Списан госдолг в 1,3 миллиарда рублей, фигурировавший в деле Гамидова
30.12.2018 18:41Ситуацию с правовым статусом списания или отмены государственного долга Республики Дагестан в размере 1,3 миллиарда рублей и того, каким образом это имеет отношение к уголовному делу по обвинению бывшего премьер-министра Дагестана Абдусамада Гамидова «НД» выясняло вместе с юристом Расулом Кадиевым.
26 декабря 2018 года председатель правительства Дагестана Артём Здунов издал постановление, согласно которому с государственного долга Республики Дагестан списывается долговое обязательство по государственной гарантии РД, предоставленной в пользу АКБ «Инвестторгбанк» в обеспечение исполнения обязательств ООО «Дагагрокомплекс» по кредитному соглашению на сумму 1,3 миллиарда рублей. В постановлении указывается, что у государственной гарантии, предоставленной 24 декабря 2013 года, истек срок, на который она была выдана.
При этом ещё за 20 дней до издания указанного постановления правительства РД, 5 декабря глава Дагестана Владимир Васильев своим указом отменил постановление правительства РД от 20 декабря 2013 года о предоставлении республиканской государственной гарантии АКБ «Инвестторгбанк».
Отмененное Васильевым постановление правительства РД от 20 декабря 2013 года имеет прямое отношение к уголовному делу в отношении бывшего председателя республиканского правительства Абдусамада Гамидова. Гамидов в том числе обвиняется и в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий (п.«в» ч.3 ст.286 УК РФ), как раз за вынесение этого постановления о предоставлении госгарантий — в обвинении указывается, что при принятии постановления не была проведена обязательная для таких случаев экспертиза экономической эффективности проекта, что является нарушением законодательства. В дальнейшем своих обязательств перед банком ООО «Дагагрокомплекс» не выполнило, компания была признана банкротом.
За комментарием по поводу значения принятых нормативных актов главы и премьер-министра Дагестана для дальнейшей инвестиционной активности в республике и развития уголовного дела в отношении Абдусамада Гамидова «НД» обратилось к юристу Расулу Кадиеву:
Есть известный принцип: «Pacta sunt servanda» (лат. «Договоры должны соблюдаться») - за исключением тех договоров, которые направлены на нарушение прав человека, нравственности и закона. И от того насколько вы умеете соблюдать договора зависит уровень доверия или кредитоспособность (от лат. credere — доверять, creditum — заём). Любая отмена обязательств в одностороннем порядке - это обнуление своего права на кредит. Поэтому, необходимо детально разобраться в причинах принятия этих нормативных документов, указа главы Дагестана и постановления республиканского правительства.
Если вернуться к тому постановлению правительства РД №700 от 20 декабря 2013 года, подписанному еще Абдусамадом Гамидовым, о предоставлении государственной гарантии Республики Дагестан акционерному коммерческому банку «Инвестторгбанк», то в нем закреплено, что госгарантия была представлена банку на сумму 1,5 миллиарда рублей сроком до 1 года по заключенному кредитному договору с ООО «Дагагрокомплекс». Само же постановление принималось в целях реализации инвестиционого проекта «Приоритетная программа развития сельского хозяйства с внедрением современной техники и технологий в Республике Дагестан».
Затем было разбирательство между АКБ «Инвестторгбанк» и ООО «Дагагрокомплекс» в связи с невыплатой долга по кредитному соглашению.
И попытка признать недействительными и кредитный договор, и госгарантию в арбитражном суде — это удалось сделать в Арбитражном суде РД, но 16-й апелляционный арбитражный суд своим постановлением отменил решение дагестанского суда, оставив в силе договор и гарантию. При этом в судебном решении упоминается, что гарантия предоставляется на срок до 31 декабря 2016 года включительно и является безотзывной.
В выписке Министерства финансов Дагестана из государственной долговой книги РД на 1 апреля 2017 года за республикой значился долг в виде 1,3 млрд рублей по этой госгарантии.
Что касается издания указа Васильева и постановления Здунова - возможно, что это пример неслаженной работы чиновников. Однако, надо отметить, что отмена задним числом своих обязательств по государственным гарантиям, да ещё вне рамок Бюджетного кодекса РФ, приводит к потере репутации и доверия инвесторов. Глава Республики Дагестан является высшим должностным лицом, а правительство – высшим исполнительным органом и по Бюджетному кодексу РФ у них разные полномочия. Например, в отношении государственных гарантий субъекта у главы Дагестана нет полномочий, а у правительства есть. Поэтому, постановление Здунова о списании долга по госгарантии на основании статей 99.1 и 115 БК РФ вынесено в рамках его полномочий.
Если посмотреть на эту ситуацию с точки зрения уголовного дела в отношении Гамидова, то изначально возникал вопрос: где ущерб в 1,3 миллиарда рублей, если эти деньги не были выплачены? Поэтому постановление Здунова может быть на руку защите его предшественника.
Однако непонятна тогда цель указа Васильева, который аннулировал задним числом постановление Гамидова, ставшее основанием для заключения соглашения не только по гарантии, но и самого кредитного договора АКБ «Инвестторгбанк» с ООО «Дагагрокомплекс». И зачем после этого председатель правительства Здунов признает соглашение действительным и прекращает обязательство по срокам выдачи?
К сожалению, простые дагестанцы в отличии от чиновников не могут не только вот так вот просто отказываться от своих финансовых обязательств перед банками, но даже не имеют возможности защититься от ужасных приписок долгов.
Так, например, инвалид Абдузагир Загиров посчитал, что избавился от незаконного долга перед Пенсионным фондом, который накрутил ему платежи по статусу индивидуального предпринимателя, открытого мошенниками на его имя без ведома самого Загирова. Однако, придя в Сбербанк перед Новым годом Загиров удивился тому, что с него сняли не 2 тысячи рублей, как раньше — а целых 12 тысяч рублей!
И каково к тому же было удивление Загирова, когда работники Сбербанка показали ему, что списание денег произошло на основании акта Ленинского районного суда в рамках дела, которое Загиров выиграл! А сумма долга, «повешенного» на Загирова составляет 42 000 000 рублей! Ленинский райсуд отверг обвинения в ошибке, представив текст определения, которым наоборот запрещалось списывать средства с Загирова, а в Сбербанке девушка, у которой есть доступ к документам, ушла на выходные.
Да, Загиров не глава Дагестана и даже не председатель правительства, поэтому не может не только прощать свои долги чужим, но даже отменить абсурдный долг в 42 млн рублей.
В Москве продолжается рассмотрение дела бывших дагестанских чиновников
изъятое из Дагестана
21.06.2023 10:05Измайловский районный суд отложил дело Абдусамада Гамидова и Данияла Шихсаидова
Как ранее рассказывало «НД» 24 января должно было состояться предварительное ...
28.01.2023 20:50Экс-глава Левашинского района стал врио министра финансов Дагестана
Минфин пока не согласовал
24.01.2023 10:50