Надо ли запрещать электросамокаты в городе?
08.05.2021 02:41Такой вопрос встал перед Махачкалой, точнее перед центральной частью столицы Даегстана, где можно встретить уже три компании представляющие услуги аренды электрических самокатов.
История началась ещё 2020 году, во время ограничения движения из-за пандемии. Граждане поняли, что МВД обращает внимание только на автомобили, но не реагирует на проезжающих велосипедистов. На улицах Махачкалы по вечерам стали появляться толпы велосипедистов. Затем появились любители электрических самокатов и мотоциклов.
Велосипедный бум в Дагестане. Сюжет НТВ. 04.06.2020
Одной из первых успешных «ласточек» проката стала компания urent, представляющая услуги проката элеткросамокатов по безналичной оплате с помощью мобильного приложения Однако, вскоре она пропала с улиц Махачкалы. С приходом на пост врио главы Дагестана Сергея Меликова администрации Махачкалы было указано на недопустимость запрета данного бизнеса, даже с ссылаясь на отсутствие инфраструктуры и трагических инцидентов – такую версию озвучил ряд источников «НД».
Весна 2021 года в Махачкале ознаменовалась не просто расширением деятельности данной компании и обновлением модельного ряда, но и появлением ещё двух компаний, представляющих услуги по прокату электросамокатов.
В итоге вечерние парки, бульвары и площади Махачкалы стали заполняться несущимися на полной скорости любителями быстрой езды. Пешеходы на тротуарах и прогуливающиеся в парках попали в ситуацию, когда в любой момент следует ожидать пролёта самоката весом 25 кг с наездником от 40 до 100 кг. Скорость ограничивается совестью жокея и возможностью покрытия.
При этом обращает внимание, что к лихой езде пользователей толкает экономическая модель проката . Самокат чужой. Минимальный тариф 200 рублей, на 40 минут. Естественно, что закон рынка толкает арендатора использовать по максимум эти деньги и время, соответственно, он выжимает полную мощь из арендованного самоката.
Так как тротуары и бульвары Махачкалы не очень-то приспособлены даже к пешим прогулкам, самокатчики выкатывают на проезжую часть, где действуют своеобразные обычаи.
Автолюбители не все привыкают различать огни самокатных фонарей, несущихся со скоростью 25 км/ч, тогда как средняя скорость автомобиля в центре Махачкалы примерно 15-20 км.ч. Плюс дагестанские автолюбители как активные участники гражданского виртуального общества одним глазом сидят в экранах своих гаджетах. Все это увеличивает уровень риска ДТП.
Ситуация осложняется тем, что Правила дорожного движения России пока не успевают за техническими новшествами и не ограничивает движение электрических самокатов по пешеходной части. На самокат можно становится не зная ПДД, даже ребёнку.
ГИБДД по Махачкале пока только разъясняет опасность электросамокатов и просит родителей обратить внимание, что «покупая ребёнку средства индивидуальной мобильности, важно понимать, что это не игрушка.». Надо отдать должное сотрудникам ГИБДД, что заботясь о здоровье самокатчиков, они просят вернуться их на тротуар, где им мешают пешеходы.
Однако, подобными предупреждениями ситуация не улучшается. Если выручку бизнесменов от проката самокатов ещё как-то можно посчитать, то потери из-за отказа граждан в прогулках по паркам, скверам и площадям из-за несущихся самокатчиков в деньгах не посчитать. Если бы дело было в одной стран дикого капитализма, то страховые компании оплачивающие медицинские счета по травмам из-за прокатчиков электросамокатов, занялись бы проблемой раньше муниципальных чиновников. Теоретически эти моги бы заняться и наши страховые компании, но для этого они должны зафиксировать рост травм. Но зачем ждать первой крови?
Во-первых, можно изучить опыт других городов. Совсем недавно один из ведущих урбанистов страны выступал на ЭХО-Москвы по теме развития электросамоваров в городах России, делясь положительным и негативным опытом российских и западных городов.
Во-вторых, речь не только об электросамокатах и не о компаниях зарабатывающих на их аренде, но и про велосипедистов. Однако, коммерсанты извлекают прибыль из городской инфраструктуры, поэтому с ними можно договориться о вложениях в виде выделенных полос на тротуарах, хотя бы в виде отметок краской, без специального покрытия, как пример тактического урбанизма.
В-третьих, власти города имеют право и должны определять порядок использования парков, бульваров и площадей. Поэтому не стоит ждать возбуждения уголовного дела за бездействие чиновников, после сбитых детей, поломанных костей или вооружённых драк в парках родственников потерпевшего с виновными. Можно просто установить запреты на движение велосипедов и электросамокатов в указанных местах отдыха граждан. Кроме того, компании должны получать право оборудования специальных остановок для своих электросамокатов, также как это делают представители других видов бизнеса. Ичаче как в Казани горд будет засыпан брошенными самокатами.
В-четвертых, после того как Илон Маск с 19-й пытки посадил свою новую гигантскую ракету, можно предположить, что технический прогресс позволяет с помощью программы ограничить скорость самоката в пределах 10 км/ч: там где ходят пешеходы должна быть скорость пешеходов.
Безусловно указанные предложения должны обсуждаться с участием бизнеса, ГИБДД и администрации Махачкалы. И так как столица республики впереди всех, на неё будут ориентироваться другие города республики. В тоже время законом признанный исторический и культурный центр Дагестана – город Дербент, уже начал вводить ограничения на движение велосипедов и самокатов в местах прогулок граждан. Например на бульваре, ставшем победителем номинации «Обеспечение доступности общественных территорий для инвалидов и других маломобильных групп населения» установлены вот такие знаки.
P/S Выше указанные предложения были сделаны исходя из опыта вождения велосипеда почти 13 лет и специально купленного электрического самоката – один месяц. Плюс ранее проведённые исследования электросамоката в Махачкала, а также одно ДТП с хорошим концом.
Подготовлено в рамках проекта "Институт города"
Слова Рамзана Кадырова вызвали беспокойство за безопасность на территории СКФО
"кровная месть"
11.10.2024 10:20