В Дагестане начата процедура по поиску виноватых в неосвоении очередных миллиардов

02.09.2020 16:00

Работа провалена

 

Расул Кадиев, Шамиль Ахмедов

 

Строительством крупных объектов в Дагестане с подачи Владимира Васильева должны были заняться военные. Так как дагестанские строители, по мнению главы РД, с этими задачами могли не справиться. Однако затея провалилась.

19 августа Владимир Васильев, вернувшись из отпуска, провел расширенное заседание с участием министров строительства и образования, курирующих вице-премьеров, представителей Минобороны и даже УФСИН по РД по теме кадрового обеспечения в строительстве. На совещании было оглашено, что из-за эпидемии азербайджанские строители не смогли приехать в Дагестан и поэтому затянулось строительство социальных объектов, возведением которых занимается Министерство обороны.

 

21 августа глава республики снова собрал совещание без представителей Главного строительного управления №4 Министерства обороны. На сайте главы имеется отдельная информация по этому поводу, состоящая из речи Владимира Васильева, где он снова говорит о необходимости решения проблемы возобновления темпов строительства социальных объектов, но без конкретных цифр. Однако заголовок у новости рекламный — «Бюджет Дагестана по линии строительства вырос в 10 раз».

 

Внеочередное заседание в парламенте по экстренным мерам

 

В этот же день неожиданно, вне графика, прошло заседание в Народном Собрании Дагестана, посвященное строительству. На сайте парламента сообщается, что, во-первых, по рекомендации главы Дагестана Владимира Васильева в первой декаде сентября пройдет сессия, «на которой будет необходимо представить всю информацию о ходе строительства школ и детских садов», а во-вторых, в рамках программы «Развитие образования» предусмотрено строительство 74 объектов, 22 из которых должны были быть сданы к 1 сентября. Однако строительство объектов затягивается, а многие из них даже не начаты. Строительством всех этих объектов занимается Министерство обороны РФ.

 

Хизри Шихсаидов: «Данная программа предусматривает освоение 11 миллиардов 811 миллионов рублей, а на сегодняшний день освоено чуть более 1 миллиарда рублей. Фактически работа провалена. Самое главное сейчас — принять меры, чтобы работа пошла».

Депутатам поручено посетить объекты строительства в городах и районах республики, чтобы изучить ситуацию на местах для последующего принятия экстренных мер.

 

Федеральный центр забирает в 2021 году 10 млрд рублей из программы образования в Дагестане. Само правительство Дагестана знает об этом и даже приняло соответствующие изменения в республиканскую программу, о чем ранее сообщило «НД».

Депутаты не занимаются строительными подрядами, и освоить 10 млрд «экстренными методами» за четыре месяца не получится. Поэтому совещание в Народном Собрании, да еще по поручению главы Дагестана в период отпуска, — это политическая акция, направленная на громкие заявления в информационном поле, так как в самом зале парламента депутатов практически не было.

 

 

Но парадокс заключается в том, что руководство Народного Собрания, в том числе в лице первого секретаря «Единой России», члена комиссии по разработке поправок к Конституции России Хизри Шихсаидова публично обвинило Министерство обороны России в провале поставленной задачи. Надо признать, что за пределами страны, а тем более внутри, мало политических сил, способных выдвинуть такие заявление в адрес Минобороны России. А руководство Дагестана смогло.

 

Армию приглашало руководство Дагестана

 

В 2019 году не было никакой эпидемии коронавируса, но руководство Дагестана провалило план освоения средств по национальным проектам в части строительства.

Тогда властям республики «мешал» руководитель регионального управления Казначейства РФ, а также то, что «у нас законы для воров и коррупционеров», о чем было сказано на питерском экономическом форуме в июне 2019 года экс-лидером фракции «Единая Россия» в Госдуме, а ныне главой Дагестана Владимиром Васильевым. От этих слов даже Алексей Навальный был в таком шоке, что назвал Владимира Васильева Виктором Васильевым.

В августе 2019 года Владимир Васильев пояснил свои слова, скорректировав значение: «Человек, который честно делает свою работу и соблюдает закон, должен быть защищен от излишнего контроля».

