С какими задачами в республику приехал Сергей Меликов?

08.10.2021 17:26
Фото : Евгений Костин

Сергей Меликов рекордно долго пробыл в статусе временно исполняющего обязанности главы Дагестана, обойдя по этому показателю Рамазана Абдулатипова и Владимира Васильева. Придя на эту должность 5 октября 2020 года, он сменит свой статус только 14 октября 2021 года.

За год собрано достаточно информации, чтобы сформировать представление о нем и, соответственно, понять, как он будет действовать в той или иной ситуации. Данный материал не об экономических показателях за год. Уход политического долгожителя - спикера парламента Хизри Шихсаидова, обновление самого парламента, заявления о честных выборах и других важных событиях вроде поездки Меликова за большими деньгами в федеральный центр мы неоднократно писали. Успехи в этих делах и добрые намерения врио главы наперебой тиражируют коллеги из подконтрольных СМИ. Особенно удивляют сюжеты, выстроенные только на планах Меликова.

Каким же личный портрет нового главы РД видим мы?

Первое, что бросается в глаза, Сергей Меликов сформировался как политик в военно-полевых условиях. Командировки по Дагестану для него сродни военным походам.

В отличие от Владимира Васильева генерал-полковник не шепчет, заставляя внимательно прислушаться, а гремит словами, ярко работает жестами и мимикой. Меликов по-военному публично бьет чужих и готов до упора защищать своих. Как настоящий военный, публично готов заступаться за женщин и детей.

Естественно, как военный политик, Сергей Меликов склонен к так называемому политическому популизму, но не такому искусному как у «гражданских», а прямому и даже грубому. Были истории, когда он прямо говорил чиновникам, что поселит их в дома, которые они не благоустроили или требования от муниципалитетов повлиять на цену на газ или качество подачи электричества. Были и другие моменты, реализация которых не в рамках действующих правовых механизмов подрывает доверие к государственным институтам власти. Возможно, такие методы и эффективны в нашей республике, но вынесение их в публичность создает много инсинуаций и поводов к провокациям.  

Как всем политикам, Сергею Меликову важно чувствовать реакцию публики. Поэтому он активный пользователь социальных сетей и настраивает команду работать с комментариями в Инстаграм.

Боевое братство, хорошо или плохо?

Сергей Меликов не прикрыто тянет в команду сослуживцев из Росгварии и сдержанно относится к людям в погонах из конкурирующих силовых структур, таких как Армия или ФСБ. Как следствие, главой Каспийска стал друг и сослуживец генерал Борис Гонцов, а на всех праздничных мероприятиях вместо привычного оркестра погранслужбы дагестанцы видят оркестры Росгвардии. Меликов также объявил о строительстве центра патриотического воспитания Росгвардии в Зеленоморске, при этом раскритиковав сроки создания парка «Патриот» в Дербенте.

Неизменным спутником Меликова в командировках по Дагестану стал его друг-министр внутренних дел Дагестана Абдурашид Магомедов. В суде над бывшим коллегой генералом Мелейко, свидетель Меликов показал себя как преданный дружбе человек.

Как полагается выходцу из Внутренних Войск, Сергей Меликов болеет за «Динамо», а не за ЦСКА.

Сергей Меликов явно отделен от дагестанской бюрократии, т.к. не глубоко погружен в исторические детали чиновничества. Это направление он доверил выбранному им доверенному лицу. В результате, Сергей Меликов часто публично попадает в спорные ситуации. Например, его «земельный декрет» стал следствием работы конкурирующей за его внимание бюрократии, без поправок на закон. Меликов часто обращается к депутатам всех уровней словно они избраны от населения, говоря о наказах об избирателях, хотя представительные органы в республике, сформированы на партийной основе, а не одномандатной систем. А потому у нынешних депутатов не может быть прямых избирателей. Если есть сомнения в этом утверждении, то прочтите статью «Парламент позавчерашнего дня» № 36. 

Многие наблюдатели обращают внимание, что Сергей Меликов жёстко спрашивает с бюрократического аппарата. Он требует выполнения сроков поручений и заставляет чиновников публично давать обещания. Это дагестанцы наглядно увидели во взаимоотношениях врио главы РД с главой Махачкалы Салманом Дадаевым. При этом, Меликов ни разу не позволил такое же обращение со своим другом Борисом Гонцовым, возглавляющим проблемный Каспийск.

