Евротур на колесах

16.03.2013 00:00

Плюсы и минусы самостоятельного тура
При подготовке к поездке выяснилось, что самый известный, наверное, замок в Европе — Нойшванштайн — облеплен строительными лесами и весь 2012 год будет находиться на реставрации. Однако менять место назначения или отказываться от поездки уже не хотелось. Географически недалеко от Баварии находится Швейцария, но она-то как раз тянула на отдельный тур. Поэтому Швейцарию решено было пока не трогать, а заехать во французский регион Эльзас.
В Эльзасе нет крупных достопримечательностей и известных исторических мест. Зато, если выехать их знаменитого Страсбурга и двигаться на юг вдоль границы с Германией, удастся посетить с десяток замечательных небольших городков: Кольмар, Селесту, Эгишем и другие. Во всех них сохранились исторические центры с узкими, кривыми мощеными улочками и утопающими в пестрой герани фахверковыми домами. Даже по фотографиям в интернете складывалось впечатление, что в этих городках по-прежнему царит средневековье и из-за поворота вот-вот появится какой-нибудь всадник в латах.
А из Баварии ведь еще и до Альп рукой подать. И даже знаменитые швейцарские озера не казались уже такими уж недосягаемыми... В общем, все это казалось очень заманчивым, а проверить соответствие представлений действительности можно было только одним способом — съездить!
Как обычно, самой поездке предшествовал подготовительный этап. Сейчас благо есть такая волшебная вещь, как интернет, — подготовиться можно к чему угодно. Можно даже заранее забронировать и приобрести местный железнодорожный билет, не говоря уже о получении какой-то минимальной необходимой информации.
Схема поездки была выбрана следующая. Из Москвы авиарейсом добираемся до Мюнхена, который послужит не только точкой прилета, а в последующем и отлета, но и опорным пунктом (то есть местом, куда мы будем возвращаться на ночлег) на протяжении всего пребывания в Германии. К слову, перелет Мюнхен — Москва обошелся в 4400 рублей в одну сторону. Во Франции в качестве опорного пункта был выбран Страсбург как наиболее крупный и удобно расположенный в регионе город. До баварского Регенсбурга и резиденции императора Людвига II Херренкимзе планировалось добраться на поезде, а для всех остальных перемещений, в том числе и для переезда из Мюнхена в Страсбург и обратно, был забронирован автомобиль.
Из этого плана сразу видно, что о купленном через бюро путешествий туре тут речь не идет. Преимущества самостоятельных путешествий (в нашем случае — по Европе) очевидны. Во-первых, маршрут можно выбирать и менять по своему усмотрению. Например, уже по ходу поездки было решено один день посвятить визиту на Боденское озеро. Во-вторых, такой тур позволяет забыть о российских туристах, безграмотных гидах, душных и неудобных автобусах, клоповниках, выдаваемых за пятизвездочные отели, и многих других «прелестях» российского туристического бизнеса.
Есть и недостатки. Самостоятельный тур не дешевле, а чаще даже дороже предлагаемого турфирмой, в первую очередь по причине дороговизны железнодорожных переездов в Европе. Еще придется полагаться только на себя и собственные возможности. Мало того, что придется все заранее читать, и читать немало, так еще и в случае чего рядом не окажется гид, который должен будет решать все проблемы за тебя. К тому же через турфирму проще получить шенгенскую визу.
Что касается отелей, то, учитывая экскурсионный характер поездки, большее внимание уделялось не условиям (фактически в отеле предстояло только ночевать), а расположению: чтобы отель находился поближе к центру и в районе поспокойней.
Касательно проката автомобиля: мы воспользовались не самой прокатной конторой, а услугами довольно известного посредника — www.economycarrentals.com, так как у посредников, как ни странно, цены ниже. В итоге машина все равно предоставляется прокатной конторой (в нашем случае это был AVIS), но цена ниже. Заранее можно определить только класс машины, но не конкретную марку и модель. Поэтому присутствует элемент лотереи. Нам повезло. Несмотря на то, что мы заказывали класс F1 Intermediate, нам попался новенький кабриолет «Рено» с жесткой панорамной крышей, да еще и навигатором, который обычно оплачивается отдельно. Стоимость аренды составила примерно 40 евро в сутки, предоплата за бронирование — порядка 25 евро. Еще 150 евро блокируется на счете пластиковой карты. В стоимость включена страховка, покрывающая повреждения свыше определенной суммы; мелкие повреждения не страхуются и компенсируются за счет арендатора.
