Заключение Счётной палаты РД по финансам Махачкалы

09.06.2022 00:17
фото Счетная палата РД

Выступление Б.Джахбарова на сессии Народного Собрания РД («муниципальный час») по вопросу исполнения бюджета города Махачкалы (26.05.2022г.)

 

Уважаемый Сергей Алимович!

Уважаемый Заур Асевович!

Уважаемые депутаты и приглашенные!

1. Счетной палатой Республики Дагестан, проведена проверка исполнения бюджета города Махачкалы, в рамках которой проанализированы вопросы исполнения доходной части бюджета и расходования межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета на приоритетные направления социально-экономического развития города.

По результатам контрольного мероприятия выявлены бюджетно-финансовые нарушения на сумму 2 млрд 359 млн рублей, из них:

- выпадающие и недополученные доходы от использования муниципального имущества – 615 млн 345 тыс. рублей;

- нецелевое использование бюджетных средств – 17 млн 449 тыс. рублей;

- неэффективное использование бюджетных средств – 680 млн 348 тыс.  рублей;

- неправомерные расходы – 944 млн 373 тыс. рублей

- завышение объемов и стоимости выполненных строительных работ – 27 млн 633 тыс. рублей;

- завышение закупочных цен на продукты питания – 27 млн 850 тыс. рублей;

- нарушения при ведении бухгалтерского учета – 42 млн 300 тыс. рублей.

По результатам проверки, материалы о выявленных нарушениях направлены в правоохранительные органы и на должностных лиц составлено 17 протоколов о привлечении их к административной ответственности за допущенные нарушения бюджетно-финансового законодательства.  

2. Переходя непосредственно к результатам проверки, хотел бы отметить, чтобюджет города Махачкалы за 2021 год по доходам исполнен в сумме 11 млрд 699 млн рублей, что составляет 94,4 процента от утвержденных назначений (12 млрд 389 млн рублей), в том числе:

- налоговые и неналоговые доходы – 3 млрд 530 млн рублей, или 91,4 процента (план – 3 млрд 860 млн рублей);

- безвозмездные поступления из республиканского бюджета – 
8 млрд 168 млн рублей, или 95,8 процента (план – 8 млрд 528 млн рублей).

На 1 января 2022 года задолженность по налоговым и неналоговым доходамсоставила 2 млрд 160 млн рублей, в том числе:

- по налоговым доходам – 1 млрд 720 млн рублей, из них по земельному налогу – 951 млн рублей, налогу на доходы физических лиц – 120 млн рублей, налогу на имущество физических лиц – 482 млн рублей, налогам со специальным налоговым режимом – 154 млн рублей;

- а также по неналоговым доходам – от использования муниципального имущества – 440 млн рублей.

3. Следует отметить, что в структуре доходов бюджета города доля налоговых и неналоговых доходов составила 30,2 процента, что на 2,2 процентных пункта меньше уровня 2020 года (32,3 %).

Указанное свидетельствует о недостаточной работе по увеличению доходов, в том числе за счет эффективности использования муниципального имущества, где задолженность составила, как я уже отметил, 440 млн рублей, которая за год увеличилась на 61 млн рублей.

4. Расходы бюджета города в 2021 году профинансированы в сумме 12 млрд 309 млн рублей, или 97 процентов от утвержденных назначений (12 млрд 682 млн рублей). 

Кассовые расходы исполнены в сумме 11 млрд 687 млн рублей, что составляет92 процента к утвержденным назначениям и 95 процентов к объему финансирования. 

По итогам года остаток неиспользованных средств составил 635 млн рублей, из них целевые средства – 492 млн рублей, которые были возвращены в республиканский бюджет при наличии их потребности.

5. В целях комплексного благоустройства города Махачкалы, Правительством Республики Дагестан утверждена (постановление от 30 декабря 2020 года № 304) Государственная программа «Обеспечение развития и реализации городским округом с внутригородским делением «город Махачкала» функций столицы» (на 2021-2023 годы).

На финансирование Госпрограммы в 2021 году были выделены средства в сумме 527 млн 504 тыс. рублей, из них за счет республиканского бюджета – 500 млн рублей (из бюджета города – 
27 млн 504 тыс. рублей), которые предоставлялись в виде субсидий, порядок финансирования которых утвержден постановлением Правительства Республики Дагестан 12 мая 2021 года (№ 105).

Соглашения о предоставлении субсидий бюджету города Махачкалы заключены 26 октября 2021 года, в том числе:

1) На разработку проектной документации по благоустройству и капитальному ремонту 5 объектов в сумме 98 млн рублей:

- парка имени Ленинского комсомола – 5 млн рублей;

- территории Эльтавского леса – 12 млн рублей;

- ул. Коркмасова с прилегающими общественными пространствами (ул. Радишева, Абубакарова и А-Х. Кадырова) – 
8 млн рублей;

- набережной и дороги в редукторном поселке – 14 млн рублей;

- ливневых коммуникаций – 59 млн 550 тыс. рублей.

2) На капитальный ремонт и благоустройство:

- скверов Борцов революции и Фазу Алиевой – 168 млн 239 тыс. рублей;

- и улицы Коркмасова с прилегающими общественными пространствами (ул. Радишева, ул. Абубакарова, ул. А-Х. Кадырова) – 260 млн 715 тыс. рублей.  

Проверка показала, что не своевременная подготовка архитектурно-инженерных решений, а также задержка процедуры доведения бюджетных обязательств и позднее заключение Соглашений, привело к не освоению средств и невыполнению мероприятий Программы в 2021 году.

Необходимо отметить, что в текущем году на финансирование Программы запланировано 863 млн 375 тыс. рублей. Однако, до настоящего времени бюджетные обязательства не доведены, соглашение на предоставление субсидий с администрацией города Махачкалы не заключено. Соответственно не проведены мероприятия по заключению контрактов на выполнение работ.

В связи с увеличением объема финансирования за счет неиспользованных остатков за 2021 год имеются риски невыполнения мероприятий Программы в 2022 году. 

Проверкой использования средств, выделенных на проведение работ по благоустройству и капитальному ремонту выявлены нарушения на сумму 13 млн 197 тыс. рублей, из них 10 млн 389 тыс. рублей – завышение стоимости и объемов выполненных работ, в том числе при выполнении работ по:

- благоустройству скверов имени Фазу Алиевой и Борцов Революции – 6 млн 227 тыс. рублей;

по капитальному ремонту улицы Коркмасова и прилегающих общественных пространств (улицы Радищева, Абубакарова и А.-Х. Кадырова) – 4 млн 162 тыс. рублей.

Следует отметить, что срок завершения работ по капитальному ремонту улицы Коркмасова и прилегающих общественных пространств по контракту был предусмотрен – до 31 марта 2022 года. Однако, в установленный срок работы не завершены. 

При этом, из общего объема работ по контракту в сумме 323 млн 504 тыс. рублей акты выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат представлены только на сумму 21 млн рублей.

Вместе с тем, в нарушение условий заключенных контрактов, не проводится претензионная работа по применению мер за несоблюдение сроков выполнения строительно-монтажных работ.

 

В ходе проверки также установлено, что проводимые строительные работы не соответствовали проектным решениям и при их производстве применялись некачественные материалы. 

В частности, при благоустройстве скверов имени Фазу Алиевой и Борцов Революции не были выполнены работы по устройству оснований и покрытий из щебеночно-песчаных смесей заданной толщины (12 см). Кроме этого, работы по устройству велодорожек были выполнены некачественно, уложенный асфальтобетон не соответствовал необходимым параметрам.

А при проведении ремонта улицы Коркмасова и прилегающих общественных пространств использовались некачественные бетонные колодцы – ливневые канализации и бортовые камни, в которых имелись многочисленные трещины и сколы, при этом, в ходе установки бордюров (поребриков) не соблюдаласьтехнология устройства бетонного основания.

Основной причиной указанных недостатков явилось отсутствие должного контроля за ходом строительно-монтажных работ со стороны Управления жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы.

6. Бюджету города на финансирование мероприятий Государственной программы «Формирование современной городской среды», реализуемого в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда», были выделены средства в сумме 262 млн 517 тыс. рублей, которые направлены в том числе на:

подготовку проектно-сметной документации по благоустройству (7)общественных и (6) дворовых территорий – 
7 млн рублей;

- выполнение работ по благоустройству 6 дворовых территорий – 174 млн 664 тыс. рублей и 7 общественных пространств – 80 млн 852 тыс. рублей.

В ходе проверки использования выделенных средств выявлено завышение стоимости и объемов выполненных работ на сумму 9 млн 777 тыс. рублей, из них при: 

 

благоустройстве 7 общественных территорий (6 скверов и 1 аллея) – 9 млн 494 тыс. рублей;

- и благоустройстве дворовых территорий – 284 тыс. рублей (ул. Булача, № 7б – 51,6 тыс. рублей; пр. Шамиля, № 86 – 37,2 тыс. рублей; ул. Энгельса, № 3 «а» – 45,6 тыс. рублей; ул. Энгельса, № 50, 52 – 51,5 тыс. рублей; ул. М. Гаджиева, № 162 – 48,1 тыс. рублей; 
ул. Магомедтагирова, № 163 – 49,6 тыс. рублей).

Кроме этого, допущено завышение цен на фонари, скамейки, плитку резиновую для детских и спортивных площадок. Также установлены факты замены материалов на более дешевые, с иными техническими характеристиками.

7. На финансирование мероприятий по ремонту улично-дорожной сети в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» быливыделены 880 млн рублей, проверкой использования которых выявлено завышение стоимости выполненных работ на сумму 5 млн 862 тыс. рублей.

Кроме этого, из 96 предусмотренных к ремонту улиц технические паспорта были оформлены только на 12 улиц. При этом, расходы в сумме 765 млн рублей были произведены на ремонт 87 улиц, на которые не были оформлены права собственности.

8. В рамках контрольного мероприятия рассмотрены вопросы деятельности 23 образовательных учреждений города Махачкалы, в ходе которого выявленыбюджетно-финансовые нарушения в сумме 186 млн 643 тыс. рублей, в том числе:

- неправомерное осуществление стимулирующих выплат и неправомерная выплата заработной платы в 16 учреждениях 
(СШ № 3, 4, 5, 12, 13, 26, 27, 31, 36, 42, 59 и 60; Детские сады № 10, 20, 60 и 77) – 95 млн 586 тыс. рублей;

- неэффективное использование бюджетных средств и имущества в 8 учреждениях (СШ № 4, 13, 26, 27, 31, 42, 59 и 60) – 
42 млн 820 тыс. рублей;

- нарушения при ведении бухгалтерского учета в 5 учреждениях (СШ № 4, 27, 42, 59 и 60) – 42 млн 300 тыс. рублей;

- незаконное перечисление средств на банковские карты работников в 2 учреждениях (Детский сад № 60 – 922,0 тыс. рублей и Лицей № 5 – 1 065,5 тыс. рублей) – 1 млн 987 тыс. рублей; 

- выплата заработной платы не работающим лицам в 
1 учреждении (11 фактов в СШ № 27) – 1 млн 572 тыс. рублей;

- не обеспечение возврата субсидий (на классное руководство, во всех проверенных учреждениях) – 2 млн 779 тыс. рублей.

9. На организацию питания учащихся в дошкольных и общеобразовательных учреждениях выделены средства в сумме 807 млн 468 тыс. рублей, проверкой использования которых установлено завышение закупочных цен на общую сумму 27 млн 850 тыс. рублей, и необоснованное отвлечение средств в сумме 
10 млн рублей на создание невостребованных остатков продуктов питания.

Проведенный анализ также показал, что потребность в отдельных видах продуктов питания обеспечена менее чем на 70 процентов, в том числе в хлебе ржаном – на 2,9 %, в овощах и фруктах – на 60 процентов, в сухофруктах – на 53 процента, в соках фруктовых – на 9 процентов, в кондитерских изделиях – на 62 %, в мясе – на 42 %, в рыбе – на 28 %, в твороге – на 40 %, в яйцах – на 34 %, в сметане – на 60 %. 

Таким образом, в образовательных учреждениях не в полной мере обеспечивается организация полноценного и сбалансированного питания.

10. В 2021 году на приобретение жилья детям-сиротам администрации город Махачкала были выделены средства в сумме 202 млн 565 тыс. рублей.

Проверка показала, что указанные средства не были освоены, соответственно не было приобретено жилье для 102 детей-сирот.

11. Постановлением Правительством РД от 31 марта 2010 года № 80 «Об утверждении нормативных требований по формированию структуры центральных аппаратов органов исполнительной власти Республики Дагестан» органам местного самоуправления рекомендовано утвердить нормативные требования по формированию структуры аппаратов органов местного самоуправления. 

Однако, соответствующий нормативный акт, устанавливающий предельную штатную численность работников администрации, структурных подразделений, аппарата внутригородских районов, администрацией города Махачкалы не принят. 

По сравнению с 2020 годом количество работников увеличилось на 69 человек, или на 6,3 процента, в том числе муниципальных служащих – 57 человек. При этом, расходы на их содержание увеличились на 55 млн рублей, или на 7,5 процента. 

12. Уважаемые депутаты!

На основании решения Коллегии Счетной палаты Республики Дагестан:

1) материалы проверок направлены в правоохранительные органы для дачи уголовно правовой оценки выявленных нарушений законодательства;

2) в адрес Главы города Махачкалы направлено представление Счетной палатыс предложениями о принятии необходимых мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, в частности:

- во взаимодействии с налоговыми органами принять действенные меры, направленные на погашение задолженности по налогам и сборам;

- разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности использования муниципального имущества, в том числе земельных ресурсов.

- принять меры по определению приоритетности бюджетных расходов и повышению эффективности их использования, а также проведению инвентаризации расходных обязательств;

- обеспечить восстановление средств, использованных не по целевому назначению, а также перечисленных подрядным организациям в результате завышения стоимости и объемов выполненных работ; 

- провести оптимизацию структуры и численности муниципальных служащих, а также работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений;

- в установленном порядке привлечь к ответственности должностных лиц, допустивших нарушения законодательства при исполнении местного бюджета.

 

Благодарю за внимание!

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: