Властям Махачкалы пора заняться политикой

17.08.2023 00:00
фото: Институт города

Канализация, электричество, дорожная сеть, строительство и озеленение — это все вещи материального мира, которые управляются обществом, а не наоборот. Из-за того, что в Махачкале нет политического развития, горожане зависят от электриков, газовиков, водопроводчиков, дорожников и бюрократов. Из-за того, что неправильно выбран ответ на вопрос: что главнее яйцо или курица, бюрократам удобно осваивать бюджет на укладке асфальта в парке Ленинского комсомола. Так же, как Ходжа Насреддин искал ключи не там, где потерял, а там, где светло, освещение делают там, где быстрее оформить документы, а не там, где это действительно нужно.

 

Не понимая важность политики, чиновники показывают кадры, как они большой группой сидят в кондиционируемом помещении с электричеством и рассказывают о пяти тысячах обращений граждан, сидящих в жару без электричества. Почему такая концентрация представителей власти на площади,почему политический ресурс равномерно не распределен по всему городу и почему чиновники не могут принимать участие в совещании по видеосвязи с места событий — вопросы, которые не задают себе в администрации, так как не думают о политике.

 

Недавний пример перекрытия улицы Гаджиева из-за отключения электричества показал отсутствие политической власти даже в центре города. С людьми не разговаривали депутаты и городские чиновники, но приехал министр энергетики республики. Та же ситуация в микрорайонах Махачкалы, парках, пляжах — нигде нет человека, через которого местные жители и бизнес держат связь с властью, который может вовремя успокоить людей и предупредить незаконные эксцессы. Глава Дагестана отметил, что перекрытие дорог на руку врагам, но продолжая эту логику, следует признать, что и отсутствие политического развития системы управления города на руку нашим недругам. Если бы на местах были бы квартальные, то они хотя бы подсказали властям организовать возможность зарядки мобильных устройств. В высоких светлых кондиционируемых кабинетах администрации не понимают таких проблем на местах.

 

Махачкала — это политическая пустыня, по которой иногда рейдами ездят комиссии чиновников. Дагестан уже проходил такой период, когда отсутствие власти в пригородах привело к появлению террористических ячеек. Борьба с преступностью привела к тому, что в городе главным урбанистом стала полиция. Вместо представителей администрации на местах главным лицом власти стали участковый и наряды ДПС. Они знают, сколько у них людей живут на каждой улице, чем они занимаются, кто по каким документам строит дом или пристройку. Если для участковых провести курсы урбанистики, то городской отдел полиции с легкостью заменит всю администрацию Махачкалы. А пока у нас растут пригороды с многоквартирными «человейниками», где вакуум политической власти могут снова захватить деструктивные силы, который займутся воспитанием детей, оставленных родителями, уехавшими на заработки в центр города или с туристами в горы.  

 

Смысл системы управления не в технологии распределения чиновников по городскому пространству, а в справедливости. Замените традиционный вопрос «При каком главе города жилось лучше?» на вопрос «Чье правление было справедливее?». Но каждая новая команда градоначальников в городе не ставила целью заниматься политикой, поэтому не хотела быть справедливее, чем предыдущая команда. 

Рая на земле нет, тем более — в Махачкале. Но есть разница между главой города, который хотя бы заявляет о необходимости соблюдения правил игры, и главой, чей заместитель во время рейда дает указание снести будку с мороженым, хотя за день до этого бизнесмен получил разрешение в управлении торговли. Если власти не ставят задачей развитие справедливости, то администрация не сможет просить горожан снизить потребление электроэнергии в опасные периоды аномальной жары, тем более показывая, как чиновники сидят в светлых кабинетах.

 

В основе политической системы лежит культура. Конечно, если бы главой Махачкалы поставили Рамазана Абдулатипова, то он в первую очередь бы принял новый гимн города. Но это не культура, а формальности. Новые власти Махачкалы декларируют программу сделать город более культурным? Нет. Поэтому со сменой команд управления в столице республики не изменяются культурные коды.  

 

В городе, куда приезжают тысячи туристов со всей страны, в приморской зоне нет приличного места для уличных певцов и музыкантов. Освещение улицы Буйнакского и Родопского бульвара больше похоже на дворовое, чем мест культурного отдыха.

 

В Махачкале нет городских советов. При Салмане Дадаеве активисты «Город наш» выторговали создание совета при парке Ленинского комсомола. Результаты были таким хорошими, что чиновники поняли, как это мешает в освоении средств, и закрыли дирекцию парка вместе с советом.

 

В нормальных развитых городах советы парков, пляжей или исторических мест помогают не только в поддержании культурного пространства и политических связей власти и общества, но и в привлечении дополнительного финансирования. Бизнес готов дать деньги на лампочки, урны и скамейки знакомым из совета парка скорее, чем чиновнику на площади в кабинете, дорога к которому — по записи в приемные дни. 

 

Политика — это постоянный диалог. Эпидемия коронавируса прошла, но экстренная система удаленного общения власти и горожан стала основной. При этом система не решает проблему, а создает видимость ответа. Это многие махачкалинцы увидели, когда им вначале разрекламировали возможность писать в социальных сетях о проблемах, а потом там же блокировали или давали номера телефонов, которые не отвечали на звонки. Идеальных решений в сложной ситуации, в которой оказалась Махачкала, может и не быть, но можно найти максимально хорошее решение для горожан и чиновников.

 

Для этого нужна идея политического диалога и места для дискуссий. Дворы, школьные спортзалы, библиотеки и клубы — все это места, где можно организовать регулярное обсуждение проблем с активами домов, кварталов, парков и пляжей с представителями власти.

 

Политика — это искусство возможного. Горожане и бизнес часто не могут понять чиновников, которым нет времени задуматься о новых возможностях, так как они завалены текущей работой и отчетами по ней, за неисполнение которой им грозят МВД или прокуратурой. Нужно общение с участием экспертов, коими являются сами городские чиновники. Они могут объяснить блогерам, СМИ и горожанам, как формируется план озеленения, уборки территории, электрификации, формирования цен на электричество, воду и т.п., и, соответственно, получить обратную связь. 

Сейчас подобие «городских чтений» создается на базе структуры АСИ в «Точке кипения». Эта площадка удобна тем, что находится в ДГУ, следовательно, несет в себе экспертную, академическую нагрузку. Сюда могут приходить руководители ТСЖ, управляющих компаний, городские активисты, — и не ругаться, а выяснять и обсуждать проблемы не только Махачкалы, но и Каспийска. Однако, если такие мероприятия будут игнорировать городские чиновники и депутаты, то пользы от них будет мало. 

 

 

Расул Кадиев, 

координатор проекта «Институт города»

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: