Рост цены на газ может запустить ряд социальных проблем

16.08.2021 20:10

Очередное подорожание газомоторного топлива привело к протестным акциям. Началось с призывов в соцсетях бойкотировать газовые заправки из-за резкого роста стоимости топлива. Владельцы же АЗС говорят, что вынуждены повышать цены в связи с ростом стоимости топлива на бирже. С конца июля стоимость газа с 25–26 р. за литр выросла до 32 на 11 августа. 6 августа в Махачкале на проспекте имени Шамиля несогласные с ростом цен водители вышли на протестную акцию. Что же стало причиной роста цен и чего ожидать от республиканской власти?

 Хотя многие и словом поддержали эту акцию, ожидать серьезного эффекта от нее было бы наивно. В нашей республике именно с целью экономии многие установили газовое оборудование, а ездить длительное время с убытком для себя, ожидаемо, граждане не станут. Но определенный эффект это имело — создался информационный фон, привлекший внимание к проблеме. Республиканская власть была вынуждена как-то реагировать на проблему.

Позиция представителей сети заправок поставщиков газа

На рынке газомоторного топлива сложилась не очень хорошая ситуация, в которой наряду с автовладельцами убытки несут и автозаправочные сети, цитирует «Кавказский узел» представителя сети Fuel 1.

«Основным индикатором цен является санкт-петербургская биржа, цены сейчас бьют всевозможные исторические максимумы. И мы как независимая сеть вынуждены поднимать цены. Мы такие же заложники этой ситуации, и никаких сверхдоходов сейчас не получаем. Этим мы, как и автовладельцы, тоже недовольны. Отчасти мы сами терпим убытки, потому что наши розничные цены отстают от роста цен оптовых и биржевых», — отметил он.

По его словам, рост цен на топливо отмечается по всей стране, как у независимых заправочных сетей, так и у крупных нефтеперерабатывающих заводов. «Тут можно выделить несколько причин. Начался сезон отпусков и, соответственно, увеличивается спрос. Небольшой дефицит вызвало и то, что два крупных нефтезавода встали на профилактику. К тому же появилась более выгодная для нефтедобывающих компаний экспортная альтернатива. Это основные факторы роста цен, а не наше желание больше заработать», — заявил представитель компании.

После увеличения оптовой стоимости сеть, наоборот, снизила свою наценку, заверил сотрудник сети АЗС. «В Дагестане огромное количество автомобилистов заправляется газом. И мы не можем так резко повышать цены. По газу мы сейчас на грани рентабельности, а на некоторых АЗС даже терпим убытки. Это все же бизнес арендный, есть много текущих расходов, инфраструктура сложная и требует постоянных вложений. Поэтому сейчас о прибылях даже речи нет», — отметил он.

По словам представителя сети заправок, с учетом того, что на бирже тонна газа стоит порядка 41 тысячи, розничная цена на заправке в Махачкале в 30 рублей является уже убыточной. «На Санкт-Петербургской бирже средний индикатор цены между Уралом и Сибирью сейчас в пределах 41 тысячи за тонну. Чтобы одну тонну привезти, к примеру, из Сургута в Дагестан, это еще 7–9 тысяч. Если добавить наценку оптовиков, то тонна обходится в 50–52 тысячи рублей. И при таких ценах розничная стоимость в 30 рублей — уже убыточная», — поясняет сотрудник сети АЗС.

Спрос на сжиженный углеводород резко вырос за рубежом, и значительные объемы газомоторного топлива перемещаются за пределы страны, сообщает «КУ» с ссылкой на собственный источник. На прошлой неделе биржевые индексы сжиженных углеводородных газов два раза подряд обновили исторический максимум и превысили 43 тысячи рублей за одну тонну на бирже в Санкт-Петербурге. При переводе тонны в литры получается 1666 литров, стоимость литра составляет на бирже около 26 рублей, пояснил он. С учетом транспортных расходов и накладных расходов операторов заправочных станций стоимость литра доходит до 29–30 рублей, подсчитал собеседник.

