
Власти Дагестана не раскрыли сумму долга за очистные сооружения
31.08.2023 00:4330 августа руководство Дагестана провело в отеле «Гама» финансово-политическую демонстрацию намерений строительства очистных сооружений. На сайте главы Дагестана мероприятие обозначили «презентация проекта реконструкции канализационных очистных сооружений махачкалинский агломерации».
В мероприятии приняли участие Минстрой Дагестана, руководитель направления «Инфраструктурные проекты» ППК «Фонд Развития Территорий» Виталий Мельников, первый заместитель Председателя Правительства РД Манвел Мажонц, представители общественности и СМИ.
Как следует из публикаций других источников собравшимся министрам, строителям, ученым и общественникам Дагестана не показали даже примерный план строительства очистных. В подтверждение этого видео активиста движения «ГородНаш» Арсена Магомедова. На вопрос общественника, согласованны ли планы прокладки сетей канализации с проектами ремонтов дорог в Махачкале, глава Дагестана Сергей Меликов «еще не синхронизировано».
Экономический обозреватель «НД» Андрей Меламедов поднял вопрос о том, что на самом деле планируемые очистные сооружения будут обслуживать только часть Махачкалы. Северная зона столицы республики даже в планах не стоит.
Как следует из тг-канала «Администрация главы РД» выступая перед собравшимися Сергей Меликов сделал ряд политических сообщений:
«Таких крупных объектов в Дагестане не строили десятки лет»;
«Но я себе не позволю отвернуться от этих проектов. Помимо обязательств перед руководством страны, для меня очень важно то, что я обещаю населению. Это мой принцип — доводить начатое до конца»;
«Когда я только пришёл в республику, некоторые советники мне предлагали разработать программу «быстрых побед». Что это такое? Когда нужно быстренько ленточку перерезать и заявить, что с вашим приходом начали открываться новые объекты. Но это не про меня, и это не для Дагестана. Для того, чтобы достичь реальных долгосрочных результатов нужны не только ресурсы и время, но и терпение».
Следует отметить, что цифры изложенные в выступлении руководителя направления «Инфраструктурные проекты» Фонда развития территорий Виталия Мельникова о параметрах будущих очистных сооружений были ранее известны. Например, «НД» в начале июля рассказало о выделенных Фондом 2,36 млрд рублей средств и путаницы в целях и объёмах финансирования.
Глава Дагестана заявил, что «удалось снизить стоимость проекта до 21,8 млрд рублей». Минстрой Дагестана опубликовал структуру финансирования на большую сумму – 21,9 млрд рублей.
12,5 млрд руб. на строительство очистных сооружений на территории Карабудахкентского района |
Специальный казначейский кредит |
3,6 млрд руб. на строительство напорной нитки от главной насосной станции N 6 г. Махачкалы (ГНС-6) до очистных сооружений |
Инфраструктурный бюджетный кредит |
3 млрд руб. (в т.ч. 0.6 млрд руб. средства регионального бюджета) на реконструкцию ГНС-6. канализационной насосной станции г. Каспийск (KHC), напорных коллекторов от КНС до очистных сооружений и строительство глубоководного выпуска |
Финансовая поддержка Фонда развития территорий |
2,8 млрд руб. (в т.ч. 0.6 млрд руб. средства регионального бюджета) на строительство внутригородских канализационных коллекторов г. Махачкалы |
Заем Фонда развития территорий |
Как известно даже в потребительском кредитовании закон требует, чтобы на главной странице в договоре была указана полная сумма кредита, вместе с процентами. Однако власти республики не раскрыли всю информацию до конца.
Если это заемные и кредитные средства, то по ним республика должна будет выплачивать ежегодно проценты, соответственно реальная цена проектов гораздо выше. Например, ФНБ берет 3% годовых. Это значит, что Дагестан только в адрес Фонда республика будет платить только проценты каждый год 246 млн рублей. А потом еще надо вернуть и сами эти 8,2 млрд рублей (1,2 млрд не учитываются т.к. они из республиканского бюджета).
Тоже самое про 12,5 млрд рублей казначейского кредита, который тоже придется возвращать с процентами.
Соглашения на выдачу инфраструктурных кредитов и займов содержат условия, обеспечивающих реальность выплаты долга, чаще всего это обязательно региона поднять цены на коммунальные услуги с которых будет оплачиваться долг.
В итоге по сути руководство республики провело акцию по общественному согласию на получение долга в размере почти 22 млрд рублей, обязательства выплачивать ежегодно проценты на эту сумму. Соответственно, если в будущем у кого-то возникнет возмущения поднятыми тарифами или налогами, всегда можно сослаться на это мероприятие, с указанием на то, что никто не высказывался против обременения такими долгами.
Однако могут возникнуть риски того, что та часть Дагестана, на которую не коснутся указанные инфраструктурные проекты, поднимет вопрос о политической обоснованности переложения на них сбора средств доя оплат долгов по инфраструктурным кредитам.
Напомним, что в первом полугодии 2023 года у Дагестана возник дефицит в 6 млрд рублей. Текущим летом «конструктор» современной финансовой системы управления Дагестана первый вице-премьер Руслан Алиев и врио министра финансов Шамиль Дабишев вынуждены были посетить Казначейство для обсуждения получения кредита на устранение кассового разрыва. Это значит, что собираемых налогов не хватало на текущие расходы.