Война за свет: в поисках света и ответственного за его доставку
15.07.2021 18:32В Махачкала и в республике в целом ситуация с бесперебойным электроснабжением требует решительных мер. На этой недели в СМИ появились заголовки о том, что мэр Махачкалы Салман Дадаев объявил войну «Дагэнерго», филиалу ПАО «Россети Северный Кавказ». 14 июля в мэрии Махачкалы прошла пресс-конференция по вопросам отключения электроэнергии. Представители администрации рассказали присутствующим о том, где зона ответственности энергетиков, а где администрации города и что могут сделать потребители для защиты своих прав на качественную услугу.
Что предшествовало
"Только за последний месяц произошли 3 крупных аварии, оставившие несколько десятков тысяч человек без электроэнергии на более чем 2 суток.
За неполный месяц, с 15 июня по 12 июля, принято и обработано городской ЕДДС более 64 тысяч обращений. Более 24 тысяч из них – из-за отсутствия электроэнергии озвучили. Необходимо понимать, что когда речь идет об отключении электроэнергии на большой территории то это влечет за собой и перебои подаче холодной воды. Все составленные акты направлены в контрольно-надзорные органы для принятия мер реагирования и принуждения филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» к исполнению своих обязательств гарантирующего поставщика услуги – электроэнергии.», - рассказали представители администрации участникам пресс-конференции.
9 июля на сайте администрации Махачкалы появилось сообщение о том, что в связи с участившимися случаями отключения электроэнергии Салман Дадаев дал поручение межведомственной комиссии оказать содействие жителям Махачкалы в оформлении соответствующих досудебных претензий и судебных документов.
Поручено подготовить заявление в прокуратуру с приложением всех случаев нарушения условий энергоснабжения потребителей.
На странице главы города в сети Инстаграм размещена более подробная информация, где особо подчёркивается непричастность администрации Махачкалы к электроэнергетическим сбоям.
«Поставку электроэнергии в дома махачкалинцев выполняет филиал ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго». Организация, не входящая в состав администрации города и городских служб! Но являющаяся гарантирующим поставщиком услуги – энергоснабжения! В ходе совещания было озвучено, что в работе якобы задействовано 13 бригад. Но сотрудниками межведомственной комиссии созданной мэрией установлено, что работа ведется только на 5 локациях…».
Все составленные акты направлены в контрольно-надзорные органы для принятия мер реагирования и принуждения филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» к исполнению своих обязательств гарантирующего поставщика услуги – электроэнергии.
Ответ энергетиков
«Дагэнерго» на своей странице в сети Инстаграм выложило сюжет РГВК «Дагестан» о ликвидации последствий сильного ливня и ветра.
«Массовых нарушений энергоснабжения энергетикам филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Дагэнерго» удалось избежать благодаря ранее проведённым мероприятиям по повышению надёжности. Однако из-за стихии произошли локальные отключения электроснабжения части потребителей города Махачкалы…
Несмотря на то, что махачкалинское городское электрическое хозяйство не находится в собственности компании «Россети Северный Кавказ», специалисты филиала «Дагэнерго» в интересах жителей осуществляют восстановительные работы, в том числе на объектах, не состоящих на балансе энергокомпании», – говорится в сообщении энергетиков. Хотя по закону это их прямая обязанность.
Надо отметить, что в ноябре 2020 года после отключения света в ходе проливных дождей этого инженера взяли «в заложники» и держали, пока не восстановили подачу электричества. В этот раз война за свет обошлась простой погоней городских чиновников за ремонтными бригадами энергетиков. Напомним, что осенью 2020 года Салман Дадаев лично возглавлял «охоту» на бригады энергетиков, проверяя их слова о количестве задействованной техники.
Важные разъяснения
Представители городской администрации дали следующие важные разъяснения фактов, в которых часто путаются не только рядовые потребители, но даже профильные чиновники:
1. «Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены». Согласно федеральному закону (статья 38. «Гарантии надежного обеспечения потребителей электрической энергией») ремонт своего так называемого бесхозяйственного электросетевого хозяйства должен осуществлять гарантирующий поставщик, т. е. «Дагэнерго».
2. допустимое число часов отключений для потребителей третьей категории в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления энергоснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов энергосетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору. Согласно пункту 9 Постановления Правительства РФ №442
3. Нет у города организации «Горсети».
4. Городу не принадлежат какие-либо сети, они все давно в частных руках.
5. Новые дома и объекты не подключаются к «ветхим» сетям без разрешения (техусловий) «Дагэнерго».
6. Судебная практика в Дагестане такова, что не выносят решения о дисквалификации руководителя ресурсоснабжающей организации даже за неоднократное неисполнение предписаний АТИ.
7. При обращении граждан городские службы будут помогать горожанам в составлении акта о некачественной поставке услуг и придачи материала надзорным органам.
Руководитель общественной организации «Монитор ЖКХ» Зияутдин Увайсов:
1. «Росстети» отвечают за качество, ремонт и расширение сетей.
2. Только финансово можно повлиять на качество работы поставщиков, закон освобождает за некачественную поставку, хотя установить это сложно.
3. Прокуратура и Ростехнадзор должны жёстче надзирать за работой и наказывать поставщиков, в том числе по сообщениям в СМИ.
4. У «Дагэнерго» должна функционировать диспетчерская служба, которая обязана принимать и регистрировать заявки.
5. Если горожане перестанут платить за некачественную услугу, как предусмотрено по закону, то это повысит качество предоставления услуг. От городских служб необходима поддержка горожан в виде документального оформления фактов некачественного предоставления услуг.
6. Граждане сами должны активнее отстаивать свои права в правовом поле
Очередные вливания
6 июля в Москве состоялась рабочая встреча врио главы Дагестана и министра энергетики России. Сергей Меликов снова обратил внимание на перебои с электроснабжением, выразив надежду, что при поддержке федерального центра ситуация изменится.
«Мы столкнулись с тем, что многие объекты электроснабжения изношены. Но одномоментно заменить их все мы не можем, поэтому начнем с ремонта наиболее проблемных объектов. Я считаю, очень важно улучшить ситуацию в этой сфере до наступления зимнего периода, чтобы жители республики не оставались без электричества из-за ухудшения погоды. Спасибо Вам за внимание к региону, решения этого вопроса очень ждут дагестанцы», – отметил врио главы региона на встрече с федеральным министром энергетики. После встречи Сергей Меликов сообщил, что на подготовку к зимнему периоду Минэнерго РФ выделит Дагестану дополнительно 1,8 млрд рублей. Это не первая материальная помощь со стороны федерального правительства «дагестанскому» электрохозяйству, однако ситуация, как видим, существенно не меняется. Ведомство традиционно отчитывается о миллиардных долгах якобы потребителей. Далее происходит процедура ликвидации дочерних структур, которые, по сути, являются частью самих «Россетей».
В итоге присутствующие журналисты и общественники пришли к выводу, что кардинальное решение вопроса лежит в политической плоскости.