Власти Дагестана показали райцентры ухудшившие качество жизни
10.12.2025 01:258 декабря в Кремле президент провёл заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам.
Владимир Путин заявил:
«В то же время, по мнению людей, пока не столь ощутимы изменения в жилищно-коммунальной сфере, в создании безбарьерной среды. Поэтому прошу Правительство совместно с регионами ускорить разработку комплексной программы развития опорных населённых пунктов и утвердить её в кратчайшие сроки.»
За три дня до этого заседания глава Дагестана своим указом от 5 декабря утвердил Программу развития инфраструктуры опорных населённых пунктов Республики Дагестан.
Документ содержит массу данных и цифр, ряд из которых вызывают вопросы.
Проект «Институт города» ранее рассказывал про новый подход к территориальному развитию страны, через развитие не всех и сразу, а только определённых узловых муниципалитетов, в которых жители окрестных мест могут получить все необходимые услуги в области социально-экономического обеспечения.
В июне 2021 года на Петербургском экономическом форуме вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что в каждом регионе могут быть отобраны по 15-20 "опорных пунктов", где качество жизни, обеспечение медицинскими, культурными, образовательными услугами будет выше. Первые критерии населённых пунктов были утверждены в 2022 году. Первые критерии населённых пунктов были утверждены в 2022 году. Тогда было определено, что населённые пункты которые будут получать от ОНП медицинскую помощь, образование, услуги в сфере культуры и реализации иных потребностей будут называться "прилегающая территория".
В 2023 году обращалось внимание, что власти республики по установленным критериями собрали опорные населённые пункты, по принципу районных центров. В постановлении Правительства получилось 33 пункта и 1296 прилегающих территорий.
В августе 2024 года Министерство экономического развития России создало реестр опорных населённых пунктов, который сейчас включает 2160 наименований.
От Дагестана в реестр вошли уже не 33, а 45 опорных населённых пунктов (пункты реестра 1313-1157).
При этом постановление Правительства РД от 2023 года о перечне из 33 пунктов не отменялось и не дополнялось.
В новый список опорных пунктов были внесены все города Дагестана, включая Махачкалу.
Но в списках 2023 года Правительства Дагестана и в федеральном реестре полностью отсутствуют два района со всеми сёлами – Кумторкалинский и Карабудахкентский. Это 130 тысяч жителей.
Можно было бы предположить, что Коркмаскала находится рядом с Махачкалой и жители этого села и всего Кумторкалинского района могут пользоваться инфраструктурой столицы. Однако по такому же принципу надо было исключать г. Дагестанские Огни, который почти слился с Дербентом.
Обозначенные пробелы в публичном объяснении логики принятия решения могут трансформироваться в вопросы из области национальной политики.
Возвращаясь непосредственно к указу главы Дагестана о плане развития опорных населённых пунктов следует отметить наличие ряда интересных цифр.
Например, оказывается в 2019 году в указанных населённых пунктах, в т.ч. Махачкале было 0 несанкционированных свалок. А с 2024 года их уже 11. Но главное – число этих свалок по плану не будет уменьшаться, до 2029 года.

Также с 2024 года не будет увеличиваться «Общее количество объектов дошкольного образования» – 319.

В таблице №11 на стр.27 приводится план «Увеличение доли объектов (дошкольного и общего) образования, находящихся в удовлетворительном состоянии (не требующих капитального ремонта), %», который подтверждает, что ничего не изменится. В Махачкале, например, таких объектов всегда будет не больше 30,72%. То есть остальные почти 70% всегда будут в неудовлетворительном состоянии?

Одна из самых больших загадок в таблице №15 «Увеличение количества благоустроенных общественных территорий, %». Здесь все 45 пунктов с 2024 года в графе показателей имеют прочерк.

На листе 14 приложения к плану показаны населённые пункты которым вообще не стоит надеяться на «Увеличение доли населения, для которого улучшится качество предоставляемых коммунальных услуг (в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения), %». Например, это касается с. Леваши, с. Маджалис, с. Усухчай, с.Каякент.
План раскрыл объем финансирования на «Улучшение качества среды для жизни в опорных населенных пунктах»:
в 2025 г. 5 428,48 млн рублей
в 2026 г. 2 117,48 млн рублей.
Наиболее интересная часть плана – это оценка властей указанных 45 сел и городов по показателю «Улучшение качества среды для жизни в опорных населённых пунктах». Единица измерения – процент.
Из каких показателей этот индекс складывается трудно судить, но если сравнить 2024 год и еще не законченный 2025 года, то получается динамика.
Эти цифры, трудно понять, потому-то авторы, скорее всего, забыли указать, что они рассчитаны из базового, 2019-го года.
Например, из таблицы следует, что самый лучший по улучшению качества жизни Каспийск, а на втором месте районный центр Шамильского района. При всем уважении к Каспийску, трудно понять почему у него динамика качества жизни с 2019 года оказалась в два раза лучше чем в Дербенте.
|
% |
2025 г. |
|
ЛУЧШИЕ |
|
|
г. Каспийск |
101,84 |
|
с. Хебда |
52,67 |
|
г. Хасавюрт |
48,55 |
|
г. Дербент |
43,25 |
|
с. Хунзах |
42,52 |
|
ХУДШИЕ: |
|
|
с. Цунта |
7,79 |
|
с. Усухчай |
7,11 |
|
г. Южно-Сухокумск |
6,82 |
|
с. Бежта |
6,66 |
|
с. Кумух |
1,83 |
|
с. Рутул |
-20,62 |
Что творится в селе Рутул? Такой вопрос возникает при виде их показателя.
Проект «Институт города» ранжировал показатели по динамике от меньшего к большему с разницей за прошлый и текущий год, который даже еще не закончился. В итоге получилась оценка республиканских властей динамики качества жизни за год.


Из 45 населённых пунктах качество среды за год ухудшилось в 17, т.е. 37%.
При этом в с. Рутул продолжает ухудшаться ситуация по сравнению с базовым годом.
Удивили самым большим падением районный центр Казбековского и Гунибского и Кизилюртовского районов. Все три района последние годы стали центром туризма Дагестана. Это серьёзный довод для противников развития туризма.
Скачок Буйнакска с низкой базы на 11% еще как-то можно понять, но рывок Каспийска за год с 80% на 21% выглядит сомнительным.
В конце еще раз хотелось бы отметить, что логика оценки публично не раскрыта и не обсуждается. И главное, что в реестре отсутствуют Коркмаскала и Карабудахкент. Из-за этого они не получат финансирование на улучшение качества жизни по программе опорных пунктов?
Надеемся, что Минэкономразвития Дагестана разъяснит своих публикациях указанные выше эпизоды из плана развития опорных пунктов.