Оформление машины заняло минут 15. Понадобилось как само водительское удостоверение, так и его переведенный вариант (оформляется до выезда). Вернуть машину нужно с тем же количеством топлива, с которым получил, иначе штраф. Есть еще много нюансов, связанных с бронированием машин другого класса (например, ограничение на выезд из страны). Уточнить их можно на сайте прокатчика и посредника, либо ознакомившись с размещенными в интернете отзывами и обзорами. Еще стоит заранее прочитать про правила парковки в стране пребывания, а также приметить платные и бесплатные парковки. В решении проблем с парковкой во многом помогает навигатор, который сейчас есть практически в любом мобильном телефоне.
Не меньше нюансов связано с передвижением поездом. В частности, стоит обратить внимание на выбор железнодорожной компании, поскольку у разных компаний вагоны по удобству могут радикально различаться. Ехать в хорошем вагоне — одно удовольствие. Современные поезда ходят очень тихо, несмотря на огромную скорость. Существуют разнообразные способы уменьшить расходы на билеты. Например, есть Баварский билет, позволяющий пользоваться железнодорожным и автомобильным общественным транспортом любое количество раз в течение суток по фиксированной цене. Нюансы и детали преследуют повсюду. Даже Баварский билет надо уметь заполнить правильно. Все есть в интернете, но обо всем этом нужно заранее читать и готовиться.

Германия: Мюнхен, Регенсбург, резиденция Херренкимзе
Впечатления от Германии превзошли все ожидания. Это очень уютная страна, в которую просто хочется взять и переехать на постоянное место жительства. Даже немецкий язык оказался не таким уж страшным. Зная английский, можно разобраться и в немецких обозначениях. Отдельного упоминания стоят немецкие дороги. С виду они далеко не всегда похожи на те идеальные автобаны и шоссе, которые обычно мы видим в кино. Тем не менее машина идет отлично. На скоростных междугородних трассах нет ограничений по скорости, поэтому даже на нашем «Рено» мы разгонялись до 200 км/ч и выше. Скорость просто не чувствуется. Зато потом на «сотке» кажется, что машина не едет, а ползет. Так что правильно говорят: скорость — наркотик.
Сами немецкие автомобилисты очень дисциплинированы. Крайняя левая полоса всегда остается для гонщиков, да и те, проехав определенный промежуток, снижают скорость и перестраиваются. Дорожную полицию мы видели всего один раз, да и обычные полицейские встречаются довольно редко.
Дружелюбие самих немцев прямо-таки витает в воздухе. После переезда во Францию было с чем сравнить. Французы держатся как-то холоднее, что ли. Кстати говоря, цены во Франции выше, чем в Германии.
Немцы и немки — типичные европейцы. Выглядят опять же дружелюбно. В отличие от Москвы, в метро нет ощущения, что конец света наступит через пару часов, — никакой депрессивности. Люди одеваются в очень простую и удобную одежду, часто что-то едят, читают и вообще, где бы ни расположились, разворачивают вокруг себя целый офис. Девушки мало пользуются косметикой. Молодежь обычно передвигается шумными компаниями по 5-6 человек, много групп школьников в сопровождении взрослого (возможно, преподавателя). Бросается в глаза большое количество высоких людей. Если в Дагестане я со своими 186 см смотрю обычно поверх голов, то в Германии этот рост уже не кажется высоким. Из непривычных и даже неприятных особенностей можно отметить привычку есть и смачно сморкаться в любой обстановке и при любых обстоятельствах. Причем едят не какой-нибудь там пирожок, а могут достать упаковки из нескольких блюд. Здесь это, видимо, считает нормой.
Еще замечаешь, насколько мало люди пользуются гаджетами. В ресторанах и кафе встретить уткнувшегося в экран мобильника и планшета человека просто невозможно. Люди сидят, общаются, что-то обсуждают.
