
Парламент заподозрил УФАС в сокрытии полномочий
26.06.2025 00:47О том, как страдает Дагестана из-за туристов и неэтичной рекламе можно судить по тому странному и напряжённому допросу которому подвергли на сессии руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы Дагестана Каира Бабаева.
В повестке на последнюю весеннюю сессию был поставлен вопрос «Об информации о деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан».
В официальном тексте на сайте парламента практически нет информации о содержании доклада Каира Бабаева и последовавшем после него диалоге. Хотя на видеозаписи сессии этот блок занял более часа.
Возможно, причина в том, что депутаты, в том числе руководство парламента выглядело не совсем подготовленными, т.к. не разобрались в компетенциях и полночах УФАС. Каир Бабаев побеждал число вопросов своим умением. При этом все выглядело, словно впереди выборы и депутатам надо показать, что они действительно озабочены ценами на продукты и авиабилеты.
«НД» расшифровало частично ту часть, в которой руководитель УФАС, закончив доклад стал отвечать на вопросы и претензии.
Заур Аскендеров:
Вопросы есть вопросы будут. Каир Абуталибович, я хочу сказать, что вот из доклада, у меня такое сложилось впечатление наверно и у моих коллег, что вы не очень верите в свою службу. У вас нет полномочий, вы не можете реагировать, вам не хватает законодательной базы понимание было над деятельности вашей организации. Не может быть чтобы вам не хватало полномочий чтобы регулировать цены чтобы обращать внимание на сговоры, на картельные сговоры, ведь поднятие цен они всегда чем-то обусловлены. И вот тут наверно работа службы должна быть и у вас, на мой взгляд, есть большие полномочия.
Слышен шёпот первого вице-спикера.
Вот тут Ахмед Салихович говорит билеты на самолёт, вот с чего они растут? Почему направлении Махачкала – Москва в четыре раза дороже чем Москва – Грозный? Хлеб такой почему у нас хлеб по такой цене? И ещё целый ряд вопросов почему цены на продукты питания растут, где обоснование? Я считаю у вас много полномочий, широкие полномочия есть для того чтобы проводить анализ, а потом с этим анализом уже выходить. Есть площадка есть оперштаб, где можно на этой же площадке выступить. Если вам не хватает какой-то помощи от депутатов, пожалуйста мы как представительный орган, тоже можем помочь вам в этом, если нужно законодательный орган, вам не хватает мы выходили с инициативой Государственную Думу о недобросовестных поставщиках товаров и услуг. К сожалению, были не поддержаны, но наши предложения были взяты в другие законы.
Каир Бабаев:
Генеральным прокурором.
Заур Аскендеров:
Правильно, Генеральным прокурором.
Каир Бабаев:
Можно ответить? Заур Асевович но я не то что о беспомощности службы, служба она как бы закатана в жёсткие ограничения по законодательству. Любой субъект у которого нету как бы 8% на рынке он никак не может субъектом ограничений со стороны антимонопольного органа. В тех сферах, которые вы перечислили у нас нет ни одного субъекта, который занимал бы два или более процента. Потому что по хлебопродуктам что даже по тем же нефтепродуктам мы проводили исследования мы проводили анализ, мы даже возбудили дело. Это дело было прекращено 22-м году комиссией центрального аппарата Антимонопольного службы. Мы не имеем права там кому-нибудь инкриминировать даже долю 8%. Поэтому это законодательные позиции, которые зависит от федерального закона. Там все эти позиции обозначены, это не то что мы беспомощны. Мы не можем эти рамки выходить. А выходим и сразу нашим решение отменяются.
Заур Аскендеров:
А каких рамках вы говорите? О количестве?
Каир Бабаев:
Конечно!
Заур Аскендеров:
Доли? А мы говорим о ценообразовании, почему цены растут и на это надо реагировать. – уточняет спикер парламента, – Нам важно чтобы цены были доступны особенно те продукты, которые являются жизненно необходимыми. В том числе и лекарства
Каир Бабаев:
Нет у нас полномочий чтобы мы вмешивались деятельность субъекта. И ответы я говорю у нас нет ни одного субъекта которые имеет более 2%. У нас в законе чётко написано мешаете станьте монопольного органа или привлечение или действием только если субъект, даже в составе картельного Союза, занимает не менее 8%.. Мы изучали ситуацию хотя бы республики нет таких субъектов которые можно было привлечь именно к антимонопольной ответственности.
Заур Аскендеров:
– Но обращать внимание и реагирует на то что необоснованно растут цены это же можно уйти в анализ ценообразования, с чего цена растёт. Мы говорим на люксовые товары мы говорим о насущных товарах которые необходимы. Тут же можно реагировать. Вот вы предлагаете давайте саде комиссию да пожалуйста давайте с экспертной совет. У вас есть широкие полномочия на мой взгляд вы можете привлекать и прокуратуру.
Каир Бабаев:
Мы работаем с прокуратурой.
Заур Аскендеров:
Вопрос который был причиной того что мы вы сегодня здесь послужил как раз таки обращение внимание главой республики Сергея Алимович Меликова на то что у нас есть неэтичная реклама абсолютно с этим согласен и у вас есть полномочия смотреть на это. Да это деятельность муниципалитета, которые выдают разрешение, но у вас есть такие же полномочия при выдаче разрешения на размещение рекламы высказать свое мнение и создать при себе реп при муниципалитете такой же экспертный совет совет который будет как раз таки оценивать и выдавать, вернее выражать свое мнение при выдаче разрешения на при размещении рекламы. В том числе учитывая особенности нашей республики, морально-нравственные, я имею в виду моральные чувства, действительно неэтичная реклама оскорбляет моральные чувства людей. Здесь у вас есть полномочия вы можете реагировать, договориться можете организовать работу. Мы рекомендуем, как раз таки обрати на это внимание.
Каир Бабаев:
Заур Асевович я могу сказать что все что касается фиксации именно такого рода рекламы - все пресечены. Вы если помните была по городу реклама «это вам не Китай», были рестораны в которых запрещали входить кому-то, потом реклама была в срезе с колбасой. Все что фиксируется нами это все пересекается. Я вам могу статистику привезти все что связано с неэтичной рекламой моментальный фиксации мы даже санкциями это все завершаем.
Заур Аскендеров:
Она статистика это визуально реклама как была так и есть, неэтичная, я имею ввиду. Она каждый день появляется у нас. Ездим по городу и видим что есть реклама оскорбляющая чувства, этически моральное чувство. Вот их надо пресекать, а что статистикой нам делать. Пожалуйста коллеги будут ли вопросы? Ахмед Салихович Саидахмедов.
Сайгидахмед Ахмедов, вице-спикер:
Я всё-таки хочу вернуться к вопросу об авиаперевозках. Крупные компании продают эти билеты если у вас полномочий нет то хотя бы обратиться в вашу, туда, в центральную но это же надо, необходимо решить. Это же не дело когда аналогичное расстояние, аналогичный регион рядом грозы дешевле билеты потому что туристы видите ли к нам едут. Ну тоже будет по таким дорогим билетом сюда лететь, обратно лететь. Наши граждане страдают. Всё-таки это наболевший вопрос, я бы на это обратил внимание. Вы что ответите на этот вопрос?
Каир Бабаев:
Значит, 20-м году мы как раз таки занимались этим вопросом и возбудили дело по в ем авиакомпаниям. Это было прецедентом в Российской Федерации, когда шесть компаний им было инкриминировано позиция коллективного доминирования и возбуждено дело и мы просчитали что стоимость на тот момент в 20-м году для любой компании не может выходить за приделы из 6 - 10 тыс. руб. Мыто рассчитали. Мы анализ сделали, мы более того возбудили дело, выдали этим шести компаниям предписания. Эти шесть компаний обратились в центральный аппарат ФАС , вот одна из причин приезда сюда была руководителя выяснить ситуацию по этим ценам. И по обращениям авиакомпании мы готовились судебным процессом здесь здесь и опережая судебные процессы в республике наше решение было отменено центральному аппаратом фас. Я опять таки говорю что та самая система динамического ценообразования, когда в зависимости от спроса растёт цена этого продукта оно не является экономически обоснованным. Она это американская система но она позволяет увеличить на 30 – 40% но в Российской Федерации мы произошли всех и система динамического ценообразования даёт возможность всем компаниям поднимать стоимость нормальной стоимости 4 – 5 тыс. руб. поднимать её до 20 – 25 тыс. руб. опять таки если бы полномочия были у нас мы бы мы продолжили бы эту работу по этим авиакомпаниям. Но к сожалению отдельным письмом центрального аппарата все эти полномочия рассмотрению жал передан центральный аппарат. Поэтому каждую жалобу с нашим дополнением, что нужно делать мы направляем. В прошлом году мы обращались с этим вопросом главе республики и глава республики как раз таки с нашей этих вставкой на письма председателю правительства Российской Федерации. Мы даже предполагали, что если по авиакомпаниям невозможно что-то сейчас сделать…
