Не родись женщиной, или Почему не завершается Новолакское переселение?

24.10.2024 17:03

Двойные стандарты

16 октября в Махачкале прошла пресс-конференция выходцев Новолакского района, добивающихся своего включения в списки по программе переселения. Оказалось, что с этой проблемой сталкивается именно женская половина района. Что же здесь не так, разбирался журналист «Нового дела».

 

Путь длиною в 30 лет

Переселение лакского населения из Новолакского района началось в 1993 году, когда Совет Министров Республики Дагестан утвердил Положение № 28 о порядке его переселения на новое место жительства.

В соответствии с п.1.6 Положения, переселению на новое место жительства подлежат лакские семьи, проживающие в Новолакском районе, при обязательной прописке главы семьи в Новолакском районе, по состоянию на 1991 год включительно, а также вновь образовавшиеся семьи его детей, постоянно проживающие и имеющие регистрацию по месту жительства в его домовладении, освобождаемом в связи с переселением, при условии их отсутствия в ранее утвержденных составах семей своих родителей, а также лица, временно выбывшие из района в связи с прохождением военной службы в Вооруженных силах, учебой, работой, но имеющие на его территории жилые дома и строения, принадлежащие им на праве личной собственности, при условии возникновения права собственности до 1991 года.

В последующем в данное Положение неоднократно вносились изменения.

Положению о порядке переселения лакского населения Новолакского района на новое место скоро исполнится 32 года, однако до сих пор часть жителей не переселены, и это происходит не по их злому умыслу, а по причине странного подхода Комиссии программы переселения к составлению списка переселенцев.

 К северу от Махачкалы на территории Кумторкалинского района давно образованы села т.н. «Новостроя» — это села переселенцев из Новолакского района в рамках реабилитации чеченцев-аккинцев бывшего Ауховского района, которым возвращают земельные участки в нынешнем Новолакском районе.

Близким — все, другим — закон

Однако подход к составлению списков переселенцев оставляет вопросы, когда наряду с настоящими уроженцами Новолакского района земельные участки с домами получают люди по прихоти руководителей Комиссии и глав Новолакского района.  

Самый яркий случай — это подарок в виде участка на переселенческой территории села Тухчар от бывшего главы Новолакского района, а ныне руководителя Управления по переселению лакского населения Магомед-Гаджи Айдиева бывшему главе Дагестана Рамазану Абдулатипову. Сам Абдулатипов к тому же был признан почетным жителем данного села. Мы не знаем, оценил ли такой подарок Рамазан Гаджимурадович и оставил ли он в своей собственности этот участок, построенный на государственные деньги, однако этот случай наглядно показывает, что если очень хочется, то можно отдать участок по программе переселения кому угодно.

Менее впечатляющие случаи были с родственниками главы района, которые получили участки в Новострое, несмотря на то, что они хоть и лакцы, но не из Новолакского района (приложения постановления главы МО село «Шушия» имеется в редакции газеты).

И, говоря между нами, дагестанцами, можно было бы закрыть глаза на эти тухумные и хукуматовские подарки за государственный счет, как на то закрыли глаза сами правоохранители, если бы это доброжелательное расположение распространялось на тех, кто родился и вырос в Новолакском районе.

Но оказалось, что некоторым не повезло родиться не того пола. С этой проблемой к нам обратилась юрист Джамиля Будайчиева, она сама уроженка Новолакского района и намерена отстоять права своих землячек на включение в программу по переселению.

Для решения данной проблемы правительством РД первоначально был создан Оргкомитет по переселению, который составил списки переселенцев согласно поданным заявлениям о добровольном переселении лакского населения Новолакского района и выдал переселенческие билеты с указанием в нем состава семьи переселенцев. В последующем Оргкомитет по переселению был реорганизован в Управление Правительства РД по переселению лакского населения Новолакского района. Исполнение данной программы было возложено на Новолакский район, Советский и Кировский районы Махачкалы и Кировский районный суд Республики Дагестан.

 По мнению Будайчиевой и ее подзащитных, Управление по переселению пытается воздействовать через правительство РД на вышеупомянутые администрации районов и суд под благовидным предлогом защиты бюджета РФ. Но за счет бюджета делаются подарки от руководителя Управления по переселению, и не только родственникам, как было указано выше, но и нужным людям в правоохранительных органах. Приведем один такой пример. В с. Новолакское (Новострой) безвозмездно получил участок 15 соток прибывший на пару лет работать прокурором в Новолакский район Сулейманов Юсуп Анварович, который не является уроженцем или зарегистрированным до 1991 года в Новолакском районе, не прошел программу переселения, не был включен в списки переселяемых семей через Правительственную комиссию, хотя участок должен был быть предназначен для переселяемых семей из Новолакского района на новое место жительства (документы имеются в редакции газеты).

 

Как отказать переселенцу

По словам наших собеседников из Новолакского района, около десяти лет, с 2013 по 2023 годы, программа переселения была приостановлена. Но в 2023 году под благовидным предлогом актуализации документов Управление дало указания главам администраций переселенческого района заново принимать заявления о добровольном переселении жителей этих сел.

 Но благовидный предлог оказался чреват для переселенцев. Так, первоначальные папки с документами переселенцев были успешно утеряны в связи с изъятием этих документов правоохранительными органами. Хотя, как известно, при изъятии документов на основании вынесенных постановлений должностного лица правоохранительных органов составляется реестр изъятых документов конкретным лицом, и в случае надобности документы могут быть возвращены. Но зачем запрашивать возврат документов, если есть идея получше — перечеркнуть ранее утвержденные списки переселенцев. И если герой произведения «12 стульев» Остап Бендер знал 400 сравнительно честных способов отъема денег, то дагестанские чиновники нашли способы проредить ряды имеющих право на переселение.

 Дело в том, что программа переселения изначально должна была завершиться в 2000 году. Но прошло 24 года, и за почти четверть века в соответствии с законами природы уроженцами Новолакского района созданы новые семьи, а при тотальной безработице в этом районе главы семей вынуждены были в поисках работы выезжать на заработки за пределы не только Новолакского района, но и за пределы республики. Чем и воспользовались в Управлении по переселению. Управлением Правительства РД было принято за основу требование предоставить трудовую книжку, а затем утверждение, что раз семья выехала за пределы района, значит, она теряет статус переселенцев.

Далее уже в программу переселения были внесены изменения, из-за которых уроженки Новолакского района оказались поражены в правах из-за своей половой принадлежности.

Так, 22 июля 2007 года председателем комиссии (зампредседателя правительства РД) Ризваном Газимагомедовым даны разъяснения к постановлению Правительства Республики Дагестан от 16 июля 2004 года №177 «О внесении изменений в Положение о порядке переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительство, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Дагестан от 17 февраля 1993 года №28».

По единоличному решению члена правительства РД Ризвана Газимагомедова за его подписью оказалось, что уроженки Новолакского района не могут претендовать на включение в программу переселения, если вышли замуж за пределы района, а также если они разведены.

Процитируем некоторые пункты «разъяснения» Газимагомедова:

1) прописанные и проживающие на территории Новолакского района по состоянию на 1991 год включительно;

2) имеют имеющие на территории частные домостроения, но не проживающие и не прописанные по уважительным причинам (временно выбывшие из района в связи с прохождением действительной военной службы в вооруженных силах, учебой, работой, но имеющие на ее территории жилые дома и строения, принадлежащие им на праве личной собственности, при условии возникновения права собственности до 1991 года).

В списки переселяющихся на новое место жительство не могут быть включены, в том числе разведенная женщина, в том числе и те, которые были замужем за пределами Новолакского района. Они могут получить в судебном порядке долю жилья в доме прежнего мужа.

При этом автор разъяснения не говорит о том, что жена имеет долю в жилище мужа, только если эта недвижимость признана совместно нажитой.

Эти разъяснения интерпретируются представителем правительства РД по доверенности, замминистра юстиции Закавовой Р.А., представляющей интересы правительства РД при рассмотрении вопросов переселения в судах, и основной акцент в возражениях делается на эти разъяснения за подписью Газимагомедова.

Возникает проблема и с включением в списки переселенцев тех, кому на момент 1991 года не было 18 лет и они не были владельцами домовладений. Получается, жители Новолакского района, женившиеся после 1991 года и построившие себе жилье, не могут быть включены в программу переселения.

Еще один способ отказа семьям в переселении после 2023 года — это наличие детей, родившихся не в Новолакском районе. Как считает юрист Будайчиева, данное требование Комиссии Правительства РД противоречит ст. Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», право выбора способа родоразрешения принадлежит пациентке, за исключением случаев, когда выбранный ею метод медицинского вмешательства противопоказан врачом в связи с угрозой для жизни матери и (или) ребенка.

Также, отказ включить в списки переселенцев жителей Новолакского района по записи в трудовых книжках, по месту работы за пределами Новолакского района, при тотальной безработице в Новолакском районе, такой довод также противоречит ст. 37 Конституции Российской Федерации, гарантирующей защиту от безработицы.

Из всех материалов дел, рассмотренных в судах, следует, что девушки должны выходить замуж: 1) только за таких же переселенцев, 2) только в районе и 3) только за мужчин своего же села. Иначе как объяснить отказ включить в списки переселенцев семью гражданки Омаровой Патимы Рамазановны, уроженки с. Новочуртах Новолакского района, по причине того, что она вышла замуж за жителя села Дучи Новолакского района Омарова О.А.?

Касаемо женитьбы за пределами Новолакского района примечателен вопиющий случай семейства Гутновых, которые зарегистрировали брак в Тарумовском районе в 1999 году. В связи с вторжением в Новолакский район террористов во главе с Шамилем Басаевым и Хаттабом в 1999 году многие семьи были вынуждены эвакуироваться из Новолакского района. Но нет более важного события в жизни дагестанского человека, чем свадьба. Так получилось и для четы Гутновых, которые были вынуждены эвакуироваться из Новолакского района в Тарумовский район и сыграть запланированную свадьбу на месте временного проживания, зарегистрировав брак в Тарумовском районе в сентябре 1999 года. Теперь же эти жизненные обстоятельства используются против Гутновой (в девичестве — Алиевой) Н.Ш., и ее теперь отказываются включать в программу переселения, указывая на то, что гражданка Гутнова хоть и уроженка и жительница с. Новолакское, однако вышла замуж в Тарумовском районе, т.е. за пределами Новолакского района.

Еще один пример нарушения конституционных прав, приведенный Будайчиевой, — это случай Гайдарбековой Марины Гусейновны, которая первого ребенка родила в Новолакском районе, а второго ребенка пришлось по стечению обстоятельств рожать в сентябре 1999 года в г. Махачкале, аналогично из-за вторжения в Новолакский район террористов. В своих возражениях на исковое заявление по обжалованию принятого Комиссией на заседании отказа включить в списки переселяемых семей из Новолакского района представитель Управления Правительства РД по переселению лакского населения Новолакского района основанием отказа указывает то, что Марина Гайдарбекова «выехала из Новолакского района и проживает в г.Махачкала…Данное обстоятельство подтверждается тем, что в свидетельстве о рождении второго ребенка указано: место рождения: г.Махачкала».

А казуистика с местом работы наталкивает на мысль, что, по мнению правительства Дагестана, жители Новолакского района в ожидании переселения, которое тянется более 30 лет с неизвестным сроком завершения, должны были жить все это время на подножном корме и вести натуральное хозяйство, одеваясь в одежды первобытных людей. Иначе как объяснить отказ включить в списки переселенцев гражданку Буттаеву Г.Н., мотивируя это тем, что она работает в г. Хасавюрте в должности акушерки в Хасавюртовской Центральной городской больнице, хотя продолжает жить в 15 км от места работы — в с. Чапаево Новолакского района. Ей также отказывают в переселении в связи с тем, что она рожала детей именно в том роддоме, где сама работает, а не в Новолакском районе.

Эти отказы выглядят особенно циничными на фоне истории семьи Джамаловых. Так, одна из двоюродных сестер Магомед-Гаджи Айдиева Патима Абакарова вышла замуж за аварца Абдулманапа Джамалова в Хасавюртовском районе, где и проживает семейная пара. Однако не только Патима Абакарова получила участок, но даже ее сын, Рустам Джамалов, был включен в списки по переселению и получил участок вместе с матерью в переселенческом селе Шушия (в распоряжении редакции имеется фотография включения в список переселенцев). Получается, по мнению Управления по переселению, даже ребенок от брака жителя Хасавюртовского района и уроженки Новолакского района, проживающих в Хасавюртовском районе, имеет больше прав на переселение, чем уроженки и жительницы Новолакского района Гутнова, Гайдарбекова, Буттаева и многие другие лачки.

По словам юриста Джамили Будайчиевой, инициативная группа из уроженок Новолакского района, намеревающихся отстоять свои равные права на получение жилища в Новострое, достигла уже около двухсот человек, все они намерены добиваться справедливого к себе отношения со стороны Комиссии, в том числе в судебном порядке.

 «Получается, что женщины Новолакского района, дабы сохранить статус переселенцев, должны были выходить замуж только за своих односельчан, работать только у себя в Новолакском районе, рожать детей только у себя в районе. А если кому-то в связи с демографией и рождаемостью больше женщин, чем мужчин, «не повезет» выйти замуж, и при запрете официального многоженства, они ничего не получат от государства, в отличие от остальных своих земляков. А на новом месте жительства земельные участки для ИЖС не выделяются, пока их не включат в списки переселенцев. Такой заколдованный круг юридической казуистики и издевательство над людьми», — посетовала Будайчиева в беседе с корреспондентом «Нового дела».

Знакомясь с таким подходом наших законотворцев к определению лиц, имеющих право на статус переселенцев, у жителей Новолакского района складывается впечатление, что чиновники настолько оторваны от понимания, как живут их земляки, что потеряли связь с реальностью. Либо программой переселения занимаются люди, которые целенаправленно создавали способы «законного» отказа в чьих-то личных интересах.

P.S. Редакция готова предоставить площадку для разъяснения фактов, представленных в данном материале.

 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также