправил начальника отдела, который работает только месяц. Это политический удар по репутации республики и лично Владимира Васильева.

«После такого хорошего заряда, который мы здесь все вместе получили, я думаю, мы должны оправдать то доверие, которое сегодня сформулировал председатель парламента, подводя итоги этой работы. Я, как каждый из вас, отвечаю за эту работу, прошу меня не подводить, спрашивать будем не на словах, а по делу. По итогам года дагестанцы узнают имена тех, кто достиг результатов, и тех, кто не сумел выполнить свои задачи. Продолжаем совместную работу. Я думаю, что такой подход позволит нам реализовать свой потенциал», — заключил Глава Дагестана. О чем-то подобном говорили и в предыдущие годы, однако это заканчивалось награждением тех, кто провалил работу.

По итогам обсуждения было принято постановление Народного Собрания Дагестана, в котором работа по строительству социально-значимых объектов на территории республики в рамках РИП была признана недостаточной. Правительству Дагестана рекомендовано принять меры по ускорению темпов строительства и освоению до конца финансового года выделенных средств в запланированных объемах.

Ожидать, что все объекты будут сданы, наивно. Для этого необходимо то, о чем не упоминал Васильев, — команда профессионалов. Ведь тот же Баглиев в своей отрасли, наверное, специалист хороший, но какое он имеет отношение к строительству? Насколько бывшие сотрудники МВД оказываются эффективными, мы увидели.

К сожалению, уже поздно, но хотя бы следующий глава должен понять, что команду надо собирать не по принципу личной преданности, а по профессионализму. Васильев хоть и говорит об омоложении правительства, но туда практически не пришли новые люди, не представляющие интересы кланов. В республике в избытке рабочая сила. Повторяемся, может быть, но звучит кощунственно заявление о дефиците рабочих рук. Да и строительные организации у нас есть, но вынуждены они работать за пределами республики.

Еще не известно, сколько проработает сам Владимир Васильев и как долго продлится деятельность ГВСУ№4  как юридического лица. Неизвестно также, кто будет нести ответственность за стратегические просчеты и за затягивание платежей перед субподрядчиками, в случае если ГВСУ №4  «ликвидируется». Виноватыми окажутся пресловутые обстоятельства.

Надо понимать, что главным инициатором сессии был Владимир Васильев, и все политическое представление предназначалось не для дагестанцев, а для федерального центра. Потому что Владимир Васильев готовит объяснение своего провала освоения бюджетных средств не перед дагестанцами.

Хотя все в мире относительно, и, возможно, что наверху такой исход считают удачным и даже выделят очередные премии. Помните, в прошлом году шум и возмущения по поводу неосвоения 10 млрд пытались «тушить» полученным грантом, судьба которого так и осталась неизвестна.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Строительство школы для программистов обойдётся в 1,2 млрд рублей

чужие деньги, но город общий

20.04.2024 00:05

Президент наградил трёх муниципальных чиновников из Дагестана

администрации: Чародинского, Ботлихского и Сергокалинского районов

20.04.2024 00:00

Дагестанские депутаты предлагают сократить лицензии на виноделье

законопроект

19.04.2024 11:41