В 2019 году Москва решила помочь Владимиру Васильеву и убрать все препятствия:

— «Казначей» был отправлен заместителем председателя Юго-Западного Сбербанка;

— строительство социальных объектов по национальным проектам в Дагестане передали Главному военному строительному управлению №4 Министерство обороны, которое без всяких процедур аукциона имеет право распределять подряды.

Власти Дагестана надеялись, что это поможет сократить сроки на проведение аукционов по 44-ФЗ.

В конце 2019 года «НД» оценило шаги руководства Дагестана по устранению лишнего контроля в освоении бюджетных средств, приведя аналогию с главным врачом, добившимся от Минздрава разрешения не пользоваться стерилизацией инструментов. Наша газета сделала почти пророческий вывод: «Если на данном этапе не будет принято принципиального решения корректировки курса Владимира Васильева, то под угрозу встанет общий план укрепления военно-политического плацдарма на территории Дагестана».

Не прошло и года, а команда Владимира Васильева и парламент Дагестана выступили против Министерства обороны России!

 

Чем ответит Министерство обороны?

 

Надо отметить, что система закрытого распределения подрядов через ГВСУ №4 как минимум вызывает вопросы по возможному качеству работ. Более того, по информации источников «НД» в дело вступит военная юстиция и в прессу рано или поздно попадут громкие дела по подрядным работам ГВСУ №4. Правда, есть подозрение, что одними из инициаторов этих дел выступают люди, аффилированные с правительством Дагестана, от которых ушли подряды на миллиарды рублей.

Но военным есть что ответить.

Во-первых, основная проблема случилась, когда в Дагестане власти республики сформировали пакет документов на строительство. По мнению экспертов, произошла ошибка в расчетах цен. В итоге федеральный центр выдал требуемые средства, однако в них не был заложен НДС. Плюс вечное стремление генерал-полковника Владимира Васильева сэкономить. В итоге цены на подряды, начиная от проектирования и заканчивая ценой на материалы и рабочую силу, настолько низкие, что за эти работы не хотели браться серьезные подрядчики.

Во-вторых, через вице-премьера России и Минстрой РФ запущена проверка дагестанской государственной экспертизы, результаты которой могут привести к признанию недействительными документации по многим объектам строительства, особенно тем, что спроектированы до передачи в ГВСУ №4.

Но данная отрасль — закрытая, и участие в ней Министерства обороны не позволяет более глубоко проникнуть и понять реальную картину. СМИ могут наблюдать лишь большие маневры вертолетов, которые носятся по Дагестану во время визита заместителя министра обороны Тимура Иванова. Эхо «войны» можно также заметить по арбитражной картотеке, где идут дела об оспаривании ГВСУ №4 протоколов, выписанных Министерством строительства РД.

 

Борьба за власть?

 

 

Известно, что сейчас в Дагестане за четыре месяца нельзя освоить 10 млрд рублей и построить 74 объекта, тем более продолжая нарушать конституционные и экономические принципы единого пространства, заявляя о том, что подряды надо отдать дагестанским строителям, которых, оказывается, не хватает ни по количеству, ни по качеству. Но что толкнуло руководство Дагестана на лобовую атаку позиций Минобороны РФ в лице ФГУП ГВСУ №4?

С одной стороны, эта политическая акция выглядит, как способ оправдать свои провалы по принципу «мы ничего не можем поделать с этим Министерством обороны». Но перед кем оправдываться? Глава Дагестана и 100% партийный парламент, которому остался год в этом составе, не подотчетны жителям, а тем более дагестанским школьникам и мамашам с детьми. Свою защиту Владимир Васильев может выстраивать перед одним человеком — Владимиром Путиным.

Тут следует отметить, что в социальных сетях пошла волна очередного обсуждения вероятного назначения вместо Владимира Васильева заместителя министра обороны, курирующего строительство России, Тимура Иванова.

 

Теоретически в России возможно все. Почему бы представителю главного спонсора государственного строительства, ответственному за стройку в Дагестане, не стать главой республики? Но трудно представить, что заместителю министра обороны захочется перейти в кресло главы маленькой республики.

Однако, если предположить на минуту, что Тимур Иванов претендует на кресло Владимира Васильева, то можно обратить внимание, что депутаты Народного Собрания однажды уже устраивали странные совещания, когда были разговоры о смене Магомедсалама Магомедова.

 

 

На радость ученым

 

Помимо критиков Владимира Васильева или Министерства обороны, вся эта история может доставить не меньше радости ученым, занимающимся изучением влияния политического популизма на экономику.

 

В 2013 году врио главы Дагестана стал открытый популист Рамазан Абдулатипов, чья деятельность в области бюджета и экономики началась с отказа от бюджетных денег. Это привело к тому, что республика попала в сложное финансовое положение. Экономить даже начали «на святом», сократив платежи в ФОМС, за что Дагестану выписали большие штрафы и проценты. Чем закончилось правление Абдулатипова, известно — брат под следствием, руководство правительства получило реальные сроки, сам Рамазан Абдулатипов, возможно, периодически ходит на допросы к следователю.

 

 

Есть ли общее у Абдулатипова и Васильева?

 

В 2017 году вместо популиста Рамазана Абдулатипова в Дагестан приехал генерал-полковник МВД, экс-лидер фракции «Единой России» в Госдуме Владимир Васильев, который, как оказалось, тоже популист, но с более взвешенной риторикой, скрытыми планами, однако такой же далекий от основ экономики и госуправления, как и его предшественник. В итоге понеслись речи об экономии бюджета, сокращении цен на будущие госконтракты и принудительное обрезание выплат по уже заключенным контрактам. Банкам объявлено, что они не получат расплаты за счет бюджета по ранее выданным кредитам. Для реализации своих планов Владимир Васильев привлек аппарат репрессий, и понеслись уголовные дела против медиков, строителей и других несознательных бизнесменов и чиновников, которые допустили цены, которые не вписывались в планы нового руководства. Сначала взывали те, кто получал гемодиализ, так как их погнали на казенные аппараты, не допуская в частные клиники с оплаченными ФОМС бюджетами. Потом у нас случилась эпидемия, погибли люди, потому что врачи боялись выписывать направления на КТ в коммерческие клиники, уже оплаченные бюджетом. А теперь и строительная отрасль встала, потому что расчеты цен были популистскими, а не прагматическими. Перед частными клиниками Владимир Васильев фактически извинился в Народном Собрании после эпидемии. А вот вместо признания ошибок в строительной отрасли генерал-полковник МВД предъявил претензии к Минобороны.

 

 

Экономика популистов и запросы дагестанцев

 

Дагестанский пример подтвердил наблюдение ученых, доказывающих, что популисты работают на себя, а не на государство. Сергей Гуриев пишет в статье «Экономика и политика возрождения популизма в развитых странах» следующее: «Для того чтобы избежать политической ответственности за невыполненные предвыборные обещания, эти политические лидеры демонтировали демократические сдержки и противовесы».

 

Генерал-полковник МВД выступил против законов, которые создавал, а потом выступил против Министерства обороны, которое помогло ему обойти закон о госзакупках.

Дагестан — не демократическая республика с прямыми выборами главы региона, но чиновники республики, действуя в логике популизма, развязывают политические войны, защищая себя и свои кресла от провала.

И здесь надо отметить, что популизм хорошо приживается в Дагестане благодаря, прежде всего, самому населению, отдающему предпочтение ярким политикам, а не скучным чиновникам, требующим соблюдения законов государства и экономики.

 

За предыдущие провалы в освоении миллиардов виноватыми объявлялись журналисты, которые задавались вопросами. Помнится еще, как Владимир Васильев в первые месяцы распространения пандемии говорил, что наравне с каждым главой и он несет ответственность. В итоге пар был выпущен увольнением одного только главы Ботлихского района, где ситуация ничем не отличалась от ситуации в других районах. А кто будет объявлен виноватым за этот провал, покажет время.

 

 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: