Как не попасть в сети

19.08.2017 12:08

Долг республики за потребленную электроэнергию составляет свыше 19 млрд рублей. Какой процент из этой суммы приходится на «накрученные» долги, потребителям никто не ответит. Тем не менее на протяжении нескольких лет практически каждый абонент сталкивался с приписками в своих платежках. Что делать и как с этим бороться — в материале «Нового дела».

Как подключить дом к электросетям

Жительнице села Карацан Кайтагского района Гапсат Махмудовой пришлось потратить 16 тысяч рублей на технологическое присоединение дома к электросетям, тогда как по закону эта услуга стоит 550 рублей. Дом женщины — в черте села, ближайший столб электросетей расположен в 200 метрах от него. Когда она обратилась в районные электросети, ей заявили, что не смогут удовлетворить заявку, так как компания на грани банкротства. Махмудовой пришлось потратить 6000 рублей на провод, 4000 — на приобретение деревянного и бетонного столбов, 2500 — на их транспортировку, 500 — на натяжители, — и 3000 отдать за работу сотруднику районных электросетей по имени Магомедшапи. После того как с помощью сотрудников РЭС к дому было подведено электричество, Махмудовой заявили, что она присоединилась незаконно.

«У нас нет заявления от данной гражданки, — сообщил «Новому делу» временно исполняющий обязанности руководителя Кайтагских районных электросетей Арсланбек Арсланбеков. — По крайней мере, она не подавала никаких документов, а значит, подключилась к сетям незаконно. Возможно, работу проводили наши сотрудники, я не могу знать, чем они занимаются в выходные дни. В любом случае Махмудовой необходимо получить техусловия, оплатив в кассу 550 рублей».

В вопросе, кто должен ставить столбы и протягивать линии электропередач к дому, энергетики руководствуются двумя Постановлениями: Правительства РФ от 27 декабря 2004 года №861 и Республиканской службы по тарифам Дагестана от 26.12.2016 №115.

«Вопросы электроснабжения решает сетевая компания, к инфраструктуре которой вы подключаетесь, — отвечают в АО «Дагестанская сетевая компания». — Стоимость заявки на технологическое присоединение объекта максимальной мощностью до 15 кВт включительно для физических лиц составляет 550 рублей (с учетом НДС), для юридических лиц — 466,1 рублей (без учета НДС). Это при условии, что расстояние до ЛЭП нужного вам напряжения не превышает 500 метров в сельской местности (в городах и поселках городского типа это расстояние не должно превышать 300 метров). Если расстояние превышает установленную норму, то расчет будет осуществляться по тарифу Республиканской службы по тарифам Дагестана».

Сетевая организация должна только проложить линию до участка заявителя. Подключение дома к подведенной линии выполняет сам заявитель. Многие ошибочно полагают, что за 550 рублей будет выполнен весь комплекс работ. Расходы на работы-материалы в пределах участка заявителя (щиток, счетчик, кабель, работа электрика) по закону несет сам заявитель.

Подать заявку на технологическое присоединение к энергосетям можно только один раз в три года, отмечают в АО «ДСК». Если же заявитель подает заявку на технологическое присоединение дважды в течение трех лет, то расчет будет осуществляться по тарифу РСТ РД. Постановление по тарифам ежегодно может обновляться.

«Нормативный срок рассмотрения заявки на техприсоединение — шесть рабочих дней, — говорят специалисты АО «ДСК». — Еще один немаловажный момент: если речь о садоводческом некоммерческом товариществе (СНТ) или дачном некоммерческом товариществе (ДНТ) и т.п., расположенном вне пределов сельского населенного пункта, то вопрос серьезно усложняется. Прежде всего члену садоводческого товарищества необходимо в администрации либо правлении узнать юридический статус поселения, в котором находится его дом: СНТ это или населенный пункт. Если это СНТ или ДНТ и т.п., то председателю СНТ необходимо заключить договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком для всего населенного пункта. Подает заявку на технологическое присоединение председатель СНТ и в том случае, если для присоединения заявителя – члена СНТ необходимо увеличить максимальную мощность трансформаторной подстанции СНТ, так как сетевая организация поставляет электроэнергию не конкретному дому, а всему СНТ. Что же касается новообразованных пригородных поселков, то, согласно Федеральному закону №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления», строительство энергосетей находится в зоне ответственности органов исполнительной власти на местах. Отказать специалисты электросетей могут только при отсутствии необходимых для технологического присоединения документов, в иных случаях сетевая организация отказывать не имеет права».

Из ответа специалистов АО «ДСК» следует, что Махмудовой отказали незаконно, и тот, кто убеждал ее, что РЭС не располагает средствами для подведения линии, сознательно шел на это. На своей уловке сотрудник РЭС по имени Магомедшапи заработал 3000 рублей, РЭС бесплатно получили сети длиной в 200 метров, а Махмудова осталась должна сетевикам 550 рублей. Эту сумму ей предстоит оплатить, чтобы узаконить свое присоединение к сетям.

Как отмечают контролирующие органы (прокуратура и Госжилинспекция), доказать незаконность действий сотрудников РЭС Махмудовой будет сложно, так как ни одного подтверждающего документа на руках нет. Гражданам, которым отказывают при предварительной беседе в подключении, следует обращаться письменно (заявка на технологическое присоединение к сетям подается письменно) и требовать письменный отказ. Такой документ может стать аргументом при обращении с жалобой в контролирующие органы.

Нормативные киловатты

Только за последний год из ОАО «Махачкалинские горэлектросети» («Махачкалинские ГЭС») было уволено 80% контролеров. Уволенные сотрудники заподозрены в недобросовестном исполнении своих обязанностей, в отношении троих уже возбуждены уголовные дела.

«Вместо того чтобы помочь, людям создавали проблемы, — рассказывает руководитель «Махачкалинских ГЭС» Рамазан Алимов. — К примеру, потребитель хочет подключить дом к электросетям. Необходимо заключить договор, получить технические условия, оплатить в кассу. А у заявителя требуют всевозможные справки, документы, создают препятствия. Затем другой человек предлагает решить вопрос за определенную сумму без всякой беготни и нервов... По этой причине со многими сотрудниками пришлось расстаться».

Но уволенные сотрудники продолжают доставлять хлопоты, говорит заместитель начальника по транспорту электроэнергии «Махачкалинских ГЭС» Арсен Магомедов. Бывшие работники электросетей, используя свое удостоверение, берут с граждан энную сумму за определенные услуги. Некоторые могут исчезнуть с деньгами, не выполнив договоренности.

Это не единственная уловка. На протяжении десяти лет абоненты электросетей (это касается и водо-, и газоснабжения) сталкиваются с приписками в квитанциях.

«Несколько месяцев назад я пошел платить за электроэнергию в Россети на Радищева, — рассказывает житель Махачкалы. — Мне дали квитанцию, где были неправильно указаны показания счетчика. Расхождение с фактическими данными составило около 800 кВт. Спросил, почему так, отвечают стандартно: «Не обращайте внимания, вам это не надо». Каждый месяц долг продолжал расти. На днях, когда снова пошел оплачивать, в кассе отказались брать с меня деньги, отправили в другое окошечко. Выстоял в очереди, оттуда направили в Горэлектросети, так как данные поступили от них. В Горэлектросетях обещали послать своих специалистов для осмотра счетчика и составления акта. Люди пришли, зафиксировали показания счетчика, но долг мне не списали, а предложили его «догнать» в течение последующих месяцев».

«Нормативные» киловатты в платежках появляются из-за нерегулярной оплаты, отмечает Рамазан Алимов. «Если абонент оплачивает ежемесячно, как того требует Постановление Правительства РФ №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», никаких проблем не возникнет, — рассказывает руководитель «Махачкалинских ГЭС». — Люди не оплачивают по несколько месяцев по разным причинам, чаще по причине отъезда. К примеру, человек в отъезде пять месяцев, ему начисляют по нормативу, так как согласно пункту 37 Постановления Правительства РФ №354 плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно. Набегает кругленькая сумма. Поэтому люди возмущаются. Когда к нам приходят абоненты, у которых расхождения с фактическими показаниями счетчика, информация записывается в журнал учета. С выездом на место производится инструментальная проверка, фотофиксация, если целостность пломбы не нарушена, следует перерасчет, и данные в нашей базе выравниваются с фактическими показателями счетчика».

«Согласно тому же постановлению, если потребители услуг планируют уехать надолго, к примеру, на полгода и больше, необходимо прийти к поставщику услуги и написать заявление о том, что абонент будет в отъезде в такие-то сроки, — отмечает Арсен Магомедов. — А по приезде сообщить о возвращении, приложить билеты или чек об оплате гостиницы — все, что будет служить доказательством его отсутствия. В таком случае никакие необоснованные суммы начислены не будут. Еще я бы посоветовал людям не переплачивать, а оплачивать ровно столько, сколько было потреблено, иначе возникает путаница. Киловаттами занимаемся мы, а рублями — энергосбытовая компания: когда абонент переплачивает, происходит дисбаланс, и, чтобы его устранить, нам приходится добавлять киловатты».

Это нормальная практика — когда абонент, отсутствующий длительное время, пишет заявление и просит не начислять ему платеж по нормативу, отмечают в Государственной жилищной инспекции республики. В ведомстве предлагают обратить внимание на 7 и 8 главы Постановления Правительства РФ № 354, где также указано, что, несмотря на отсутствие абонента, перерасчет по графе общедомовые нужды (ОДН) не производится (пункт №88).

«Каждый абонент обязан оплачивать потребленные услуги ежемесячно, в противном случае начисление идет по нормативу. Если по каким-либо причинам электросети не принимают оплату по показаниям счетчика, абонент вправе обратиться с жалобой в Жилинспекцию республики. Если жалоба окажется обоснованной, ресурсоснабжающей организации дается предписание. В случае его неисполнения, составляется материал и передается в суд согласно статье 19.5 КоАП», — сообщили в пресс-службе ведомства.

Как заверяет Алимов, теперь бегать и обивать пороги разных инстанций в поисках правды нет нужды. В «Махачкалинских ГЭС» по улице Абубакарова (бывшая Чернышевского) открыт Центр обслуживания потребителей, сотрудники которого должны на месте решить все спорные вопросы, начиная с долгов и заканчивая технологическим присоединением к сетям. При этом обращаться в ЦОП могут не только жители Махачкалы, но и абоненты из других районов.

«Первые три месяца после смены руководства у нас был аврал, люди массово жаловались на приписанные долги, — признается Арсен Магомедов. — Если по факту было 1000 квт, то в базе — 11000–12000 кВт. Это нереальные суммы долгов. Ранее составлялись акты безучетного потребления электроэнергии без согласования с абонентами. Если вы не крали электроэнергию, то безучетного потребления не может быть и в помине, а тем более расчета по максимальной мощности. Это регламентировано Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии». Акты были сданы в сбытовую компанию, на их основании компания начислила потребителям долги. Многие абоненты не знали об их существовании. Мы создали комиссию, и теперь каждый акт безучетного потребления электроэнергии, по которому сумма долга от 20000 рублей, тщательно изучаем. Если акт подписан работником, который до сих пор работает, вызываем его и абонента для выяснения обстоятельств. Выходит что-то вроде очной ставки. Если подтверждается необоснованное начисление, сумма долга аннулируется. Уже аннулировано порядка 60 необоснованно составленных актов».

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта n-delo@mail.ru
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Первый системный кризис Сергея Меликова

дождь, электричество, слезоточивый газ, залог инженера, разрушения Дербента

18.11.2020 01:00

Глава Дагестана сообщил о долгах фонда медицинского страхования

Владимир Васильев вместе с главврачом «Коммунарки» Денисом Проценко посетили Дагестанский ...

15.06.2020 00:03

Дагестанские чиновники оценили Азербайджанские выборы

9 февраля, представители Республики Дагестан в составе Миссии наблюдателей от ...

11.02.2020 12:48