Постпарадное обострение в транзитных коридорах власти

24.05.2023 00:51

Недавняя спецоперация в Кулинском районе — как дополнительный сигнал о возвращении в недавнее трагическое прошлое. Оценку произошедших за две недели событий в Дагестане лучше начать с конца и издалека, а точнее, с Ирана. Так можно лучше понять всю картину перестановок, выставок и даже заявлений по уголовным делам.

Россия вложила крупные средства в небольшой участок Ирана для строительства железной дороги от станции на границе Азербайджана до иранского города Решт. В случае завершения проекта грузы из Индийского океана на Балтику будут доходить на 20 дней быстрее. В условиях западных санкций южный коридор для страны становится ключевым в развитии экономики. Естественно, что вложения в Иран не должны быть обесценены на отрезке дагестанского транспортного узла. Поэтому чем больше Россия вкладывает в транспортный коридор, тем дороже Дагестан.

Эхом подобного вывода может служить неожиданное резкое политическое заявление главы Дагестана о справедливости. Восстановление судом на работе экс-руководителя Территориального фонда социального страхования Сулейманова и замена строгого режима на мягкий экс-руководителю Медико-социальной экспертизы Махачеву — героям громких уголовных дел во время чисток при Владимире Васильеве, вызвало у комментаторов в соцсетях ощущение проигрыша государства местным кланам. Сергей Меликов как представитель власти, приняв волну недовольства, сделал политическое популярное заявление о несогласии с юридическими решениями судов: «Не хочется прибегать к неуместному пафосу, но подобное развитие событий противоречит идеям справедливости и неизбежности наказания за ущерб, нанесенный обществу». А по поводу ущерба от некачественной работы Следственного комитета Меликов ничего не сказал. А ведь за эту странную историю с неизвестными виноватыми расплатиться придется Минфину РД, то есть дагестанцам. Дела могут разойтись с громкими словами, но высказанные мысли показывают, насколько важно власти в Дагестане общественное спокойствие и доверие к ней, хотя прямых выборов главы республики нет.

Указанная политическая установка проявляется в особом стиле Сергея Меликова по работе над ошибками. Например, несмотря на кавалерийский наезд на критиков строительства мусорного полигона возле села Н. Урада, уже больше двух недель там не появляется техника, так как выяснилось, что экологической экспертизы нет, а без нее все работы незаконны.

В декабре 2021 года Сергей Меликов заявил: «Анализ деятельности органов госвласти проводится постоянно… Внесение изменений, в том числе кадровых, которые позволят повысить эффективность — это тоже постоянная работа. Я не хотел бы чтобы в Дагестане из этого делали отдельную историю. А то у нас четвертого помощника шестого заместителя заменишь, и сразу начинают там пальпироваться все эти вещи: а какой он национальности, а из какого он района, а он с Меликовым служил раньше или не служил, а он, наверно, у Гасанова в приемной, видели его четыре месяца назад… Штирлиц отдыхает с вашими глубоководными такими прощупываниями. Да нет ничего такого на самом деле. Определяю я. Определяю исходя из профессионализма и деловых качеств. Ошибаться тоже я могу».

Сразу после майских парадов властям республики пришлось исправлять ошибку в Махачкале. В ноябре после ухода Салмана Дадаева вице-премьер Ризван Газимагомедов был переведен на должность и.о. главы Махачкалы с бронированием поста в правительстве. Для эксперимента перенесли сроки избрания главы города через конкурс на полгода. Но результат сочетания команды госсекретаря Магомед-Султана Магомедова и экс-спикера горсобрания времен Саида Амирова не пошел городу на пользу. Махачкала потеряла шесть месяцев. Кадровое решение по Махачкале Сергей Меликов объяснил, упомянув об ошибке: «Рассчитываю, что он сформирует команду, которая сумеет эффективно развивать столицу. С учетом тех ошибок, которые были выявлены Ризваном Казимовичем».

