Город, в котором живется
15.11.2013 17:34Редакцию «НД» заинтересовала ситуация в Астраханской области, и мы выехали в регион, где встретились и побеседовали не только с имамом мечети, но и с председателем дагестанской диаспоры Али Шарапудиновым и другими земляками. То, что они поведали нам о быте дагестанцев, покинувших родные места в поисках лучшей жизни, мы предлагаем вниманию наших читателей.
Астрахань испокон веков была мультикультурным городом, в котором проживали представители разных национальностей и вероисповеданий. В настоящее время, по подсчетам некоторых экспертов, на небольшой территории мирно соседствуют 170 народов, состоящие в 14 различных религиозных конфессиях. Примерно с середины прошлого столетия в Астрахань на постоянное место жительства стали перебираться первые дагестанцы. Некоторые из них обосновались здесь, и их потомство уже в пятом колене продолжает жить в этом прикаспийском городе. Если говорить о национальном составе дагестанцев, поселившихся в Астрахани, то здесь представлены почти все: аварцы, в основном из Цумадинского и Ботлихского районов, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, есть большое количество этнических дагестанцев из Азербайджана. Большинство местных дагестанцев заняты в сельском хозяйстве (выращивание бахчевых культур и содержание скота) и торговле. Костяк выходцев из республики в самой Астрахани сосредоточен в местности, прилегающей к рынку «Большие Исады». Это мелкооптовый и розничный рынок, на котором торгуют главным образом наши земляки.
Община «Дагестан»
Как нам подсказали, лучше всех с проблемами и бытом наших земляков знаком председатель Астраханской региональной общественной организации «Дагестан» Али Шарапудинов, депутат Городской думы муниципального образования «Город Астрахань» по округу №3. Шарапудинов также является и заместителем председателей комитета по здравоохранению, физкультуре и спорту и комитета по экономическому развитию города. Со встречи с ним и началась деловая часть нашей поездки. В совет общества «Дагестан», по его словам, входят самые авторитетные представители всех дагестанских народов — аварцев, лезгин, лакцев, даргинцев, кумыков и других. По замыслу учредителей общества, одной из основных его задач является сохранение и развитие национальных традиций. У общества «Дагестан» есть отделения во всех районах области, а также молодое крыло, которое помогает в деле духовно-религиозного и спортивного воспитания молодых дагестанцев.
«С молодежью, — отмечает Али Шарапудинов, — приходится проводить очень много работы. Помимо выросших здесь ребят, в Астрахани большое количество молодых людей, приехавших поступить в учебные заведения. В одной только Астраханской государственной медицинской академии учатся 800 дагестанцев, в остальных вузах — еще 1700 человек. Среди них попадаются и отличники. Они должны служить примером для всех остальных. Но, к сожалению, есть и те, кто приехал в чужой город под предлогом получения знаний, а на самом деле, чтобы вырваться из-под родительского контроля. Родители чаще всего даже не знают, чем занимается их чадо здесь, а когда их детей исключают из вузов, узнают об этом через год или два. Эти нерадивые ребята и пренебрегают теми традициями, которые в течение долгих лет складывались у местных народов, и ведут себя вызывающе. Вот, например известный мне случай: двое студентов забрали у одного парня телефон, стоимость которого, наверное, не превышает 500 рублей, и попали за это в правоохранительные органы. Все, наверное, также помнят инцидент, связанный с тушением Вечного огня у памятника героям Великой Отечественной войны в Астрахани. В результате этого инцидента дагестанец был приговорен к полутора годам колонии-поселения. Что в итоге получили эти студенты? Они поставили крест на всей своей жизни. Эти «герои», когда им приходится отвечать за свои действия, уже перестают выглядеть, как храбрецы, и, как правило, не способны нести ответственность за свои поступки.
Мы постоянно работаем с молодежью, чтобы такое не происходило. На каждом курсе мы выбираем одного студента-дагестанца, который является вроде старшего во всей группе. Основная его задача — не допускать эксцессов с участием своих однокурсников-земляков».
Но работы ведутся не только с земляками, продолжает Шарапудинов. Чтобы изменить негативный имидж дагестанцев, по его инициативе была организована поездка по северокавказским республика делегации, в состав которой вошли заместитель главы и начальник внутренней политики администрации губернатора, а также руководители национально-культурных обществ — грузинского, татарского, ногайского и многих других. «После поездки в Дагестан, — говорит Шарапудинов, — они сами признавались, что у них в корне поменялось представление о дагестанцах».
Мирное сосуществование большого числа национальностей, считает Али Шарапудинов, — это результат правильного и грамотного руководства областью со стороны губернатора: «И мне непонятно, почему в Ставропольском или в Краснодарском крае возникают всякого рода межнациональные вопросы. Это означает, что или руководители региона нагнетают там обстановку, или наши представители прикладывают мало усилий для решения этих вопросов. Губернатор Астраханской области Александр Жилкин проводит взвешенную национальную политику в регионе. Сегодня наше дагестанское общество по численности (70 тысяч человек) стоит на четвертом месте после русских, казахов и татар».
На вопрос же, как тесно органы власти сотрудничают с национальными обществами, Шарапудинов ответил, что попасть на прием к губернатору, прокурор области или начальнику городской полиции он, как глава общества «Дагестан», может в любое время, предварительно записавшись на встречу.
«Внимания со стороны астраханских властей хватает, — говорит Шарапудинов. — В то время как республиканская власть немного дистанцировалась от нас. Каждый народ, проживающий на астраханской земле, старается увековечить здесь память своих национальных героев. Азербайджанская диаспора поставила памятник Гейдару Алиеву, разбила сквер вокруг него, построила мост дружбы народов. Они отремонтировали школу и собираются строить детский сад. Туркмены, казахи, другие народности также устанавливают монументы. Со стороны Дагестана такого позитива пока нет. Вопрос о памятнике «Белые журавли» я не раз поднимал перед Сергеем Боженовым, когда он еще был мэром Астрахани. Он поддержал нашу инициативу с памятником, дал добро и пообещал выделить место. Но сколько бы люди здесь ни жили, построить какой-либо значимый объект только своими силами очень тяжело. Хочется, конечно, чтобы была поддержка со стороны республиканской власти, а также и от официального духовенства республики. Имам Красной мечети очень был бы рад принять представителей нашего духовенства в мечети, чтобы они увидели, как и что здесь делается, поделились бы своими предложениями. Но пока мои обращения и в Фонд Гамзатова, и к министру по национальной политике республики Алексею Гасанову, и письменное обращение к руководству Дагестана не получили отклика. Создание такого монумента, в первую очередь, поспособствует воспитанию патриотических чувств у молодежи. По-другому воспитывать в этом духе их стало сложно. Но пока мы все же справляемся своими силами. В дни празднования юбилея Расула Гамзатова в этом году мы провели вечер «Белые журавли», посвященный поэту, на мероприятие была приглашена и присутствовала дочь великого поэта. Это уже наш второй вечер, и в будущем планируем сделать это мероприятие ежегодным».
По словам Али Шарапудинова, возглавляемое им общество «Дагестан» предпринимает все возможное, чтобы подрастающее поколение не забывало о традициях своего родного края, и родители поддерживают такие инициативы вяло: «Областной министр образования дал согласие выделить отдельную ставку для преподавателей родных языков, чтобы дети могли изучать родной язык и знать хотя бы краткую историю Дагестана. Но когда я сообщил об этом местному джамаату, не нашлось ни одного родителя, который бы записал в этот класс своего ребенка. Пришлось отказаться от этой идеи, хотя с технической стороны вопрос уже был решен. Но раз народ не хочет, заставить его невозможно».
Дагестанцы, проживающие в Астраханской области, видят в ней больше перспектив, чем в родном крае. «Среди наших земляков здесь есть люди, которые действительно многого добились. Один из них, к слову, вывел собственный сорт арбуза, двое защитили докторскую диссертацию, много врачей-дагестанцев трудится в астраханских больницах. Этим самым мы подаем позитивный пример подрастающему поколению. Но тем не менее мы стараемся не терять связь с нашей малой родиной. Как бы там ни было, в тех местах мы родились, бегали босиком по горам, ходили в родном районе в школу и получили там воспитание. Родное село у каждого из нас в душе, и часто я испытываю ностальгию по тем местам», — добавил в конце нашей встречи Шарапудинов.
«Большие Исады»
Наше знакомство с городом началось с визита в один из самых посещаемых исламских храмов города — мечеть №3, или, как ее называют местные жители, Красную мечеть. Всего в городе около восьми мечетей, где в пятницу проводят джума-намаз. Имеются также и небольшие молитвенные комнаты, в том числе и в здании железнодорожного вокзала, которая создана не без участия наших земляков,
Первый пятничный намаз, согласно архивным данным, в Красной мечети был совершен в 1899 году. В Советские годы, как и другие религиозные учреждения во всей стране, она была закрыта, а здание передано Дому санитарного просвещения. Вторую жизнь мечеть получила в годы перестройки. Тогда же и началось ее постепенное восстановление и расширение. Уже в 1996 году благодаря местным мусульманам, которые жертвовали деньги на строительство, площадь мечети была увеличена почти вдвое. При этом был сохранен архитектурный вид здания. Для прихожан были созданы условия и для более комфортного совершения омовения; вход в здание переместили в другое место, так как раньше внутрь мечети можно было попасть только с рынка.
Несмотря на то, что мы попали в Астрахань в конце рабочего дня понедельника, на вечерний намаз сюда собралось большое количество людей разных возрастов и национальностей. Люди, как оказалось, приходят сюда не только помолиться, но и встретиться со своим братьями по вере, а также получить разъяснения у имама по имеющимся у них вопросам. «Сюда приходило бы еще больше мусульман, если имелась бы площадка для парковки автомобилей, — встречает нас имам Мухаммад, который все еще не поменял дагестанские регистрационные номера на своем автомобиле на астраханские. — А так, здесь рядом рынок, улицы и без того узкие. Поэтому многие предпочитают идти туда, где им есть куда ставить машину. По пятницам невозможно найти свободное место не то что внутри помещения, но и во дворе».
Сам Мухаммад, выходец из селения Кванада Цумадинского района, живет в Астрахани с 1997 года и воспитывает пятерых детей. Имамом он здесь уже пятый год, а до этого проучился в египетском университете десять лет.
Мечеть, которую возглавляет Мухаммад, некоторые называют еще и Кавказской. Видимо, потому, что ее посещают как дагестанцы, так и другие выходцы из северокавказского региона, а также азербайджанцы-сунниты. Но, говорит Мухаммад, среди его прихожан есть много татар, ногайцев и казахов. Для дагестанцев же эта мечеть является своеобразным духовно-религиозным центром.
«Проблем с совершением фарза у мусульман в городе практически не возникает, —продолжает Мухаммад уже в помещении кафе, все меню в котором соответствует нормам шариата. Стоит сказать, что подобные халяль-кафе в округе имеются в достаточном количестве. — Ислам существует в городе с первых дней основания Астрахани. Многие мечети входят в список исторического наследия. Некоторые, правда, нуждаются в реставрации, но помех для расширения никто не создает. Мы, например, хотим нашу мечеть еще больше расширить за счет внутреннего двора. Думаем начать работы со следующего года».
Не чинят препятствия астраханским мусульманам и областные власти, а если и возникают какие-то инциденты, то принимают непосредственное участие в их быстрейшем разрешении. Так, например, в 2011 году, в День ВДВ, произошел инцидент с избиением наших земляков. Каждый год, рассказывают астраханцы, в этот день бывшие вэдэвэшники проходят марш-броском через весь город на кладбище к памятнику Неизвестному солдату через рынок «Большие Исады». Естественно, эта «веселящаяся» толпа не может пройти мимо него. Они устраивают погромы не только на рынке, но и в мечети. Итог такого поведения — массовые драки. В ходе последнего такого происшествия многие дагестанцы получили различные увечья. Одного этого серьезного происшествия стало достаточно, чтобы проблемой занялись на самом высоком уровне. Губернатор Астраханской области Александр Жилкин вызвал к себе представителей ВДВ и поставил перед ними условие, чтобы они изменили свой «праздничный» маршрут и ни в коем случае не проходили через «Большие Исады». И уже второй год, как говорят местные жители, в этот день в районе дежурит усиленный наряд полиции. А чтобы не было никаких провокаций, полицейские перекрыли даже автомобильное движение по улицам вокруг рынка.