С места депутат какой-то выкрикивает
Каир Бабаев:
Отменить систему динамического ценообразования – один только момент. Уважаемые коллеги я могу вам только сказать, Владимира Абдуалиевич, когда ещё при нём начиналось вот это всё, когда мы ему объясняли что это такое система динамического ценообразования, тогда он поднял вопрос, если мы там в государственной думе поднимем вопрос, вы готовы там выступить и объяснить там что это такое и почему его нужно отменить. Но я не делаю секреты, я могу сказать, я с авторами, кто разработал эту систему я с ними общался, пытался понять в чем смысл этой системы. Её придумали для того чтобы спасать лет 15 назад железнодорожный отрасли и потом плавно перевели спасая и авиакомпании, которые могли обанкротиться. Поэтому у вас есть инициатива именно выйти с предложением отменить эту систему динамического ценообразования, оно не имеет никакой экономической целесообразности но она работает по всей стране. Где самые дальние маршруты, вы знаете, что они субсидируются. Мы даже выходили из предложением, почему Дагестан не может субсидирован. Из-за того что у нас, да туризм у нас идёт в развитие и это в ущерб и туристам, но в основном-то ущерб переходит на тех людей которые по необходимости летают в Москву и обратно. Поэтому вот того что и наш маршрут субсидировать мы так поставили вопрос и вторую откроем, вторую поезд открывать Махачкала – Москва, фирменный, это всё-таки альтернатива. Поэтому мы в этой части, я считаю то, что мы можем мы делам. А то что не можем, можно говорить, но результаты какой?
Сайгидахмед Ахмедов:
Мне кажется всё-таки там спроса рождает предложение – это формула не работает. Почему, потому что заходишь в самолёт, полупустой самолёт от билет дешевле никак никто не купит. Полупустой самолёт. А чтобы от спроса зависело, самолёт должен быть полным, люди должны конкуренцию иметь, там этого нет . Там чисто работа антимонопольной службы. Они вот дешевле цену не ставят, а кому нужно лететь а они вынуждены брать по этой цене эти билеты купить я считаю что это чисто ваша работа. Ну естественно если от законодателя, предложение дайте носите если где-то есть давайте сделаем. Но это не дело одно и то же Дагестан все время страдает из-за туристов, наши граждане страдают, три – четыре раза выше цены платят за билеты. Это не порядок. Самое главное, что по продуктам то есть как сказал Заур Асевович, то же самое вот как туристы, и на фрукты на всё женщины жалуются резко цены поднимаются летом. Это антимонопольная служба. Спасибо.
Заур Аскендеров:
Ваше полномочие – это ценообразование на социально значимые товары и услуги. Правильно же это чисто ваша функциональная положение. Поэтому, давайте, здесь нужно это очень важный момент, действительно люди страдают из-за этого. Люди страдают когда цена на хлеб обоснованно обгоняй инфляцию растёт. Этого не должно быть. Тут надо принимать меры согласен, что это чисто ваше полномочия. Принимайте. Выходите с продолжением давайте как-то в этой части нам надо очень серьёзно с вами поработать вернее вам мы готовы помочь.
Марат Алияров:
Уважаемый Каир Абуталибович, возвращаясь к проблеме рекламы, вот вы говорите, вот хотелось бы узнать эти предписания касались незаконной установки конструкции или всё-таки исправлений контента рекламы? И касаясь этого, штрафы которые оплачиваете, вот всё-таки дело в размерах штрафов, может быть штрафы маленькие? Получается, предприниматель готов платить штраф и, как говорится в простонародье, хайпануть на рекламе, и дальше тоже работать также. То есть, если как здесь Заур Асевович отметил, может законодательно закрепим может размер штрафа надо увеличить? И возвращаясь к этому проблемам участку мониторинг рекламы, да это правильное решение и создание совета депутатский корпус готов к этому подключиться вот в этом направлении что вы скажете?
Каир Бабаев:
Рекламные конструкции это ответственность муниципальных образований. И в этой части мы как раз таки выдавали пред подписание органа муниципальным, администрации которых, кстати были исполнены. Не помню до санкции доходило или нет но то что касается самого контента, да это уже ответственность как рекламодателя рекламораспространителя реклама производителя и в зависимости от того кто в этой более ответственный мы с ними работаем по внесению санкций. Однозначно согласен с вами что на предпринимателя средней руки, особенно ИПэшнеков и ООО мизерные штрафы рублей, пять – шесть тыс. руб. и это никак не решает проблему. Только на юридические лица, там штраф доходит от 100 до 500 тыс. руб.. но у нас как правило в этой сфере занимаются ИПэшники или ООО. Вот сейчас прорабатывается вопрос центральным аппаратом фас как раз таки до миллионным штрафам доводить санкции по банковским нарушениям. Когда банки нарушают закон о рекламе их не приравнивают к сфере ИП и ООО. Но всё-таки сама реклама, где контент и у нас идёт как бы ходящий штрафы потому что на рынок с рекламой выходит те, которые хотят себя обозначить и здесь сразу с ходу им давать огромные штрафы это можно привести к закрытию бизнеса тоже этот момент продумывать законодатель. Ну я хочу сказать что у нас очень редко бывает чтобы кто-то второй раз выходил на те же самые нарушения. Поэтому однократно вынесении штрафов приводит к устранению самого нарушения. Поэтому тут особых проблем мы не видим. Кроме, скажем так, есть упёртые пока там до второй, третий стадии не дойдём уголовной, там есть у нас такие субъекты, особенно в части рекламы пива но мы занимаем там мы уже доводим до крупных штрафов. А средний бизнес выходит на рекламу. Особо проблем нет и однократно применении санкций приводит к результатам.
Али Алиев:
Скажите пожалуйста у меня вот такой вопрос, вы упомянули здесь такую вещь, что вы имеете право, закон вам позволяет вмешиваться в том случае, когда в течение шести месяцев цена растёт на 10% больше становится. Вот за последние три-четыре года, если просто последить за ситуацией на рынке, помидоры обычные стоили 50 руб. сегодня они стоят 250-300 руб. Почему-то вы не вмешиваетесь если у вас есть такое право. В течение 10 месяцев на 300% выросла а где ваша реакция почём вы не вмешиваетесь?
Каир Бабаев:
В течении, я сказал, 60 дней на 10% при этом исключая факторы сезонности. Вы знаете, что про помидор это продукт сезонный и он там вверх вниз, цена всегда поднимается. Кроме того у нас это вопрос не прямого применения нормы антимонопольного законодательства. Мы после того как это все мониторируем, информацию доводим до правительства Российской Федерации. И меры по ограничению стоимости на какой-то период принимает только правительство Российской Федерации. Если вы помните по сахару, по подсолнечному маслу были приняты такие меры, а всё остальное, уважаемые депутаты это всё-таки рыночная стихия спрос предложения рождают цену письку мы с вами хотим как, прессе социализме что ли сейчас, давайте там установим это самое и будем диктовать каждому цену?
Зульгимар Тагибова:
Уважаемый Каир Абуталибович, совет по этике рекламы давно напрашивается потому, что у нас очень агрессивный и неэтичная реклама, на что обращает как метели вы и глава республики наши гости. И уважаемые коллеги, у нас должен формироваться культурный код рекламы нашей республики связанные именно с нашими традициями, с нашими нарядами, но далеко не с закрытыми лицами, то что мы видим сейчас на рекламах. В Дагестане традиционно никогда не закрывали лица и сейчас это стало переноситься, закрытые лица, вы знаете на рекламы и реклама, как мы понимаем имеет сильное воздействие на формирование моды и на поведение людей. Прошу учесть этот вопрос. Второе, уважаемый Каир Абуталимович, справедливо все коллеги тут отмечали такое неправильное необоснованное ценообразование типа ссылаются авиакомпании на такой модное словосочетание динамичное образование и цен. Мы многократно давали со сравнительная характеристикой цены, где в три раза дольше расстояние однако цены ниже чем в Дагестане. Такие же необоснованные ценообразование - валюта падает, цены не бензин не подорожал- у железнодорожного транспорта. Они тоже вдогонку подняли цены с компаниями. Лето это время время, когда социально не защищённые слои населения могут себе позволить выехать это многодетные семьи это ученики, это учителя. Скажите пожалуйста, им не суждено вообще отдыхать, не железной дорогой? Также наши автобусы которые выезжают одновременно поднимают цены. Здесь конечно же справедливо отмечают это убивает вообще наши инвестиционный потенциал буквально все что можно убить и отдых и детей и так далее. С этим, конечно, однозначно надо радикально разобраться и что-то вместе, совместно. Я понимаю что мы поддерживаем вас то, что вы говорите, что многие законы не позволяют, но законы пишутся людьми и давайте что-то с этим сделаем. Спасибо!
Каир Бабаев:
Спасибо за вопросы. Ну вы знаете, я объясняюсь вам и чувствую себя виноватым за всё что происходит с ценами. Да и в какой-то степени мои объяснения подводит тому что я как будто хочу оправдать тех, кто занимается повышением цен. Это далеко не так, мы выходили с предложением и не было поддержано что хотя бы вот по 15 там по разным списками разные продукты, на которые есть первый спрос, по ним предполагали всё-таки даже, как в развитых рыночных странах, Германии, какой-то степени, как по лекарственным препаратам, установить определённые пределы. Я вот как раз таки вот опережаю ваши вопросы я говорил, что покажите мне закон с которым нам можно вмешиваться этот процесс покажите нам норму права по которой антимонопольный орган имеет на рынке, где десятки тысяч субъектов и ни у кого нет монопольных позиций, спрашивать чем он занимается, даже анализировать. Вот если в этой части депутаты могут инициировать изменения этих пропорций и хотя бы доведение этих процентов до двух до единицы или до решающего значения на рынке, вот тогда будут полномочия антимонопольных органов
Заур Аскендеров:
Это ваши профессиональная узкая деятельность. вы должны выходить с предложением об этом вы говорите в качестве стыдно и оправдываетесь перед нами это нам тоже перед людьми и стыдно когда цены на социально значимые товары продукты и услуги растут причём обоснование как уже коллеги вот таких явных нет не то что там это говорит валютный товары и тут цена на доллар выросла или ещё какие-то там на энергоресурс не можем понять и объяснить людям не можем почему цены растут поэтому все пригласили это проблема которые надо решать хотя вот ваша специализация вам надо сделать анализ и если вы у вас есть такое право на вынесение нормативные правовые базу да пожалуйста пользуйтесь своим правом вносите давайте обсуждать есть рабочие группы депутаты…
Подобный диалог продолжался еще около 20 минут.
В итоге депутатов проголосовали за проект постановления по информации руководителя УФАС со счётом: 66 «за» 0 «против» и 1 «воздержался».
2. Рекомендовать Правительству Республики Дагестан:
1) создать республиканскую программу консолидации активов субъектов естественных монополий;
2) создать экспертный совет для обсуждения проблем в сфере рекламы в Республике Дагестан;
3) усилить контроль за соблюдением исполнения государственных контрактов в рамках национальных проектов и недопущением необоснованного продления срока исполнения контрактов, а также за недопущением заключения дополнительных соглашений о расторжении контракта по обоюдному согласию при наличии оснований для расторжения контракта в одностороннем порядке и направления информации в Управление Федеральной антимонопольной службы для включения поставщика (подрядчика, исполнителя) по контракту в реестр недобросовестных поставщиков.
3. Рекомендовать Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан:
1) усилить контроль за своевременным исполнением выданных предписаний;
2) усилить контроль (надзор) в сфере рекламы по Республике Дагестан, своевременно принимать меры по устранению нарушений.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан:
1) принять к сведению предложения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан по обновлению транспортного парка для перевозки пассажиров;
2) строго соблюдать приказ Федеральной антимонопольной службы от 22 ноября 2024 года № 894/24 «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин»;
3) усилить контроль за соблюдением исполнения муниципальных контрактов в рамках национальных проектов и недопущением необоснованного продления срока исполнения контрактов, а также за недопущением заключения дополнительных соглашений о расторжении контракта по обоюдному согласию при наличии оснований для расторжения контракта в одностороннем порядке и направления информации в Управление Федеральной антимонопольной службы для включения поставщика (подрядчика, исполнителя) по контракту в реестр недобросовестных поставщиков.

Водного оператора не напугало уголовное дело энергетиков

Отмена приватизации нефтезавода и уголовное дело на госсекретаря Дагестана
неожиданный политические поворот
26.06.2025 01:43