Почему таркинцы решили наказать убийц альтернативными методами и можно ли было избежать трагедии?

15.01.2021 14:12

За несколько дней в поселке Тарки произошло два убийства. Причиной называют наркотики. Можно ли было избежать трагедии и почему граждане оказались вынуждены своими силами бороться с наркомафией и искать механизмы деэскалации конфликта? Сможет ли власть установить истинную причину трагедии и сделать оргвыводы, которые помогут избежать подобных убийств впредь, покажет время.

3 января на склоне горы Тарки-Тау в Махачкале был убит 23-летний местный житель Вали Абдурагимов, который выступал против распространителей наркотиков. 5 января решением Советского районного суда был арестован 28-летний Джаммалитдин Болатханов, подозреваемый в убийстве Абдурагимова. 7 декабря пресс-служба республиканского МВД опубликовала видеоролик допроса арестованного, в котором он признается в убийстве и подтверждает, что между ним и убитым регулярно происходили конфликты.

По данным СМИ и жителей поселка, к незаконному обороту запрещенных веществ был причастен бывший силовик Уллубий Амиров. 6 января в поселке Тарки после общественного схода, на котором обсуждалось убийство активиста Абдурагимова, молодые люди двинулись к дому человека, которого они считали виновным в распространении наркотиков. Завязалась драка, в ходе которой ножом был убит житель поселка Керим Хайруллаев. По подозрению в этом убийстве были задержаны еще два местных жителя. 11 января появилось сообщение о том, что Амиров задержан за хранение наркотиков в особо крупном размере.

Жители поселка заговорили о необходимости выселения семей тех, кто причастен к убийству активистов. Ситуация в поселке была очень напряженной и могла еще больше обостриться. Долгое время власть никак не комментировала произошедшее, и казалось, что не собирается вообще туда вмешиваться. 

Первым на произошедшее официально отреагировал мэр Махачкалы Салман Дадаев 7 января. Он вместе с представителями правоохранительных органов встретился с жителями поселка в мечети и призвал таркинскую молодежь прислушаться к мнению старейшин села и выполнить решение алимов. И уверил, что виновные понесут наказание по всей строгости закона.

8 января местные алимы приняли решение о выселении семьи подозреваемого в убийстве во избежание дальнейших конфликтов. Как уверяют таркинцы, мера такая была продиктована тем, что после убийств главный, по их мнению, зачинщик оказался ненаказанным.

Такое решение вызвало дискуссию в дагестанских соцсетях, при этом власть на это никак не отреагировала. В целом, судя по комментариям, большинство дагестанцев одобрило инициативу таркинцев по выселению семьи убийцы. Власть не смогла предложить эффективный законный механизм урегулирования конфликта, который устраивал бы таркинцев, да и реакция профильных ведомств — МВД или Минмолодежи — была слишком запоздалой и вялой. Бывший начальник наркополиции Дагестана, ныне врио министра по национальной политике и делам религий Дагестана Энрик Муслимов попытался таркинцам объяснить, что подобные вопросы в государстве должны решаться в юридической плоскости. «Решением таких проблем должны заниматься правоохранительные органы. Общественные решения не должны подменять и замещать деятельность местных властей и компетентных органов», — заявлял на встрече с представителями поселка Муслимов. Однако уже было слишком поздно, и на решение джамаата это никак не повлияло.

Стоит отметить, что сам этот поселок уже давно живет обособленно, и не всегда его внутренняя жизнь регламентировалась законом. К примеру, жители Тарки легко могли ограничить въезд на территорию поселка тем, кто там не проживает.

Все помнят заявление представителей Тарки о запрете проводить какие-либо мероприятия на территории поселка представителям других этносов, и тогда профильное министерство сработало не на достаточном уровне. 

«У жителей населенного пункта есть мнение, что конфликт, приведший к смерти двух человек, возник из-за того, что правоохранительные органы не препятствовали деятельности местных наркоторговцев», — цитирует слова жителя поселка «Молодежь Дагестана». Сложно с этим мнением не согласиться. Если бы у людей была вера в справедливость и уверенность в том, что правоохранительные органы разберутся по закону с распространителями наркотиков, у активистов отпала бы необходимость, рискуя жизнью, бороться с наркомафией. Судя по аудиозаписи, отправленной Хайруллаевым своему другу, этот конфликт разгорался уже давно и ему уже поступали угрозы от барыг. «Они ловили закладчиков, нашли тех, кто им поставляет наркотики. Они называли главных зачинщиков всего этого. В итоге у них постоянно происходили конфликты с этими людьми. Вали был убит выстрелом в голову. Стрелявший подошел к нему и без предупреждения выстрелил», — приводит слова жителя поселка «Кавказский узел».

К сожалению, это не единственный поселок, жители которого своими силами борются с распространением наркотиков. И эта ситуация еще раз напомнила нам о том, что есть серьезные проблемы в вопросе доверия населения к работе правоохранительного блока.

До революции 1917 года в Дагестане практиковалось выселение преступников из села, но даже тогда такие меры не применялись к их родным, указал доктор исторических наук, этнограф Руслан Сефербеков. «Обычно такое наказание применялось к тем, кто совершал проступки, выходившие за рамки адата (норм обычного права у мусульманских народов). В основном выселяли тех, кто совершал убийство. Но, как правило, такая мера была применима только к отдельно взятому человеку. Выселить могли убийцу, но не его семью», — рассказал историк корреспонденту «Кавказского узла».

По его словам, человека могли изгнать из населенного пункта как временно, так и навсегда. «По адату, выселяли убийцу на определенное время или навсегда. Это зависело от конкретного случая. Если, к примеру, убийство было совершено непреднамеренно, то виновный спустя какое-то время мог вернуться в родное село. Решение принимала местная мусульманская община, сельский сход или совет старейшин. При этом учитывались местные адаты села, вольного общества или феодального общества», — пояснил он.

За исполнением принятого решения следили специальные люди. «Как правило, человек, которого было решено выселить, не мог ослушаться. Они не возмущались и не возражали. Провинившегося старались выселить подальше от семьи убитого. К примеру, из Цудахара могли выселить в Ахты, из аварских обществ в Южный Дагестан. Уже после этого, по истечении какого-то времени инициировали обряд примирения семьи убитого с преступником. К семье убитого ходили старики, которые просили прощения и старались материально возместить пролитую кровь. К тому же это поощрялось шариатом. Духовенство рекомендовало идти на примирение, так как это является богоугодным делом», — указал Руслан Сефербеков.

Мы на сайте решили выяснить отношение дагестанцев к такой форме урегулирования конфликта, разместив следующий опрос:

«Жители поселка Тарки решили выслать из поселка семьи тех, кто причастен к убийству активистов по борьбе с распространением наркотиков.

— Поддерживаю такое решение, вся семья должна отвечать за действия родственника — 42%; 

— Не поддерживаю, остальные члены семьи не несут ответственность за действия родственников — 22%;

— Все должно быть в рамках закона — 35%;

— Мне все равно — 1%».

Голосование продолжается на сайте ndelo.ru

P.S. К моменту подготовки газеты в печать в правительстве началось внеочередное заседание Антинаркотической комиссии РД под руководством врио главы Дагестана Сергея Меликова. Меликов раскритиковал работу антинаркотической комиссии, идею решения вопроса путем выселения семьи и призвал уважать закон. Глава МВД Дагестана Абдурашид Магомедов в ходе заседания заявил, что Дагестан занимает второе место в России по числу наркопреступлений. «Что касается поселка Тарки, то эта группа была в разработке давно. Но после инцидента пришлось ускорить работу, выявлены множественные закладки. Также отмечу, что ни разу оттуда не поступило сообщений о ситуации, складывающейся по линии распространения наркотиков», — заявил Магомедов. Уже по истечении недели прокурор Дагестана Алексей Ежов заявил о недопустимости призывов к выселению и другим видам самоуправства.
 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

С. Меликов доложил В. Путину о развитии курорта на Каспии

совещание у президента

28.03.2024 21:04

Дагестан в лидерах по наркопреступлениям

видеозапись отчета министра ВД

28.03.2024 20:36

С понедельника вводится противопожарный режим

постановление правительства

28.03.2024 18:58