При этом Сергей Меликов требует от подчинённых постановки перед ним ясных и правильных задач, чтобы ему показывали ту высоту, которую надо захватить и устанавливали разумные сроки. В его выступлениях часто можно услышать четкое понимание времени, пространства и перспектив, как во время «первой выездной игры» его команды в Совете Федерации. Перед заседаниями в комитетах Меликов буквально строил в шеренгу членов правительства в коридорах сената, проверяя явку и готовность к теме. Читайте в материале «Первая выездная игра Меликова .Сенаторам рассказал об условиях жизни в Дагестане не отвечающим минимальным запросам цивилизации». Надо отметить, что обычно главы республик не рискуют портить настроение федеральному центру истиной картиной в республике.

 

Очевидно, что Сергей Меликов не тот человек, который терпит в строю инакомыслие. Как следует из проводимой им реформы управления, он разделил зоны ответственности, отделив свою команду от Правительства и Народного собрания. Дисциплина вопреки эффективности: работники одного отдела не могут направлять корреспонденцию напрямую своим коллегам из других управления – все надо делать через своего «командира». Справедливости ради надо отметить, что такую же систему создавал при Рамазане Абдулатипове руководитель администрации Исмаил Эфендиев. И все знают, какими словами это время вспоминают сотрудники администрации. Однако, те линейные методы которые востребованы и эффективны в «военное» время могут быть контр продуктивны в «мирное» время.

Заявление по кланам

Пожалуй, одно из самых спорных высказываний Меликова. Возможно, Меликов хотел вложить иной смысл в свои слова, но в эфире оно прозвучало именно так и по нему не было дано дополнительного разъяснения.

Как всякий профессиональный потомственный военный, Сергей Меликов знает ценность норм «табеля о рангах» и признает их силу, будь то бюрократия или неформальные отношения. Поэтому по-своему прямо он заявил о признании дагестанских кланов династиями. И его слова не расходятся с делом, что подтверждается возвращением в Правительство и парламент республики тех, от кого дистанцировалась команда Владимира Васильева, либо детей тех кого в республике считают представителями кланов в классическом понимании этого слова.

Одна из главных проблем Сергей Меликова на наш взгляд – незнание гражданской бюрократии. В результате он постоянно вынужден перепроверять полученную информацию или просьбу, что затягивает работу. Он не так чувствует «поле битвы» в вопросах выбивания бюджетных средств, поэтому допускал в документах просьбы чиновников о сотнях миллиардах средств, на что ему указывалось в Совете Федерации и даже на совещаниях с Президентом.

Чувствует ли себя дагестанцем?

Проблема для Дагестана заключается в том, что Сергей Меликов является федеральным, а не дагестанским политиком. Он также,  как и два его предшественника, прописан в Москве и связан обязательствами с федеральной «знатью». Поэтому распорядился политическим активом Дагестана частично в пользу Москвы, приведя в Народное Собрание помощника сенатора Совета Федерации Кирилла Глазова, в Государственную Думу по квоте республики Артема Бичаева, а на должность постоянного представителя Дагестана при Президенте России Владислава Толстюка. О всех троих ранее в Дагестане ничего не было известно, что еще раз подтверждает тезис: в парламенте республики нет избранников от народа. 

Свою работу в Дагестане он, возможно, рассматривает как командировку на дальнюю заставу. В пользу этой версии говорит его интервью в аэропорту, когда он приехал в одних джинсах, свитере и сам держал свою вещевую сумку. «Мы не в премьер-лиге, никто не формирует команду мастеров», – заявил прибывший в аэропорт Сергей Меликов, показав оговоркой свою оценку территории, куда его отправили для несения службы.

Кадры

В условиях, когда ты ведешь боевые действия очень важно получать достоверную информацию от местных. Насколько Меликов получает альтернативную информацию, насколько он сам готов ее получать? И самый главный вопрос это кадры. Почему Меликов возвращает членов старой команды, которая исходя из его же оценки, не очень эффективно показала себя? Понятно, что и при Абдулатипове и при Васильеве были успешные руководители в отдельных направлениях, но тех ли Меликов вернул или оставил, нам видится что в этом вопросе есть над чем работать. Хотя конец года и не лучшее время для принятия кадровых решений, так как за провал, а он у нас по многим направлениям будет, старый не ответит, с нового не спросишь надо будет принять.   С учетом, что Меликов и так много времени потерял во временном статусе, ему необходимо срочно сформировать уже окончательную команду. И определить формулу эффективности этих кадров. Исходя из этих решений будет понятно, Меликов приехал в республику со стратегическими планами - непопулярными на сегодня и ориентированными на будущее или с тактическими, которые больше будут похожи на популизм и дешёвый пиар.  

 

 

 

 

 

 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также