Как выяснилось, Умавов породнился с семьей того самого руководителя Администрации Алексея Гасанова, и большая часть карьеры выходца из даргинского села Кадар Буйнакского района была связана с политическими успехами Гасанова по время президентства Муху Алиева. Возможно, заведующий кафедрой коммерции и маркетинга, не замешанный в крупных политических, финансовых и клановых махинациях последних лет, Юсуп Умавов сможет навести элементарный порядок управления в администрации столицы или хотя бы на рынках. Однако пока никто не заявил о возмещении ущерба уровню предсказуемости и доверию власти, вызванного рискованным экспериментом с Ризваном Газимагомедовым.

Это можно было бы принять крупным эпизодом в клановой ротации Дагестана, если бы не параллельные шаги властей республики по наведению порядка на отрезке коридора Север — Юг, в Махачкалинско-Каспийской агломерации. Хотя сейчас все как в басне про лебедя, рака и щуку. Руководство парламента Дагестана хочет принять закон об агломерации, заявляя, что нет такого термина, хотя ранее правительство установило даже границы Махачкалинской агломерации. При этом депутаты не пригласили на свое совещание представителей Каспийска и Махачкалы, а также членов правительственной комиссии по развитию столицы Дагестана. Одновременно Сергей Меликов в Москве договаривается с корпорацией ДОМ.РФ, чтобы она профинансировала создание социально-градостроительной  конституции (мастер-план) агломерации.

У председателя правительства Дагестана Абдулмуслима Абдулмуслимова свое отношение к будущей Большой дороге. Между Каспийском и Махачкалой республика принимала главную гордость и детище бывшего министра сельского хозяйства — всероссийскую выставку племенных овец и коз. Абдулмуслимов везде говорит, что Дагестан — главный поставщик баранины в Россию и в страны Персидского залива, утверждая, что до Тегерана 72 часа пути. При этом у премьера еще одна приятная новость — начало строительства мясообрабатывающего завода на землях с.Кульзеб Кизилюртовского района, прямо возле федеральной трассы «Кавказ», которое при некачественной реализации может вывалиться в очередной протест жителей близлежащих сел.

Несмотря на бурную деятельность после продолжительных выходных, с повышением температуры воздуха в Дагестане возникает ощущение, что республика не успевает. Наплыв туристов и традиционная летняя миграция дагестанцев домой с увеличением потребления электроэнергии могут вновь привести к веерным отключениям.

Неясность ситуации усиливает всплывшее (намеренно слитое?) письмо Сергея Меликова с визой Владимира Путина о нехватке денег для компенсации «Россетям» пониженного тарифа. Пробки на дорогах и рост цен на продукты явно не порадует местное небогатое население, а также туристов, перед которыми снова забрезжил авиакоридор в Грузию. Оптимизма в туристической сфере не прибавляет проскользнувшая информация о ликвидации боевиков в Кулинском районе. Есть масса вопросов об окончании учебного года в школах, где не проводят занятия после Ураза-байрам из-за необходимости проведения капитального ремонта и освоения бюджетных средств.

Неприятный школьный звонок прозвучал в беседе премьера России Михаила Мишустина и главы Дагестана Сергея Меликова  на полях Кавказской инвестиционной выставки. Руководство республики почему-то просит почти 9 млрд рублей на реализацию проектов в Дербенте и 2,8 млрд на спортзал. Тогда как не выполнена программа по увеличению количества школьных мест. При этом оказывается, что Дагестану существенно подняли норму сбора налогов после провала прошлого года.

Впереди осень и риск смены руководства Дагестана для освещения облика власти перед грядущими весенними президентскими выборами. И, как следствие, ожидание суеты перестановок развязывает руки реформаторам, переводя бизнес и население на короткие, рискованные и дорогие планы. Но у простого населения нет повода для пессимизма — большие деньги, как и большая политика, проходят мимо их жизни, потому что они политикой не интересуются, оставляя республику кланам.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также