
В Махачкале проходит специальная политическая операция «публичные слушания»
23.11.2024 00:31История с ликвидацией администраций трех районов Махачкалы превращается в специальную политическую операцию (СПО), в результате которой возник вопрос: будут ли выборы депутатов в марте 2025 года и для чего их так форсировать?
Путаница с выпуском
21 ноября, в четверг городское бюжетное издание "Махачкалинские известия" на своем сайте, как обычно, разместило весь номер пятничной газеты за №47 от 22 ноября. Среди документов на стр.24 опубликовано постановление главы города, подписанное еще в среду, 20 ноября:
«О назначении публичных слушаний по вопросу преобразования городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»».
Утром в пятницу 22 ноября, в тг-канле был размещён пост, о выходе нового номера и призывах преобретать газету в киосках Дагпечати.
Однако газета «Махачкалинские известия» не появилась в продаже. В одном из крупных газетных магазинов сказали, что задержка связанна с какой-то ошибкой.
Номер был в доступности, в том числе для скачивания, на сайте газеты до 19 часов вечера 22 ноября. После чего выпуск №47 удалён и вместо него размещён номер №46 за 15 ноября.
До этого РИА «Дагестан» удалило материал с интервью руководителя аппарата Общественной палаты Дагестана, вышедшее в один день с постановлением Правительства, инициировавшим процесс лишения Махачкалы статуса города с внутригородским делением. Ислам Магомедов утверждал, что речи о ликвидации районов не идет, а власти готовятся только выяснить мненеие насления. Для кого и с какими целями был опубликован этот материал тоже вопрос. Для того, что бы успокоить глав районов и население ?
Противоречие закону
В скаченной версии газеты содержится следующий текст постановления о назначении публичных слушаний:
«1. Назначить на территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» публичные слушания для выявления мнения населения городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» по вопросу преобразования городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в городской округ «город Махачкала».
2. Провести публичные слушания 3 декабря 2024 г. в 15:00 ч. в актовом зале администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» по адресу: г. Махачкала, пл. Ленина, 2…
6. Установить, что предложения граждан по вопросу преобразования городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в городской округ «город Махачкала» принимаются организатором:
- в письменном виде в произвольной форме, в виде почтовых отправлений по адресу: г. Махачкала, пл. Ленина, д. 2, администрация городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»;
- на электронный адрес: [email protected] с 22 ноября 2024 г. по 2 декабря 2024 г.;
- в администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» с 09:00 ч. до 17:00 ч., кабинет N114 (в рабочие дни)…»
К постановлению приложен список рабочей группы по организации и проведению публичных слушаний:
Нариман Темуркаев - первый заместитель Главы администрации
города Махачкалы (руководитель рабочей группы)
Мавледин Маликов - заместитель Главы администрации города
Махачкалы (заместитель руководителя рабочей группы)
Хаким Ашиков - заместитель Главы администрации
Роберт Курбанов - руководитель Аппарата администрации
города Махачкалы
Хизри Закарьев - руководитель аппарата Собрания
депутатов ГО с ВД «город Махачкала» (по согласованию)
Руслан Мамаев - начальник Управления по внутренней
политике города Махачкалы
Рамазан Сулейманов - начальник Правового управления
администрации города Махачкалы
Салим Абдулкадыров - председатель Общественной палаты города
Махачкалы (по согласованию).
Постановление главы Махачкалы одновременно ссылается на принятый специально для жителей столицы Закон РД от 12 ноября и постановление правительства от 13 ноября.
Однако формулировка постановления главы Махачкалы не совпадает с Федеральным законом и указанными актами.
Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления, пункт 7.1. статьи 13 «Преобразование муниципальных образований»:
«7.1. Изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением осуществляется законом субъекта Российской Федерации с учетом мнения населениясоответствующего городского округа в соответствии с его уставом и законом субъекта Российской Федерации. Лишение муниципального образования статуса городского округа с внутригородским делением влечет за собой упразднение внутригородских районов.»
То есть Федеральный закон требует от города только выявление мнения населения в связи с «лишением его статуса городского округа». По Федеральному закону сам город не имеет право организовывать публичные слушания:
«по вопросу преобразования городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в городской округ «город Махачкала»» – как это написано в постановлении главы Махачкалы.
Федеральный закон не дал право горожанам высказываться о форме муниципалитета, т.к. эти полномочия только у региональной власти, которые «осуществляется законом субъекта». Поэтому, например, в постановлении Правительства Дагестана от 13 ноября инициируется проведение публичных слушаний только по лишению статуса, а не преобразованию в городской округ:
«путём лишения его статуса городского округа с внутригородским делением».
Власти Махачкалы не допустили бы ошибки, если бы в постановлении о назначении публичных слушаниях поставили вопрос с формулировкой, указанной в Федеральном законе, Законе РД от 12 ноября и в постановлении Правительства от 13 ноября – «о лишении статуса».
Но об этом в постановлении главы Махачкалы ничего не указано. Поэтому хоть в постановлении градоначальника и есть ссылки на указанные нормативные акты, но формально градоначальник поставил перед горожанами совсем другой вопрос.
Нарушение порядка проведения публичных слушаний
Постановление ссылается на Положение о порядке проведения публичных слушаний в Махачкале 2013 года. Однако даже нормы этого акта были нарушены.
Положения предусматривает, что инициатива о проведении слушаний идёт либо от населения, либо от главы города. В первом случае решение о проведении слушаний выносит горсобрание, а во втором – глава города.
Инициатором публичных слушаний стало Правительство Дагестана. Но такой нормы нет в положении. При этом в статье 15 указано:
«Инициатор проведения публичных слушаний указывается в муниципальном правовом акте о назначении публичных слушаний».
В указанном постановлении не указано что глава города выступает инициатором.
Статья 17 Положения требует:
«Муниципальный правовой акт о назначении публичных слушаний в обязательном порядке должен содержать:
а) ссылку на инициатора вынесения вопроса, проекта муниципального правового акта на публичные слушания;
б) формулировку вопроса, наименование проекта муниципального правового акта, вынесенного на публичные слушания:…»
Однако в приложении к постановлению нет проекта протокола о итогах публичных слушаний с формулировкой вопроса. Фактически, нет документа который предлагают обсудить.
Нарушены сроки:
«7. Право граждан на участие в публичных слушаниях.
Правом на участие в публичных слушаниях обладают лица, проживающие на территории проведения публичных слушаний и достигшие ко дню проведения публичных слушаний 16-летнего возраста…
9.1. Лицам, указанным в пункте 7 настоящего Положения, гарантируется заблаговременное - не менее чем за 10 дней до дня проведения публичных слушаний - оповещение о предстоящих публичных слушаниях.»
Если выпуск газеты с постановлением аннулирован, то в продаже исправленный вариант появится не раньше понедельника, 25 ноября. Это меньше чем 10 дней до дня проведения слушаний – 3 декабря, эти три дня никак не повлияют на процесс, тогда дело в простой технической ошибке.
При этом придётся переделывать постановление, т.к. в приложении к нему установлен график, предусматривающий приём вопросов с 22 ноября.
Администрация не торопится или пытается подстраховаться от возможных политических последствий?
Эксперты пояснили проекту «Институт горда», что в случае лишения Махачкалы статуса города с внутригородским делением, это будет новый муниципалитет.
Поэтому придётся заново избирать не только депутатов городского собрания, т.к. районных уже не будет но и глав районов и мэра.
Пункт 5.1. ст. 10 Федерального закона о гарантиях избирательных прав даёт не больше года на избрание новых оргнов власти.
«5.1. Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через один год со дня его создания. При этом в период, который начинается за пять месяцев до предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи дня голосования и заканчивается через месяц после указанного дня голосования, такие выборы не могут быть проведены в иной день, кроме указанного дня голосования, и назначаются на указанный день с учётом положений, предусмотренных пунктами 6 - 9 настоящей статьи.»
Применительно к Махачкале данную норму один из экспертов протолковал так, что выборы депутатов можно провести до 14 апреля. Тогда как в сентябре итак истекает срок всех депутатов Махачкалы, избранных по партийным спискам в 2020 году.
Но чтобы успеть в такой срок, нужны уже готовые документы в муниципалитете ( проект устава) и соответствующие законопроекты в парламенте Дагестана.
Кстати!
Пока Кировский, Ленинский и Советский районы не лишены статусов муниципалитетов, они также могут воспользоваться законом.
Администрации указанных районов могут вынести постановления о проведении публичных слушаний с точной формулировкой, указанной в Федеральном законе, Законе Дагестана и в постановлении Правительства: «о лишении статуса округа с внутригородским делением».
Интересно будет потом сравнить итоги слушаний. Да и будет ли кого-то интересоваться мнение горожан, когда с каждым днем будет усиливаться борьба за сэкономленные деньги