
Одна из реликвий Пророка (с.а.в.) останется в Дагестане
31.08.2013 03:14Самолет, на борту которого находились священные реликвии Пророка Мухаммада (с.а.в.), приземлился в махачкалинском аэропорту в воскресенье, 25 августа. Всего с Аравийского полуострова прибыло три чартерных рейса. Сопровождал ценный груз в республику хранитель святынь Пророка Мухаммада (с.а.в.) шейх Ахмад Аль-Хазраджи. Вместе с ним прибыли около 50 человек, среди которых были и представители молодого поколения. Встретили почетных гостей сразу по прилету муфтий республики Ахмад-хаджи Абдулаев, председатель Народного Собрания Хизри Шихсаидов, премьер-министр Абдусамад Гамидов, а также заместитель председателя Правительства РД Абусупьян Хархаров. На территории аэропорта собрались несколько тысяч человек из разных уголков республики. Кроме того, люди выстраивались в живой коридор и вдоль всей аэропортовской дороги. Несмотря на жару, они простояли в ожидании колонны со священными реликвиями несколько часов.
Попасть на взлетно-посадочную полосу, где остановился самолет с гостями, оказалось достаточно сложно даже аккредитованным на мероприятие журналистам. Охранники, ссылаясь на большое количество людей, отказывали в пропуске. И поэтому, чтобы заснять все происходящее, пришлось долгое время объясняться с дежурившими на проходной.
Недалеко от трапа самолета были расставлены люди с флагами, которые пели нашиды, прославляющие Пророка (с.а.в.). Женщины, стоявшие в сторонке и наблюдавшие за происходящим, не могли сдержать эмоций и плакали от радости. Слезы на глазах были даже у нескольких мужчин. По завершении организационных моментов и после небольшой фотосессии началось историческое для республики событие— выгрузка асаров, связанных с Пророком Мухаммадом (с.а.в.), на дагестанскую землю. Некоторые из присутствовавших мужчин, чтобы принять участие в выносе реликвий из самолета и погрузке их в автобус, не замечая никого вокруг, поспешили в самолет по трапу. Загрузив святыни в автобус, все присутствовавшие отправились в Центральную джума-мечеть Махачкалы для совершения обеденного намаза. На всем протяжении маршрута кортеж встречали радостные люди, которые приветствовали гостей и скандировали такбир, размахивая флагами.
Основные мероприятия этого дня были завершены, но самое главное ожидалось впереди. На следующий день, в понедельник, была запланирована процедура омовения волос Пророка (с.а.в.). Этот зрелищный ритуал длился практически весь день. Для него в зале Дворца спорта имени Али Алиева в Каспийске была установлена специальная конструкция из нескольких серебряных резервуаров для воды, соединенных между собой сетью труб. Воду, которой омывают прядь волос Пророка (с.а.в.), саудовские гости привезли с собой — она была взята из святого источника «Зам-Зам» (600 литров). В церемонии омовения участвовали только муфтий Дагестана Ахмад-хаджи Афанди и шейх Ахмад Аль-Хазраджи. А поприсутствовать при этом разрешили только имамам мечетей и религиозным деятелям. Завернув прядь сплетенных волос с головы Пророка (с.а.в.) в белый материал, ее положили в специальную маленькую ванну, куда подавалась вода. А после окончания ритуала прядь поместили в стеклянный ящик и выставили на обозрение. Куски материала были тщательно осмотрены с помощью лупы — не остался ли на них хоть один волосок. Использованная в ходе этой процедуры вода была разлита по бутылкам. Они в дальнейшем будут розданы имамам мечетей, и каждый желающий сможет у них взять немного этой воды для себя. Во времена Пророка (с.а.в.) такой же водой его сподвижники делали омовение.
Для того чтобы все желающие смогли посетить священные реликвии Пророка (с.а.в.) в спокойной обстановке, оргкомитет определил специальные дни для жителей разных районов республики. Так, в первые два дня к спорткомплексу, где организована была выставка реликвий, должны были прийти жители Махачкалы и Каспийска, остальные дни были распределены между районами. Пятница, когда мужчинам предписано совершать джума-намаз в мечетях, была определена для посещения только женщинами. Само открытие экспозиции для общего доступа было назначено на шесть утра во вторник. Но уже накануне ночью стало понятно, что, скорее всего, от запланированного графика придется все же отказаться. В ночь на вторник, по словам дежуривших охранников, у здания Дворца спорта собралось огромное количество людей, стремившихся попасть к реликвиям. И с каждым часом наплыв людей увеличивался. Пришедших все же решили пропустить раньше назначенного времени, благо все для этого уже было готово.
В связи с массовым посещением реликвий полицейские ограничили автомобильное движение в сторону Каспийска от поселка Зеленоморск и от «новохушетского» поворота. Это неудобство компенсировалось тем, что к месту проведения выставки был организован бесплатный проезд на общественном транспорте, регулярность которого не вызывала нареканий у посетителей. Корреспондент «НД», прибыв к «Анжи Арене» в 8:45 утра вторника, почти два часа ждал своей очереди, чтобы попасть в зал, где находились асары. Самая долгая задержка произошла у турникетов у входа на стадион — чуть более 40 минут (по словам охранников, это было связано с тем, что на экспозицию прошли женщины, и поэтому мужчинам надо было немного подождать). От «Анжи Арены» к Дворцу спорта имени Али Алиева был проложен коридор, огороженный с двух сторон забором. По нему люди проходили небольшими группами с десятиминутными остановками. День был жарким и безоблачным, и организаторами была предусмотрена бесплатная раздача воды практически на всем протяжении пути. Пожилых людей и тех, кто пришел с малолетними детьми, пропускали вперед вне очереди.
Стоявшие вдоль коридора волонтеры постоянно напоминали о желательности чтения салавата, а также тавбу — просьбы о прощении за совершенные грехи у Всевышнего. Уже перед входом в большой зал с реликвиями группы людей строились в ряд по два человека. Перед входом в зал волонтеры отслеживали, чтобы одежда пришедших соответствовала установленным нормам — мужчинам не разрешалось входить в рубашках или футболках с короткими рукавами и без головного убора. При этом многие задавались вопросом, чем объясняются такие требования, ведь даже во время хаджа головной убор необязателен, а во время тавафа вокруг Каабы — запретен. У женщин же открытыми могли быть только овал лица и кисти рук. Кто не соответствовал этим правилам, должен был встать в сторону и дождаться получения специальных нарукавников и других предметов одежды. По словам волонтеров, в первые же часы они не досчитались двух пачек заготовленных нарукавников — люди забывали отдать их на выходе, вследствие чего и возникала небольшая задержка. Если при ожидании у входа в зал соблюдалась очередность, и люди шли плотными рядами по два человека, то при получении нарукавников терпение у некоторых заканчивалось. Они, несмотря на то, что перед ними стояли люди, пытались первыми вырвать нарукавники и пройти побыстрее.
Для пожилых и людей с плохим зрением были предусмотрены дополнительные удобства — встав в левый ряд, они могли хорошо разглядеть волосы не только Пророка (с.а.в.), но и его сподвижников через увеличительные стекла. Волосы составляли основную часть выставленных асаров (всего 26 предметов). Помимо них шейх Ахмад Аль-Хазраджи привез в Дагестан и отпечаток ступни Пророка Мухаммада (с.а.в.), черный халат, в который был облачен Пророк (с.а.в.) в ночь Вознесения на небо, чаша, из которой он пил молоко и воду, светло-коричневая тюбетейка сподвижника, халат халифа Османа и другие вещи VII века. Эти бесценные реликвии будут доступны для обозрения мусульман в течение еще двух дней — до 1 сентября включительно.
По словам пресс-секретаря Духовного управления мусульман Дагестана Магомедрасула Омарова, имеется договоренность, по которой один из экспонатов — длинный волос Пророка Мухаммада (с.а.в.) — будет передан на хранение республике. Официальное мероприятие по передаче реликвии должно состояться сегодня в Центральной мечети Махачкалы.
Выше описано, что происходило в Махачкале в связи с прибытием реликвий Пророка (с.а.в.). Отношение к этим реликвиям у мусульман должно быть, на наш взгляд, трепетное. Не потому, что эти вещи могут оказать какой-то чудодейственный эффект (о котором говорят и в который верят христиане, называя мумифицированные останки людей мощами и целуя их), а потому, что эти вещи принадлежат любимому всеми мусульманами Пророку (с.а.в).
Здесь, наверно, будет уместно вспомнить случай из жизни сподвижника Пророка (с.а.в). Умар (да будет доволен им Аллах), второй праведный халиф, которому при жизни Аллах обещал рай, сказал, целуя черный камень, находящийся на восточном углу святой Каабы: «Ты всего лишь камень, и не более того, и я бы тебя никогда не целовал, если бы это не сделал наш Пророк Мухаммад (с.а.в)».
Конечно, есть разные мнения о том, как следует относиться к этому событию. Впадая в крайности, одни приравнивают посещение таких реликвий чуть ли не к совершению хаджа, для других посещение этих реликвий категорически неприемлемо — они называют это ширком (материал о том, кого можно обвинять в неверии, с мнением великих мусульманских ученых всех времен читайте в следующем номере «НД»). Однако, на наш взгляд, если мусульманин, не поклоняясь этим вещам, с искренним намерением веря в Аллаха, с любовью относится ко всему тому, что связано с Пророком Мухаммадом (с.а.в), то это надо только приветствовать и считать богоугодным делом.