 

Реакция общественности

Забастовки и бойкоты в российских реалиях безрезультатны, заявил автовладелец Али. «В нынешней ситуации очень сложно народу чего-то добиться. Верхи грамотно ведут политику относительно контроля порога возмущения у народа, и по этой причине могут себе позволить такую вот игру с ценами на газ», — отметил он.

Бойкотом не решить вопрос с ростом стоимости топлива, считает Керим. «Можно не покупать газ, а заправлять только бензин. Через какое-то время цену могут и понизить, чтобы вернуть покупателей. Но как долго это продолжится? Люди вернутся на газовые заправки, и цены сразу полетят вверх. Да и если все перейдут на бензин, спрос на него вырастет, а это опять спровоцирует увеличение цены уже на бензин. В любом случае нефтегазовые компании останутся в выгоде. А страдает только обычный народ», — сказал он. В комментариях акцию поддержал автор популярного блога Stalin Gulag. «Да, выходим на митинг. Главное, чтобы известные личности это поддержали, а не только концерты осуждали, но и беспредел властей», — написал он.

 

Реакция власти и версии роста цен

11 августа на совещании у врио главы Дагестана с подачи ЦУР был поднят вопрос повышения цены на газомоторное топливо. В результате была озвучена новая версия.

Краткая предыстория.

3 августа на заседании оперативного штаба «Сергей Меликов поручил собрать оперативный штаб по противодействию росту цен, включив в него представителей прокуратуры, а также Управления по экономической безопасности и противодействию коррупции МВД по РД».

6 августа в Махачкале прошел пикет автовладельцев, протестовавших против поднятия цен на газ.

8 августа на странице правительства Дагестана в Instagram в новой рубрике ответов и вопросов был 11-й вопрос «Какие причины подорожания газа на территории РД?».

Ответ: «Рост оптовых цен на газ объясняется несколькими причинами: сезонное увеличение спроса на топливо; увеличение внутреннего туризма; ремонт нескольких нефтеперерабатывающих (далее — НПЗ) заводов. Окончание ремонтов на НПЗ приведет к увеличению отгрузки топлива, что должно стабилизировать цены. Ожидается, что стабилизация должна произойти в течение августа».

9 августа правительство РД в Instagram косвенно комментирует рост цен на газомоторное топливо, но уже под вопросом №3.

«Ведется работа по реализации комплекса мероприятий по привлечению в Республику Дагестан вертикально-интегрированных нефтяных компаний в том числе Лукойл и Газпром, операторов автозаправочных станций в целях оздоровления рынка реализации ГСМ, улучшения качества обслуживания автовладельцев и повышения инвестиционной привлекательности рынка.

В целях развития рынка компримированного природного газа на территории республики на сегодняшний день между Правительством Республики Дагестан и ООО «Газпром газомоторное топливо» заключено соглашение о расширении использования природного газа в качестве моторного топлива».

11 августа врио главы Дагестана Сергей Меликов заявляет: «Это вопрос, связанный с ростом биржевых цен. И повышение цены не только в Дагестане, но и в других регионах страны, а для нашей республики этот вопрос оказался особенно болезненным, так как число автомобилей, переведенных на газ, в разы выше, чем в других регионах».

За 8 дней руководство Дагестана представило публике множество версий причин подорожания газомоторного топлива — от криминала до цен на бирже. Возникает вопрос, почему врио главы Дагестана с самого начала не рассказали про биржевые цены на газ, зачем сразу было подключать прокуратуру и МВД?

Обращает внимание, что за неделю власти республики не представили убедительных и понятных расчетов цен на топливо в Дагестане с цепочкой от производителя до потребителя. Нет также примерных прогнозов ситуации, если не считать обещание «стабилизации».

11 августа РИА «Новости» сообщили, что цена сжиженных углеводородных газов (СУГ) на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) пятый торговый день подряд бьет рекорды. Об этом свидетельствуют данные торгов. Стоимость СУГ по территориальному индексу Европейской части России по итогам торгов в среду выросла на 4,7%, обновив очередной рекорд и достигнув 53 353 рублей за тонну. При этом с начала года биржевая цена на СУГ выросла более чем в 2 раза.

УФАС

Федеральная антимонопольная служба проводит внеплановые проверки и изучает материалы по предыдущим и текущим операциям нефтетрейдеров на рынке. О результатах будет известно после завершения соответствующих расследований, сообщили в дагестанском УФАС.

Уже было — закончилось ничем

Это не первое в 2021 году возмущение ценами на газ. В феврале после призывов к бойкоту врио главы Дагестана Сергей Меликов поручил республиканскому правительству разобраться с ростом цен в связи с многочисленными обращениями граждан.

«За последнюю неделю цены на газ на АЗС в Махачкале выросли на 2 рубля и превысили 27 рублей», — сообщало в феврале этого года дагестанское управление ФАС России.

 «В отношении недобросовестных владельцев АЗС будут приняты соответствующие меры», — сообщала пресс-служба главы Дагестана в конце февраля.

Тогда Меликов раскритиковал работу глав муниципалитетов, которые бездействуют на местах.

«Они (АЗГС) рисуют другие цифры, а люди думают, что это правительство поднимает цены. И это происходит на территории муниципалитетов, главы которых не хотят подъехать и поинтересоваться, на каком основании поднялись цены», — сказал врио главы. ( Это выглядело странным, чиновники задавались вопросом, какими рычагами они могут воспользоваться, чтобы повлиять на этот рынок.)

Повышение, заявляло тогда УФАС, связано с тем, что «сократились прямые поставки от производителей газа в розницу на 30%, недостающие объемы закупаются на биржах, на которых с учетом зимнего спроса цены растут достаточно непредсказуемо».

«В Махачкале отсутствует юридическое лицо, которое занимает доминирующее положение на рынке и злоупотребляет своим статусом. При отсутствии монопольных позиций УФАС не имеет прямой компетенции для принятия мер в отношении реализаторов газомоторного топлива», — уточнили в УФАС.

 

P.S. «НД» надеется, что власти республики ответят на вопросы редакции, поставленные 10 августа:

— Каково суточное (недельное) потребление автомобильного топлива в Дагестане и какова доля газомоторного топлива?

— Есть ли в Дагестане крупные специализированные хранилища автомобильного топлива и насколько они удовлетворяют требования спроса?

— Планируется ли строительство НПЗ и топливных хранилищ на территории Дагестана?

— Какие конкретные меры предлагаются правительством республики, чтобы хоть как-то изменить ситуацию в лучшую сторону?

 

Конечно же, было бы интересно услышать позицию по данному вопросу народных избранников, так как ожидать от республиканского правительства решения данного вопроса очень наивно. Ведь именно у депутатов Госдумы имеются рычаги для регулирования количества импортируемого сырья.

К слову, наше правительство уже на протяжении десятков лет не может нормально наладить вопрос безопасной заправки обычных газовых баллонов, оставляя лазейку для коррупции. Люди вынуждены договариваться с АЗС, а те в свою очередь с надзорными органами.

Где дагестанцам безопасно заправлять бытовые газовые баллоны?

Ответ правительства…

Уважаемая Аксана Хасмагомедовна! Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, рассмотрев Ваше обращение в адрес врио Главы Республики Дагестан Меликова С.А. по вопросу предоставления локаций заправочных станций для осуществления заправки бытовых газовых баллонов сжиженным углеводородным газом для нужд потребителей, сообщает следующее. По информации Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, отпуск сжиженных углеводородных газов потребителям в бытовых газовых баллонах в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляют газонаполнительные пункты и газонаполнительные станции. На территории Республики Дагестан отсутствуют газонаполнительные пункты, зарегистрированные в государственном реестре опасных производственных объектов. В составе газонаполнительных станций, зарегистрированных в реестре опасных производственных объектов в республике, отсутствуют площадки для отпуска сжиженного углеводородного газа населению.

И это в условиях постоянных перебоев в подаче электроэнергии и частичной газификации республики!

 

 

 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также