Кто не успел, тот еще не опоздал

15.04.2016 22:12

С 1 июля этого года нормативы потребления воды увеличатся в полтора раза. Избежать увеличения платежей за коммуналку можно, установив приборы учета. «НД» разбиралось, как и за какой минимальный срок это можно сделать.


Для кого растет

Согласно Приложение №1 к «Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (утверждены постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. №306) с 1 июля 2016 г. действует повышающий коэффициент в полтора раза (1,5) норматива потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению. Нововведение касается абонентов, у которых отсутствуют индивидуальные или общие (квартирные) приборы учета, но при этом есть техническая возможность их установки.

Для Махачкалы приказом Минстроя норматив установлен для многоквартирных домов в объеме 9,65 кубов (5,6 — холодной, 4,05 — горячей) воды в месяц на одного человека.

По мнению начальника отдела энергосбережения и обоснованности начисления за ЖКУ Госжилинспекции Магомеда Махмудова, поставщикам коммунальных услуг не выгодно, чтобы собственники жилья устанавливали приборы учета, и они всячески препятствуют этому.

«Как показывает практика, после установки счетчиков платежи за ЖКУ значительно уменьшаются. Поэтому поставщикам намного выгоднее, когда абонент использует, скажем, 3—4 кубометра воды, но взять с него деньги по нормативам, то есть за девять кубов», — говорит Махмудов. Он считает, что поставщики различными незаконными уловками стараются отсрочить ввод в эксплуатацию счетчиков.

Как по закону

В соответствии с пунктом 81 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам…», утвержденных постановлением правительства России от 6 мая 2011 года №354, оснащением помещения приборами учета должны обеспокоиться сами собственники. А ввод установленного счетчика в эксплуатацию осуществляется исполнителем (поставщик услуг, водоканал) на основании письменной заявки. В этой заявке, гласит закон, должна быть указана следующая информация:

— сведения о потребителе (ФИО, реквизиты паспорта, контактный телефон);

— предлагаемая дата и время установки или ввода в эксплуатацию назначается потребителем с учетом 10—15 дней для рассмотрения заявления исполнителем;

— тип и заводской номер счетчика, его место установки;

— сведения об организации, осуществившей его монтаж;

— показания прибора учета на момент установки;

— дата следующей поверки;

— копия паспорта на прибор учета.

При этом прибор должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца после установки.

В случае если исполнитель не явился в обозначенные сроки или в иное согласованное с потребителем временя, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты заявки. С этого времени его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.

Как это у нас

На практике же, говорит Махмудов, исполнители начинают требовать дополнительные, не прописанные в законе документы. Такие как домовая книга, паспорт хозяина, квитанция о последней оплате, техпаспорт квартиры или дома, «зеленку».

«В законе всех этих «лишних» документов нет. Это делается для того, чтобы посмотреть, сколько человек прописано в квартире. Если один — Водоканал придет и установит счетчики быстро, если же жильцов много, скажем, пять или шесть, то они будут максимально тянуть время для того, чтобы вы оплачивали услугу по нормативам», — отмечают в республиканской Госжилинспекции.

Подчеркнем, что пункт 31 указанных правил прописывает, что исполнитель обязан не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку счетчиков и обеспечить установку и ввод в эксплуатацию прибора учета независимо от количества зарегистрированных и проживающих лиц в жилом помещении. Незаконно, отмечает Махмудов, и взимание платы за прием в эксплуатацию и опломбировку приборов, а также требования, чтобы установкой занимались специальные мастера с картой допуска поставщика.

«Установить водомеры может любой человек. Главное — соблюдение общих требований к монтажу: наличие фильтра грубой очистки, обратного клапана, исправный водосчетчик, отсутствие обходных труб и другие. Схема подключения указана в паспорте прибора учета», — говорит Махмудов.

Если же исполнитель не осуществляет ввода водомера в эксплуатацию, потребителю необходимо обратиться в прокуратуру или Госжилинспекцию республики с копиями переписки, советуют в ведомстве. Телефон «горячей линии» Госжилинспекции РД: 63-09-37.

«Бороться в одиночку с поставщиком услуг очень сложно. Но если обращения в надзорные органы станут массовыми, то исполнители попадут в безвыходное положение и начнут соблюдать нормы закона», — поясняет начальник отдела жилинспекции.

Один раз в шесть лет

Закон не только перекладывает на плечи собственника жилья бремя установки счетчиков, но и обязывает потребителей обеспечить проведение их поверок. Межповерочный интервал указывается в паспорте прибора. Для большинства водомеров он составляет четыре года для счетчиков горячей воды и шесть лет для холодной воды. По некоторым данным, в настоящее время в Махачкале счетчики около трех тысяч абонентов нуждаются в поверке.

Процедура эта обязательна, и если потребитель от нее отказывается, то поставщик ресурсов имеет право начислять платеж за предоставление услуг по нормативу, а не по показателям приборов учета.

Демонтировать счетчик для поверки нет необходимости. Метрологи могут установить погрешность прибора без его снятия. Непригодным счетчик считается, если погрешность в его показаниях превышает 3%. В Дагестане аккредитацию на данный вид услуг имеют две организации: Центр стандартизации и метрологии (Ростандарт) и ООО ГК «ЖКХ-Сервис». Стоимость услуги — 400—550 рублей.
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: