Страховочный круг
22.05.2024 20:11Зная специфику моей работы, многие мои друзья и знакомые спрашивают у меня, почему они не могут заключить договор ОСАГО онлайн. На что я им отвечаю, что они «пропиской не вышли». На самом деле, человеку с дагестанской пропиской электронное ОСАГО сделать невозможно. Если предъявляешь паспорт с пропиской любого другого региона (не из СКФО), страховая компания не видит проблем продать тебе полис ОСАГО. Полис также можно приобрести непосредственно в офисе страховой компании, попутно заплатив за дополнительные услуги, которые страховая компания навязывает страхователю. Если человек отказывается платить за навязанные ему услуги, то по странному стечению обстоятельств перестает работать сайт страховой компании или внезапно кончаются бланки полисов. Об этой страховой дискриминации знают все, я думаю, не секрет это и для прокуратуры, и наших депутатов НС РД. Вы где-нибудь видели, чтобы кто-то из них выражал озабоченность по этому поводу? Я тоже.
Переходя к следующей проблеме, отмечу, что она является прямым следствием первой. В связи с проблемами, которые возникают у автовладельцев при заключении договора ОСАГО, большинство, махнув на страховку рукой, эксплуатируют автомобиль без нее. Так как дорожно-транспортные происшествия на наших дорогах приказом МВД РФ отменить пока не получилось, они регулярно происходят. В случае, когда гражданская ответственность виновника ДТП не застрахована, потерпевший вынужден обращаться с иском к нему. Такие иски за последние 3–4 года по причинам, указанным в начале статьи, стали массовым явлением.
Так как за возмещением ущерба, как в случае предъявления иска к виновнику, так и при споре со страховой компанией, потерпевший обращается в суд, вот тут у него и прорисовывается следующий круг ОСАГО, в котором он рискует остаться у разбитого корыта и с расшатанной нервной системой. Если рассмотрение исков к виновникам ДТП проходит в более или менее равных условиях, созданных судом для виновника и потерпевшего, то в делах, где автовладелец судится со страховой компанией, положение автовладельца благодаря очень странной позиции Верховного суда Республики Дагестан становится заведомо проигрышным.
Странным, на взгляд автовладельца, который впервые оказался в суде, кажется то, что при наличии в деле одной или даже двух судебных трасологических экспертиз, проведенных в суде первой инстанции, Верховный суд Республики Дагестан назначает еще одну, при том, что об этом его не просили ни истец, ни ответчик.
Еще странным автовладельцу кажется то, что суд назначает такие экспертизы, как правило, в экспертные учреждения за пределами республики. По большому счету автолюбителю все равно, где будет проходить экспертиза — в Москве или в республике, но если в республике он за такую экспертизу должен будет заплатить от 30 до 50 тыс. руб., то московская экспертиза будет стоить от 70 до 100 тыс. в зависимости от количества вопросов. Когда потерпевший спрашивает у своего юриста, почему суд назначает экспертизу туда, где это стоит дороже, юрист не знает, что ему на это ответить, так как этому нет ни логического, ни юридического обоснования. Ведь если для страховой компании 70–100 тыс. руб. — сумма несущественная, то для жителя Дагестана, где средняя зарплата равна 30 тыс. руб., это 3–4 месяца жизни.
Кому-то может показаться, что таким образом суд пытается отбить желание у водителей обращаться за защитой своих прав в суд или создать для одной из сторон более комфортные условия, и это будет ошибочным мнением, так как согласно статье 9 Кодекса судебной этики суды у нас беспристрастные и объективные.
Рустам Абдурахманов