Монополия на диагностику?

16.03.2019 07:30
ЕКДЛ расположилась в здании бывшего сельскохозяйственного техникума имени Ш. Шихсаидова

Вывод махачкалинской ГКБ № 3 из системы ОМС вызвало широкий резонанс среди общественности. В желании навести порядок в вопросе финансирования системы здравоохранения власть иногда принимает поспешные меры. К счастью для дагестанцев, в вопросе финансирования данной больницы нашли решение.

Сразу за этим решение Минздрава РД передать построенную больницу в селении Гурбуки в оперативное управление ГБУ РД «Карабудахкентская центральная районная больница» вызвало многотысячную протестную акцию. Много обсуждений и писем было и по поводу направления всех медицинских анализов с 01.06.2019 г. из государственных лечебных учреждений в частную Единую клинико-диагностическую лабораторию (ЕКДЛ).

Еще в середине 2018 года главный внештатный специалист по лабораторной диагностике Минздрава РД Ума Меджидова обратилась к министру здравоохранения РД Джамалудину Гаджиибрагимову с просьбой не разрушать лабораторную службу и еще раз вернуться к обсуждению вопроса.

«До последних лет в России никому в голову не приходило, что в лечебном учреждении вдруг может не оказаться лаборатории, что она может быть расположена где-то в другом месте. Эта идея с медицинской точки зрения абсурдна. Есть много строгих правил по забору материала, его хранению и транспортировке. Даже при условии их соблюдения ошибки неизбежны. Врач должен проводить исследования в любой момент, когда этого требует состояние здоровья больного. Теперь больницы, по сути, станут заложниками централизованной лаборатории», — говорилось в письме министру. Стоит отметить, что автором данного проекта не является действующий министр — процедура была запущена еще при экс-министре Танке Ибрагимове.

Ума Меджидова — не единственная, кто беспокоится относительно этой ситуации. Дело в том, что мало кто об этом готов говорить открыто. Многие главврачи уверены, что это приведет к сокращению штатов, и это логично, ведь 2,7 млрд рублей, выделенных ЕДКЛ, идет от общей суммы, которую планируется потратить на систему здравоохранения РД. Также они опасаются того, что сами лаборатории при больницах придут в негодность. Слабая загруженность не может не привести к таким результатам, считают они. Большинство из тех, с кем нам удалось поговорить, не против ЕДКЛ, а против монополии на проведение лабораторных исследований. Другой важный момент, на который хотелось бы обратить внимание, — это транспортировка. К примеру, из Рутульского района транспортировка в среднем займет 7 часов, а зимой еще больше. Ведь на восстановление «прерванной работы» лабораторий районных больниц понадобятся время, деньги и специалисты. Своими опасениями и прогнозами по сложившейся ситуации с редакцией поделился Генеральный директор ООО «АРСМЕД» Арсен Гусейнов.

Обращение Гусейнова

18.12.2018 г. министр здравоохранения РД подписал Приказ № 627-к/НПА «О создании четырехуровневой системы лабораторной службы в Республике Дагестан».

Суть данного приказа заключается в направлении всех медицинских анализов с 01.06.2019 г. из государственных лечебных учреждений в частную Единую клинико-диагностическую лабораторию (ЕКДЛ) в г. Буйнакске.

Ежегодно ФОМС РД устанавливает лимит средств для каждого государственного лечебного учреждения. За оказанные услуги по оказанию медицинской помощи, больница выставляет ФОМС счета на оплату. ФОМС РД оплачивает счета. Так государственные лечебные учреждения получают средства, которые потом расходуют на закупку товаров и выдачу заработной платы сотрудникам.

Благодаря доходам отделений лабораторий, государственные лечебные учреждения выплачивают заработную плату не только сотрудникам лабораторий, но и многим другим сотрудникам лечебного учреждения.

Приказ министра здравоохранения РД № 627-к/НПА от 18.12.2018 г. фактически запретит всем государственным учреждениям республики проводить анализы. И все анализы будут отправляться в ЕКДЛ в г. Буйнакск. В результате этого государственные учреждения потеряют доходы от выполнения анализов в своих лабораториях, что, возможно, приведет к массовым сокращениям медицинского персонала по республике из-за невыполнения плана по оказанию услуг пациентам в рамках программы ОМС.

За 2018 г. согласно данным на сайте государственных закупок РД (www.zakupki.gov.ru) всего было опубликовано извещений расходного материала для лабораторий на сумму 740 млн рублей. ФОМС РД выделяет частной компании ЕКДЛ средства в размере 2,7 млрд рублей. На 2 млрд рублей не будут выполнять план государственные лечебные учреждения Республики Дагестан. А 2 млрд рублей в год (2,7млрд рублей — 740 млн рублей) — это годовая заработная плата 6000 сотрудников данных учреждений.

Я считаю, что возможным последствием данного приказа будет появление частного монополиста в регионе, и через 2 года из-за отсутствия необходимости ремонта медицинского оборудования в лабораториях государственных учреждений оно полностью выйдет из строя.

Работа государственных медицинских учреждения не должна зависеть от частных компаний.

Такое решение Минздрава РД провоцирует социальное напряжение и вызовет недоверие граждан Республики Дагестан к новому руководству.

5 марта на еженедельном совещании с руководителями органов законодательной, исполнительной и муниципальной власти республики в Махачкале Глава Республики Дагестан заявил: «Задача ФОМС — оплачивать услуги наших граждан из потенциала государственных учреждений. В случае, если у нас нет возможности оказать помощь, например, высокотехнологичную, тогда мы можем оплачивать эту услугу из Фонда частному коммерческому медицинскому учреждению».

У государственных лечебных учреждений есть возможность оказывать данные услуги нашим гражданам. Проведение биохимического анализа крови, общего анализа крови, иммуноферментные исследования, микробиологические исследования не являются высокотехнологичными.

Почему правительство, министерства, Народное Собрание, главы администраций не оптимизируют свои расходы, а вся оптимизация направлена на сокращение медицинских работников и рядовых граждан республики? О каком развитии малого бизнеса может идти речь, когда идет полная монополизация рынка?

Также не совсем понятны действия Министерства здравоохранения Республики Дагестан, которое проводило закупку, аукцион № 0103200008418006175 от 06.11.2018 г. Начальная цена контракта составляла 12231702,00 рублей, где Минздрав РД закупал 21 гематологический анализатор для 15 подведомственных учреждений. Снижение аукциона составило 74,67%. Никто из сотрудников Минздрава не задумался о причинах такого сильного снижения. Победила компания, которая предложила гематологические анализаторы HemaLit‑3000 со встроенными сканерами штрих-кода (согласно информации по заключенному контракту).

Наличие данных сканеров исключает возможность использования подведомственными учреждениями реагентов отечественного производства по низкой цене для данного аппарата, так как сканер будет считывать штрих-коды только реагентов производителя данного оборудования. А именно: «УритМедикал Электроник Ко., Лтд», страна-производитель Китай. Об этом прекрасно знали участники закупки. В итоге поставка «дорогих» реагентов будет осуществляться через компанию, которая выиграла аукцион, и именно она, видимо, будет единолично устанавливать цену для реагентов данных анализаторов. Полагаю, что компания захочет при этом и возместить свои расходы, а в дальнейшем и получить прибыль.

Для эффективного использования денежных средств министерство должно обязать поставщика гематологических анализаторов отключить сканеры штрих-кодов. Данное действие значительно снизит расходы государственных лечебных учреждений на приобретение реагентов для данных гематологических аппаратов, так как заказчик сможет использовать реагенты отечественного производителя ООО «РЕАМЕД» (www.reamed.ru), у которых реагенты значительно дешевле, чем реагенты зарубежного производства.

Так, ГБУ РД «Хасавюртовская Центральная Городская Больница им. Р. П. Аскерханова» в аукционе под № 0103200008419000375 от 26.02.2019 г., вынуждено закупать дорогостоящие реагенты:

1) Разбавитель — дилюент Diluent, 20L кат. № D31–20 упаковок х 9126,67 рублей = 182533,40 рублей

2) Моющий раствор — детергент Detergent, кат. № D41–20 упаковок х 9766,67 рублей = 195333,40 рублей

3) Лизирующий реагент Lyticreagent, кат. № L21* — 20 упаковок х 11883,33 рублей = 237666,60 рублей

4) Очищающий раствор ProbeCleaner кат. № D43* — 20 упаковок х 7743,33 рублей = 154866,60 рублей

Итого для данного аппарата учреждение потратит 770400,00 рублей

Если Министерство здравоохранения РД обяжет поставщика оборудования отключить сканеры штрих-кода, это позволит медицинским учреждениям закупать данные реагенты отечественного производства по ценам:

1) Разбавитель — дилюент Diluent, 20L — 20 упаковок х 2960 рублей = 59200,00 рублей

2) Моющий раcтвор  —  детергент Detergent, — 20 упаковок х 7130,00 рублей = 142600,00 рублей

3) Лизирующий реагент Lyticreagent, — 20 упаковок х 3550,00 рублей = 71000,00 рублей

4) Очищающий раствор ProbeCleaner— 20 упаковок х 750,00 рублей = 15025,40 рублей

Итого: 287825,40 рублей

Экономия для медицинского учреждения с одного аппарата будет 482574,60 рублей в год. (Чем больше анализов, тем больше расход реагентов. Количество закупаемых реагентов, исходя из паспорта изделия, хватит учреждению на 6–7 месяцев.) Данных аппаратов Минздрав РД закупил в количестве 21 шт.

Данные действия Минздрава РД совершенно непонятны для меня. Если Минздрав знал о работе ЕКДЛ, то какой смысл было закупать новое оборудование? Попадает ли это под статью «Неэффективное использование бюджетных средств»?

P. S. Стоит отметить, что ФОМС в последнее время ведет политику отказа в финансировании частных медицинских центров. Однако и ЕКДЛ является частной компанией с примечанием «высокотехнологичная».

Появление подобных центров можно только приветствовать при условии, что это не будет сделано в ущерб другим организациям. Хочется верить, что организация с уставным капиталом в 10000 рублей оправдает доверие и наши с вами 2,7 млрд рублей.

В сентябре 2018 г. в Московский арбитражный суд было вынуждено обратиться ООО «Галакс Проект» с исковым заявлением к ООО «Единая клинико-диагностическая лаборатория» о взыскании 680075руб. 00 коп. задолженности и 43050руб. 00 коп. неустойки по договору № 11/16-ПР от 26.08.2016 г. Ответчик в заседание суда не явился. Суд решил взыскать с ЕКДЛ данную сумму.

ЕКДЛ — Общество с ограниченной ответственностью «Единая клинико-диагностическая лаборатория». Генеральный директор Рукин Константин Юрьевич.

Юридический адрес: 367000, Дагестан, г. Махачкала, ул. Ярагского, д. 71, корп. А, зарегистрирована 03.12.2015.
 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: