«Здесь море — куда захочешь, туда и пошел»

16.04.2023 00:20
фото Новое дело / Расул Кадиев

Ваше дело

 

Тажудин, 25 лет. Тренер по парусному спорту.

 

— Что это за модель?

 

— Производство «Ракета», модель SV20, 2019 года. Сделана из стеклопластика. 

 

— Сколько выдерживает?

 

— Максимальный экипаж 5 человек.  

 

— Какие паруса?

 

— Грот, стаксель и на попутных курсах геннакен поднимается.

 

— Где сами родились и кто ваши родители?

 

— Родился в 1998-м году в Ростове. Но жил все время в Азове. Мама директором страховой компании работает. Папа раньше держал свой столярный цех. Отец родом из Сулейман-Стальского района.

 

— Кто по профессии? Что окончил?

 

— Педагог по физической культуре и спорту. Ростовское областное училище олимпийского резерва.

 

— Когда начал ходить по морю?

 

— По морю не помню. У нас там речка Азовка, по ней ходил с 9 лет. 

 

— Как вы пригнали эту красавицу в Махачкалу?

 

— На автоприцепе, из Геленджика.

 

— Основной способ заработка какой?

 

— 5 лет занимался сбором и переработкой пластиковых бутылок. 

 

— В Дагестане чем намерен заниматься?

 

— Обучением, прогулками на паруснике. 

 

—Что должен знать тот, кто решится встать на парусную яхту?

 

— Если просто покататься, то основы техники безопасности, здесь ничего сложного нет.  

 

Тренер разрешил ступить на борт. Для этого пришлось неуклюже сползать с черной грубой кормы рыболовецкого корабля, рядом с повешенной машкой*, пытаясь нащупать ногой белую пластиковую поверхность, которая все время уплывает из-под ног, что чревато попаданием салаги** в еще нетеплые воды Каспия.

Все эти неуклюжие действия происходят в 20 метрах от берега, где стоит офис морской инжиниринговой компании, в которой развешаны фотографии «дяди Жени». Однажды известный уже на весь мир покоритель океанов Евгений Гвоздев вернулся в родную махачкалинскую гавань. Встречавшие чиновники без приглашения прыгнули на его суденышко — и оно затонуло.

 

— Держитесь за штаг, — показывает тренер на натянутый трос. 

Ступил правой ногой и попросил дальнейших разъяснений:

 

— Какие правила, за что держаться и как ходить?

 

— Всегда следуйте принципу «три точки опоры». Две ноги и за что-нибудь держаться.

 

Послушно занял место на правой корме на трех точках опоры, использовав пятую. Тажудин продолжил приготовления и объяснения основных характеристик яхты. На палубу из рубки были вытащены два паруса, и пошла работа с клипсами, шнурами и гайками. 

 

— Какова длина яхты?

 

— 6 метров 10 см, ширина 2.30 метра.

 

— Но ощущается как максимум полтора метра. Какие надо знать основные команды и термины?

 

— Вот эти веревки называются шкоты, — показывает на вертикально натянутую веревку с роликами. — Есть грота-шкоты, которыми управляется парус. Стаксель-шкоты используются в зависимости от того, на каком галсе мы идем, подветренном или наветренном. Например, сейчас дует юго-западный ветер, если мы пойдем на север, то будет идти левым галсом. Можно и геннакен поднять. 

Вот здесь стоит гик, — показывает на длинную горизонтальную плоскую алюминиевую перекладину, служащую не только основой главного паруса, но и одной из главных угроз для голов неповоротливых новичков. — Впереди парус стаксель. Есть еще бушприт***, который цепляется к носу.

 

Яхта управляется удобным рулем из двух рычагов, соединенных гибким коленом, так, чтобы можно было одному человеку одновременно управлять шнурами от парусов, находясь на любой стороне борта в середине судна.

 

— Какую скорость развивает эта модель?

 

— Не знаю, мы измеряем ветер, а не скорость. На этой яхте лучше ходить при ветре до 12–13 метров в секунду. На олимпийских классах до 23 м/сек. Но на нашей лучше не рисковать. Эта модель больше предназначена для обучения. 

 

— А что и кого у вас тут травят?

 

— Вот это называется потравить, — Тажудин берет какой-то шнур, держащий грот, и ловко вынимает его из пластиковых зажимов, отпуская его от себя. — Вот видите, сразу парус травится. Обратно натягиваете и вставляете в те же пазы, шнур стопорится и парус фиксируется. 

 

— Попробуем выйти на воду?

 

— На море хотите?

 

— Нет, вы что, там же волны, здесь в порту достаточно.

 

Капитан ухмыльнулся «смелости» репортера и позвонил пограничникам, а также предупредил порт. Салага тоже был «ученый», предусмотрев разницу температуры воздуха в городе и в акватории моря, поэтому под куртку была надета дополнительная толстовка. Капитан вручил новичку яркий спасательный жилет. 

 

— Почему яхтингу обязательно надо учить на море, а не на озере Ак-гель или Чиркейском водохранилище, например? — предчувствуя неизведанные риски открывающегося простора огромной бухты порта и низких бортов легкой яхты, спросил репортер.

 

— Ну да, там безопасней, — еще одна ухмылка капитана, смотревшего с высоты своего роста на прижавшегося к палубе пятой точкой новичка. — Но здесь интересней намного. Здесь море — куда захочешь, туда и пошел. 

 

— Вас пограничники не пропустят, — попытался салага одернуть смелый полет фантазии капитана.

 

— В 10-мильной зоне вдоль берега можно. У меня разрешение на территорию вдоль Кировского района Махачкалы и Карабудахкентского района. 

 

Сначала завели небольшой одноцилиндровый двухтактный мотор, прогрев его пару минуту. Потом отвязали швартовые и, управляя мотором, вышли на простор. 

Все представления репортера о том, что это будет легкая прогулка с фото и видео для друзей и детей, рухнули. Ветер гнал поверху туман и постепенно расправлял белый парус с черной верхушкой-плавником и цифрой 10. Пока капитан разбирался с такелажем на носу яхты, салаге было приказано держать руль, который он никогда в жизни не держал. Ни о каком удобном сидении на одном и месте не могло быть и речи. Салаге командовали перемещаться то на один, то на другой борт, т.к. яхту разворачивали несколько раз против ветра и по ветру. При этом та самая балка, держащая основной парус, не должна была выкинуть новичка за борт или оглушить ударом по голове.

Здесь совсем другая геометрия. Представьте, что вы едете на машине, но на двух колесах, и вам надо вылезти из окна, чтобы держать баланс. На хорошем ходу яхта так наклоняется, что борт скользит по воде и кажется, что парусник вот-вот перевернется.

 

— Эй! Эй! Эй! — кричит удивленный салага, сжимая от неожиданности шнуры управления парусами, которые вручил капитан, заменив новичка на руле.

 

— Это нормально, — успокаивает сквозь шум ветра тренер. — Телефон уберите, а то упадет. 

 

Секрет устойчивости яхты в противовесе 280-килограмового длинного киля под бортом и в распределении веса членов экипажа. 

 

Через 20 минут корреспондента вернули к берегу, где он с благодарностью за сохраненную жизнь и здоровье вернул капитану спасательный жилет и забрал рюкзак с фотоаппаратом, который так и не смог вытащить. Тажудин развернул свою красавицу и ушел за пределы порта, радуя глаз одиноким парусом еще несколько часов.

Покачивающиеся ноги вели в город по дороге мимо памятника подводнику М.Гаджиеву, закрытого мореходного училища и здания, где когда-то в далекие советские годы дядя Женя с коллегами учил дагестанских юношей ходить по морю под парусами аж до Казахстана. Возможно, вот этот Тажудин, никогда не живший в Дагестане, — еще одна надежда на восстановление парусного спорта в Дагестане. 

 

* машка — швабра

** салага — новичок на флоте

*** бушприт — брус, выступающий вперед с носа корабля

 

Телефон для желающих взять уроки парусного спорта + 7 950 859 00 17. Создана группа в vk.com/kaspi_sails

 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: