
Основные правовые акты о противодействии терроризму в РД
14.10.2022 20:50
Противодействие терроризму — общенациональное дело
Терроризм представляет реальную угрозу национальной безопасности страны: похищение людей, взятие заложников, случаи угона самолетов, взрывы бомб, акты насилия в этноконфессиональных конфликтах, прямые угрозы, их реализация и т.д. Поэтому проблема противодействия терроризму в Российской Федерации — это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне.
Противодействие терроризму — это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Борьба с терроризмом могла бы быть несущественной, если не пресекать и не закрывать каналы финансовой поддержки террористов и экстремистов.
В целях повышения эффективности противодействия финансированию терроризма внесены изменения в ряд нормативных правовых актов, которыми: установлен единый подход к нормативному правовому регулированию деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом; усовершенствован правовой механизм противодействия отмыванию коррупционных доходов; установлен обязательный контроль за операциями с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организаций или лица. Кроме того, расширен круг работников финансовых учреждений, к которым могут применяться санкции и меры административной ответственности за несоблюдение законодательства в данной сфере. Правовое регулирование противодействия терроризму осуществляется также на уровне субъектов и муниципалитетов РФ, министерств и ведомств, их структурных подразделений, учебных и научных организаций и т. д.
О проблемах
В 2021 году Министерством образования и науки Республики Дагестан проведен социологический опрос среди учащихся старших классов общеобразовательных школ Республики Дагестан по вопросам профилактики деструктивного поведения. По статистике мониторинга, 72% молодых людей, обучающихся в средних профессиональных и высших образовательных организациях Республики Дагестан, обозначили интернет-пространство как основной источник, из которого они получают большую часть информации, формирующей их мировоззрение и используемой в жизни. Также исследовательская организация ВЦИОМ приводит данные за 2021 год о том, что двое из трех молодых людей в возрасте от 12 до 18 лет активно пользуются сетью «Интернет». Что же касается интернет-пространства, то оно не всегда благоприятно влияет на формирование личности молодого человека и его отношения к жизни. Анализ популярных среди молодежи информационных каналов сети «Интернет» также показывает, что деструктивный контент в сети «Интернет» преобладает над позитивным и охватывает широкую аудиторию.
За последние годы в Российской Федерации была сформирована многофункциональная антитеррористическая стратегия, в которой главный упор сделан на реализацию правовых мер противодействия терроризму. Между тем, несмотря на создание достаточной правовой базы, в рассмотренной сфере все еще имеют место определенные пробелы и недоработки.
Можно назвать следующие причины малой эффективности существующей системы противодействия терроризму:
— в деятельности органов безопасности не в полной мере реализуется универсальный принцип государственной антитеррористической политики — упреждение террористических актов;
— поверхностное отношение к вопросам безопасности, особенно региональных и муниципальных органов власти;
— слабая работа по привлечению к уголовной ответственности за пособничество терроризму;
— неразвитость системы добровольного информирования правоохранительных органов о подозрительных лицах и их действиях;
— недостаточно эффективная антитеррористическая пропаганда.
Только объединение усилий различных правоохранительных структур, а также гражданского общества является залогом эффективной реализации законодательных норм противодействия терроризму.
Основные правовые акты о противодействии терроризму в РД
— Закон Республики Дагестан от 4 апреля 2016 г. №20 «О профилактике экстремистской деятельности в Республике Дагестан»;
— Закон Республики Дагестан от 16 января 1998 г. №5 «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях»;
— Закон Республики Дагестан от 22 сентября 1999 года №15 «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан»;
— Закон Республики Дагестан от 11 апреля 1997 года № 7 «О порядке пересечения административной границы Республики Дагестан»;
— Постановление Правительства Республики Дагестан от 14 марта 2017 г. №61 «Об организации деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан в области противодействия терроризму»;
— Постановление Правительства РД от 24 января 2018 г. № 6 «Об утверждении государственной программы РД «Комплексная программа противодействия идеологии терроризма Республике Дагестан» на 2018–2020 годы»;
— Постановление Правительства РД от 25 декабря 2020 г. №284 «Об утверждении государственной программы РД «Комплексная программа противодействия терроризму в РД» (реализуется в один этап в 2021–2023 г.г.);
— Указ Главы РД от 8 октября 2015 года №245 «Об экспертном совете при Антитеррористической комиссии в РД». Экспертный совет образован в целях научно-методологического и аналитического обеспечения деятельности АТК РД и решения задач по выработке единой, научно обоснованной государственной политики в области противодействия терроризму на территории РД.
Экспертное мнение
Газимагомед Мухумагазиев, член экспертного Совета АТК Республики Дагестан
Сегодня, когда мы живем во времени глобализации, средства массовой информации играют определяющую роль в формировании общественного мнения, особенно в молодежной среде. В этих условиях становится крайне актуальной реализация проектов, направленных на формирование патриотического и гуманного мировоззрения, позитивной атмосферы и объективной информационной повестки в молодежной среде. Делать это необходимо, организовывая в том числе мероприятия, на которых сами молодые люди смогут высказывать свое мнение, а также эксперты смогут разъяснять те или иные сложные для понимания политические и общественно значимые события. На таких мероприятиях необходимо пропагандировать нравственное и позитивное отношение к тому, кто рядом, вне зависимости от нации и вероисповедания, а также любви к своей стране. Делать это качественно возможно с помощью обсуждения актуальных и важных процессов, происходящих как в республике, в стране, так и в мире в целом с участием конструктивно мыслящих молодых людей, добившихся в жизни успеха и являющихся для молодежи авторитетом.

На реставрацию Дагфилармонии выделили более 300 млн рублей
объект культурного наследия
20.05.2025 00:34
В Дагестане 327 тысяч участников «Движение Первых»
1535 первичных и 52 местных отделения
20.05.2025 00:30
Генплан Махачкалы сократит жилую застройку в два раза
построят 177 социальных объектов
20.05.2025 00:26