В общем же, говорит Мухаммад, коренные жители доброжелательны к приезжим, но только в том случае, если гости будут вести себя подобающим образом. «Некоторые же наши ребята ведут себя очень плохо, неправильно, — отмечает Мухаммад. — И это вызывает к ним некоторую ненависть. Можно взять элементарный пример — несоблюдение, а точнее сказать, полное игнорирование правил дорожного движения, паркуются где попало, включают ночью громкую музыку. На это и реагируют жители — они же видят, что это совершают водители с номерами региона 05. Если же мы сами преподнесем себя с положительной стороны, то проблем не возникнет.
Мы призываем молодежь, чтобы она показывала себя с хорошей стороны. Показывая ислам с чистой стороны, мы получаем определенный результат — к нам приходят коренные жители русской национальности, они принимают ислам и становятся мусульманами. Некоторые приходят целыми семьями. Вот буквально на днях был случай: пришел один православный с большим крестом на груди и принял ислам. Крест он не стал снимать и вместе с ним совершил с нами намаз».
Вызывающее поведение молодежи — основной, как отмечает имам, но не единственный фактор предвзятого отношения некоторых жителей к дагестанцам: «Многим страх внушает телевизор, который постоянно говорит о взрывах и терактах в Дагестане. Вот люди и боятся радикализма. Хотя у нас в городе в этом плане спокойнее. Все разногласия в религии пытаемся решить за столом переговоров. Здесь есть различные течения ислама: есть и представители тарикатов, и салафитского направления. Но они между собой не поднимают споры, что, мол, вот мы такие, а вы другие. Каждый молча делает свое и не притесняет другого. Если есть разногласия, мы обращаемся к знающим людям. Иначе же будет большая фитна. А если мы друг другу горло начнем грызть, то все остальные смеяться будут над нами».
Астраханские мусульмане также отмечают все религиозные праздники. Исключением не стал и недавний Ид-аль-Адха (Курбан-Байрам). «В этот день, — рассказывает Мухаммад, — вся территория «Больших Исад» была заполнена жертвенными животными. Многие не знали, как правильно совершить обряд жертвоприношения и обращались к нам. В следующем году мы думаем упорядочить этот процесс и уже собираться в одном месте за городом, так как некоторые забывают убирать за собой, и эта антисанитария становится еще одним поводом негативно высказываться о нас. Там мы все подготовим и оттуда будем развозить разделанное мясо нуждающимся».
За пределы республики дагестанцы уезжают, чтобы зарабатывать, но среди них есть те, кто в какое-то время оказывается без средств на существование и нуждается в помощи со стороны. Их не оставляют без внимания остальные земляки, и в каждой общине составляют список. Его составлением, а также постоянным обновлением, занимается определенный человек. Как следует из слов имама мечети, благотворительностью здесь занимаются практически все. Так, к примеру, в течение всего сезона бахчевых культур двор мечети был заполнен арбузами и дынями. Их привозили сельхозпроизводители, чтобы любой желающий мог взять себе совершенно бесплатно и угостить семью. При этом никто не спрашивал у него его религиозную принадлежность. Помимо этого, на средства, собранные прихожанами, оказывается помощь детским учреждениям, больницам. Стены же кабинета имама мечети увешаны многочисленными благодарными письмами Совету Красной мечети от различных детских домов за оказанную их воспитанникам помощь.
Глава Дагестана будет утверждать и согласовывать уставы казачьих обществ
предусмотрены случаи отказов
04.03.2023 11:18