Конечно, большая часть баварских впечатлений связана именно с Мюнхеном. Основная часть туристической жизни города проходит в историческом центре, который фактически представляет собой прямую от Каловых ворот по паре улиц до площади Мариенплац, где разместилась, наверное, главная достопримечательность города — Новая ратуша, стилизованная под готику. Даже если фотографироваться у каждого фонтана и памятника, одолеть этот промежуток можно минут за 40. Но Мюнхен на этом отнюдь не заканчивается. Этот город хорош тем, что по нему можно гулять без какой-нибудь обязательной, заранее заготовленной программы по осмотру достопримечательностей. Максимилиансплатц, Людвигштрассе, Одеонплатц, Максимилианштрассе до Максимилианеума... Мест очень много, есть где побродить и посидеть. Кстати, насчет «посидеть»: можно заранее составить программу посещения разнообразных ресторанов. Если в Вене есть множество кофеен, так сказать, с историей, то в Мюнхене, как не сложно догадаться, кофейни успешно заменены пивными. Самая крупная и известная из них — Хофбройхаус. Ее размеры просто невероятны! Страшно себе представить, сколько выпивается пива и съедается мяса в этом заведении в сутки.
Немецкая кухня разнообразием не блещет. Почти все рестораны предлагают стандартный, практически идентичный набор блюд, знакомый, мне в частности, уже по Чехии. Зато порции более чем внушительные. В пивных ресторанах за кружкой-другой пива просиживают не только туристы, но и сами немцы. Однако пьяных в городе не видно. Еще в Мюнхене очень много эмигрантов из арабских стран. Женщины, носящие преимущественно черные хиджабы, встречаются везде, даже в католических соборах. Очень часто в городе можно увидеть группу из нескольких девушек в хиджабах и парня, одетого во вполне себе европейскую одежду.
Для меня обязательным элементом в программе посещения любого крупного европейского города является подъем на смотровую площадку. В Мюнхене таковой стала площадка на Новой ратуше. Это была стратегическая ошибка, потому как, естественно, оттуда невозможно увидеть саму ратушу. Зато там есть лифт! А вот на площадке в колокольне Старый Петер лифта нет, зато ратуша оттуда — как на ладони. Вообще, если о смотровой площадке мы бы не знали заранее, никогда бы ее не нашли. Это снова к вопросу о том, что обо всем надо читать заранее.
В Баварии мы еще съездили в Регенсбург и на озеро Кимзе для того, чтобы посмотреть на расположенную на острове резиденцию императора Людвига II Херренкимзе. Если Регенсбург оказался отличным городом, то Херренкимзе — довольно стандартный дворец: роскошный, но скучноватый. Особого упоминания заслуживают разве что фонтаны.
Еще в Германии удалось побывать на печально известном Боденском озере (в 2002 году над ним столкнулись два самолета, в результате погибли все пассажиры — это 71 человек, в том числе 52 ребенка. — «НД») и посетить городок Констанц, расположенный на его берегу. Как и многие города, расположенные вдоль крупных водоемов, Констанц оставляет очень приятное впечатление именно курортного города, где царит атмосфера вечных каникул. Как следовало из размещенной на берегу рекламы, над озером можно было полетать на дирижабле, но мы ограничились прогулкой на пароходике.

Австрия: Инсбрук
Кроме Германии и Франции, в план поездки была также включена Австрия в лице славного городка Инсбрук, куда мы также добирались на автомобиле. В отличие от Германии, в Австрии платные дороги. Оплата производится не при въезде на дорогу, а посредством покупки стикера-виньетки, который приклеивается к лобовому стеклу автомобиля. Саму виньетку можно купить на любой автозаправке по пути в страну. За отсутствие на лобовом стекле виньетки предусмотрен крупный штраф (120—300 евро). Тем не менее мы умудрились пересечь условную границу между Германией и Австрией еще до покупки виньетки. Пришлось на ближайшей развязке вернуться к заправке и купить виньетку. Когда мы ее увидели, выяснилось, что аналогичная уже есть на лобовом стекле (осталась от прошлого арендатора машины) и даже не просрочена.
Сам Инсбрук тоже приятно удивил, если не сказать восхитил. Самые сильные впечатления оставил даже не сам город, а небольшое путешествие в Альпы сначала на знаменитом инсбрукском фуникулере Нордкеттенбан, а затем пешком на вершину Хафелекаршпитце (ох уж эти немецкие названия!!!). Я не зря назвал поездку на фуникулере отдельным путешествием. Сначала перед глазами открывается вид на сам город. Постепенно он остается внизу, уменьшаясь в размерах, а на передний план выходят ярко-зеленые альпийские луга с пасущимися на них барашками, небольшие ледники и покрытые густым хвойным лесом горные склоны. За Инсбруком величаво возвышаются заснеженные даже летом вершины высотой примерно в 2500-3500 метров. С высоты нашей горы вылетающие из инсбрукского аэропорта самолеты на фоне дальних гор выглядят очень забавно, напоминая игрушечные. Дальше — пешком! Самое интересное ждет по другую сторону Хафелекаршпитца. Это шикарнейшая панорама возвышающихся вокруг скал, ущелий, перемежающихся ледниками, лугами и лесами. Поверьте мне, зрелище очень сильное! Соседние скалы находятся настолько близко, что, кажется, достаточно просто протянуть руку и сделать шаг, а на расстоянии шага зачастую крутой обрыв глубиной в несколько десятков метров… Зрелище просто потрясающее, дух захватывает! Мы не преминули воспользоваться возможностью спуститься к леднику и поиграть в снежки. По самой горе проложено множество пешеходных маршрутов, тут и там расставлены скамейки, причем некоторые в таких местах, куда и добраться-то можно, только имея соответствующие навыки.
Сам город тоже заслуживает хорошей пешей экскурсии, которую, к сожалению, мы себе позволить не смогли, ибо Альпы съели большую часть дня, а еще предстояла долгая дорога обратно, в Мюнхен. Хотелось бы, конечно, посидеть в уличном кафе, созерцая нависшие над городом горы, но — не судьба! Впоследствии оказалось, что выдвинулись мы даже позже, чем надо было. В пути нас настиг самый настоящий град, из-за которого пришлось отказаться от посещения живописной деревушки Миттенвальд.

Франция: Эльзас
Если выбирать одну картинку, дающую наиболее полное представление об Эльзасе, то на ней окажется несколько разноцветных фахверковых домиков на берегу небольшой речки. «Что еще за фахверковые дома?» — спросит читатель. Как они выглядят, знают практически все, просто с термином не каждый знаком. Это такие дома, на внешней стороне которых видны балки, составляющие каркас здания. Сначала эти дома мы встретили в Страсбурге. Потом они нас преследовали в Селесте, Кольмаре и далее, далее. Выглядят они замечательно, но после очередного маленького городка, до отказа набитого этими самыми цветастыми фахверковыми домами, все это кажется уже несколько однообразным и даже начинает надоедать. Поэтому все это фахверковое умиление решено было разбавить хотя бы одним замком (раз уж в Нойшванштайн мы не попали). По пути как раз оказался замечательный замок Верхний Кенигсбург, к которому вела серпантинная дорога через лес. По ней было так приятно прокатиться с открытым верхом.
Сам замок оказался полностью готов к приему туристов и укомплектован всеми положенными атрибутами: высокими башнями, толстенными стенами, средневековыми интерьерами с изразцовыми печками, винным погребом с огромными бочками и даже отдельной площадкой с пушками на вершине одной из башен. Сверху открывается отличный вид как на часть самого замка, так и на окрестности вокруг. Так что, если нужен стандартный средневековый замок, рекомендую!
Среди переизбытка фахверка стоит отдельно упомянуть городок Эгишем (он же Эгисхайм). Нет, стиль здесь все тот же, но историческая часть города имеет форму круга (примерно), все улицы внутри нее также идут окружностями. Больше всего это похоже на какой-то фахверковый лабиринт! Через определенное время перестаешь понимать, проходил ты уже это место или нет.
Кстати, в Страсбурге мы застали матч четвертьфинала футбольного Евро-2012 между Францией и Испанией. Будущие чемпионы континента тогда победили французов и вышли в полуфинал. Не знаю уж, откуда во французском городе взялось столько испанцев, но они полночи разъезжали по городу колонной из порядка 20 автомобилей. А как болели за свою сборную англичане — это вообще отдельная история! Жаль, что уличные экраны, транслировавшие матчи чемпионата Европы, нам почему-то ни в Германии, ни во Франции не встретились.
Еще во Франции я впервые попробовал сыр с плесенью (ну как же быть во Франции и не поесть разных сортов сыра?!). Лучше бы я его и не пробовал!..
Очень многие впечатления сложно превратить в набор слов. Ни подробные отчеты, ни фотографии не передадут ощущений от прогулки по какому-нибудь самому мелкому европейскому городишке, от часа-другого, проведенного за кружкой пива на летней веранде у реки, от очередной открывшейся перед глазами панорамы. Все это нужно посмотреть, испытать, почувствовать. Тем более что не так уж это сложно и дорого. Так что вперед, паковать чемоданы!

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: