«Вечное сияние чистого разума»
20.11.2024 00:00Помнить нельзя забыть
К 66-летию Чарли Кауфмана, одного из самых ярких сценаристов современности, предлагаю вспомнить его работу, успевшую стать классикой современного кинематографа - речь пойдет о фильме «Вечное сияние чистого разума».
Осторожно, в материале есть спойлеры!
«Блаженны забывающие, ибо они не помнят своих ошибок».
Блаженны ли?
Сюжет ленты строится на технологии, позволяющей при помощи одной процедуры удалить травмирующие или просто неприятные воспоминания из памяти. Существует целый пласт фантастических произведений, в основе которых лежит идея, развивающая интерпретацию метафоры или фигуры речи буквально. Так устроены, например, некоторые комедии с Адамом Сэндлером («Клик: пультом по жизни) или мультфильмы студии Пиксар («Душа», «Головоломка»). При помощи этого приёма Кауфман и Гондри, режиссёр фильма, рассуждают о любви, опыте и постоянстве памяти.
Элементы фантастики довольно быстро разрушают представления зрителя о том, какого рода кино перед ним. Первые 17 минут являют собой экспозицию довольно необычной, но всё-таки считываемой мелодрамы об отношениях скромного меланхоличного Джоэла (Джим Керри) и яркой, самобытной Клементины (Кейт Уинслет). Сквозь типичное повествование начинают проступать труднообъяснимые символы и загадочные второстепенные персонажи, которые, в конце концов, занимают свои места в сложном, нелинейном сюжете. Экспозиция оказывается развязкой, а следующее за ней повествование - стираемыми воспоминаниями главного героя.
Подобные хитросплетения сюжета нередко отталкивают зрителя, особенно если их наличие в фильме является самоцелью, желанием вызвать «вау эффект». Кауфман и Гондри же, кажется, стремятся не удивить зрителя, а дать ему возможность углубиться в психологию героя, увидеть и проанализировать все воспоминания, как хорошие, так и плохие, понять, почему отношения героев зашли в тупик, и почему герой старается сохранить их только тогда, когда они, казалось бы, разрушены.
Параллельно с попытками Джоэла спрятать Клементину в чертогах своего разума, авторы раскрывают иную сторону проблемы - уже стиравшие память люди невольно повторяют то, что хотели забыть. Отказ от воспоминаний не позволяет людям осмыслить то, что они пережили, и, не сделав выводы, они вновь и вновь стремятся пуститься в пляс на граблях. Мэри (Кирстен Данст) работает под началом доктора, который изобрел технологию стирания памяти. Она из раза в раз влюбляется в него, а после стирает воспоминания о своей влюбленности. Именно в её уста Кауфман вкладывает афоризм Поупа, являющийся центральным для понимания фильма:
«Как счастливы невесты Христовой свиты!
Забыв о мире, миром позабыты
Струит их разум чистоты сияние.
Молитвы приняты — усмирены желания…»
Стремление избавиться от желаний и страстей, чтобы не испытывать боль от нереализованной любви, сравнимое с уходом в монастырь, видится героине благом, спасением, но так ли это?
Автор не даёт ответов, оставляя концовку открытой для интерпретаций.
Руслан М. Курбанов

Власти Дагестана могут изменить порядок избрания глав городов и районов
отказаться от конкурсов
11.05.2025 00:10
На праймериз в Каспийске и Махачкале зарегистрировались только 7 женщин
из 262 участника
11.05.2025 00:03