Мы накрутим

31.10.2015 22:43
Как привлечь к ответственности нерадивого коммунальщика?

В начале этого года многие жители Махачкалы в своих платежках за коммунальные услуги по электроэнергии обнаружили расхождение в цифрах по показаниям счетчика, которые не соответствовали фактическим данным. Откуда взялись приписки, что делать и как найти управу на недобросовестных поставщиков?

Махачкалинец Арслан Шахшаев живет один и исправно оплачивает все коммунальные услуги ежемесячно. Показания счетчиков он аккуратно выписывает на отдельный лист и идет с ними в абонентскую службу.

«Мне так проще, — говорит мужчина. — При необходимости я могу легко все сверить. В марте этого года, когда я пошел платить за электроэнергию в Россети на Радищева, мне дали квитанцию, где были неправильно указаны показания счетчика. Мой счетчик показывал 14492 кВт, а на их квитанции значилось 15120 кВт. Спрашиваю, почему так, мне девушка говорит: «Не обращайте внимания, вам это не надо». Каждый месяц долг продолжал расти. В апреле мне уже пишут не 14667 кВт, как по счетчику, а 15483 кВт. На днях пошел оплачивать за сентябрь, в кассе отказались брать с меня деньги, отправили в окошечко №6. Выстоял целый час в очереди, там сказали идти в Горэлектросети (ОАО «Махачкала горэлектросети». — «НД»), мол, такие данные поступили от них. В Горэлектросетях обещали послать ревизию. Я прекрасно знаю эту систему, в прошлые годы так уже делали, — как правило, приходили электрики, срывали пломбы и требовали отнести счетчик на экспертизу на Гагарина. А там с учетом договоренностей почти всегда давали заключение, что не докручено столько-то процентов, и доказать обратное уже нельзя. А пока счетчик снят, с вас будут брать по нормативу. Когда пришли люди от Горэлектросетей, показал счетчик, но трогать не дал. Стали говорить, что якобы он не работает, включил свет в нескольких комнатах и доказал обратное. Потом признали, что все нормально, но акт об осмотре и отсутствии нарушений мне не дали».

Шахшаев сумел доказать, что с его счетчиком все нормально и показания, указанные в квитанции, не верны. В Махачкалинских горэлектросетях это признали, и в Россетях сделали перерасчет. А вот сосед Шахшаева Тахтаров добиться перерасчета пока не смог.

Как заверяет заместитель начальника Анзор Гасангусейнов, ничего криминального в приписках нет. «Происходит это следующим образом, — говорит Гасангусейнов. — Если у нас нет доступа к счетчику длительное время, то мы исчисляем по нормативам и передаем в Россети эти показатели — как правило, это незначительные расхождения. Там, где имеются значительные расхождения, это уже не наши данные. Все легко исправить, гражданин делает фотофиксацию счетчика и предъявляет ее нам, мы все исправляем. Нам нет смысла добавлять киловатты, так как с деньгами мы не связаны».

«Согласно постановлению Правительства РФ №354 абонент имеет право с 19 по 23 число месяца передавать показания индивидуального счетчика, в соответствии с которыми должна формироваться квитанция-извещение и направляться в адрес абонента, — отмечает начальник отдела по связям с общественностью и СМИ ПАО «ДЭСК» Тимур Магомаев. — В случае непередачи показаний расход для выставления абоненту формируется в программе расчетным путем на основании предыдущих показаний. В этом случае возможно, что показания будут отличаться от фактических. Нужно снять текущие показания и передать в ДЭСК для корректировки».

Практика показывает, что приписки в квитанциях граждан появляются не только по счетам за электроэнергию, но и по другим коммунальным услугам. И оспорить их не только можно, но и нужно.

«По существующему законодательству жильцы могут потребовать перерасчет не только из-за приписок, но и из-за некачественных жилищных и коммунальных услуг, — говорит замначальника отдела надзора за энергоресурсосбережением и обоснованностью платежей за жилищно-коммунальные услуги Госжилинспекции республики Уллубий Магомедов. — Если знать алгоритм действий, можно легко добиться перерасчета, а возможно, даже получить дополнительную компенсацию».

Горячая и холодная вода

Существуют санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09 2.4. По данным Жилинспекции республики, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C.

Допустимые перерывы поставки горячей воды — суммарно не более 8 часов в месяц, непрерывно не более 4 часов. Плановое отключение должно длиться не более 14 суток.

При аварии на магистрали допустимый перерыв — не более 24 часов. Если горячей воды не будет сутки, то платеж за воду обязаны сократить на 3% (допустимый простой превышен на 20 часов). Если температура горячей воды составляет меньше 600С, то по той же схеме осуществляется вычет на 0,1% за каждые три градуса ниже нормы.

Холодную воду могут перекрыть не более чем на 4 часа единовременно и на 8 часов в общей сложности в месяц. Если перебои превышают нормативы, то за каждый лишний час счет на воду сокращается на 0,15%. В случае если вода идет ненадлежащего качества, например ржавая или издает неприятный запах, до тех пор, пока нарушение не исправят, эта услуга не оплачивается. А при давлении меньше нормы в пределах 25% оплата снижается на 0,1% за каждый час.

Таким образом, если целый месяц напор был слабым, то счет сократится на 72%, отмечают в Госжилинспекции РД.

Если давление отклоняется от нормы больше чем на 25%, дни, когда из крана вода течет по каплям, вообще не оплачиваются (независимо от показаний приборов учета).

Кроме того, есть регламент для водоотведения (канализации). Тут допустимый сбой — 8 часов в месяц и 4 часа единовременно, за каждый лишний час вычитается 0,15% от счета.

Тепло

В отопительный период температура в комнате должна быть не ниже 18°C (20°C в угловых комнатах). Если температура выше 24°C, то за излишки платить не надо, а наоборот, положен перерасчет. Ночью, с 0.00 до 5.00 часов, допускается снижение нормативной температуры не более чем на 3°C. Допустимое превышение нормативной температуры — не более 4°C. Снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время не допускается.

«Допустимые перебои при отоплении — не более 24 часов в месяц суммарно, а также не более 16 часов единовременно, если температура в жилом помещении от 12 до 18 (20) градусов; не более 8 часов единовременно при температуре от 10 до 12 градусов; не более 4 часов единовременно при температуре от 8 до 10 градусов. При перебоях стоимость услуг снижается на 0,15% за каждый час», — отмечает Магомедов.

Электричество и газ

Допустимые перерывы подачи электроэнергии — 2 часа, если есть два резервных источника питания, и 24 часа при одном источнике питания. Дополнительный простой означает вычет в 0,15% за каждый час, в случае если счетчик не установлен.

Если напряжение скачет, то за каждый час перепадов вычитается 0,15 % от счета.

Допустимые перебои в подаче газа — 4 часа в месяц. За каждый лишний час платеж сокращается на 0,15%. Если давление газа меньше установленной нормы в пределах 25%, то счет сокращается на 0,1% за каждый час, а если давление слабее 75% от нормы — не оплачивается весь день.

Услуги по содержанию дома

Сюда относятся все услуги, которые оказывает управляющая компания.

Если будет доказано, что услуги осуществлялись некачественно или не осуществлялись вовсе, то их также при перерасчете исключат из счета.

Впрочем, случаи, когда по этим статьям удавалось получить перерасчет, крайне редки. Обычно просто УК исправляет нарушения, например убирает залежавшийся мусор или устраняет течь кровли.

Как провести перерасчет

Чтобы получить вычет, необходимо зафиксировать нарушение и обратиться за перерасчетом к поставщику услуг — управляющей компании или ресурсоснабжающей организации. Например, если нет горячей воды или вода ржавая, можно позвонить или подать письменное обращение. При этом телефонный звонок также носит статус официального запроса.

Если обратиться с жалобой по телефону, обращение должны зафиксировать и присвоить ему номер, указав время заявки. Его надо уточнить, также лучше узнать фамилию сотрудника, принявшего вызов. Бывает, что УК не фиксируют обращение, поэтому надо требовать, чтобы заявка была внесена в журнал с регистрацией номера и даты.

Установленный законом срок для того, чтобы отреагировать на обращение, — 2 часа, затем представители компании должны проверить жалобу и составить акт.

Копию акта получает потребитель. В акте фиксируется, что услуги ЖКХ не соответствуют стандартам, и с момента выявления проблемы до ее исправления за эту услугу жилец платить не должен — будет проведен соответствующий перерасчет.

Если УК не реагирует на заявку, можно жаловаться в Государственную жилищную инспекцию РД, которая проведет проверку самостоятельно.

За некачественные коммунальные услуги (вода, газ, электричество, отопление) виновных лиц могут оштрафовать на крупные суммы. Если, несмотря на все жалобы, проверка затягивается, жильцы могут сами зафиксировать нарушение. Можно самим составить акт и зафиксировать некачественную услугу. Для этого надо пригласить в качестве свидетелей соседей. Можно также сделать фотографии, например, неубранного подъезда или водяных разводов на потолке. Если необходимы точные замеры — например, чтобы зафиксировать сбои давления воды и газа, можно привлечь независимую экспертную компанию.

В этом случае необходимо уведомить управляющую компанию, что будет проведена независимая экспертиза, иначе ее результаты можно будет оспорить в суде.

Если добровольно возмещать ущерб и делать перерасчет отказываются, то следует обратиться в суд. При решении в пользу истца суд в обязательном порядке присудит потребителю дополнительно 50% от той суммы, на которую начислили счет за некачественные услуги.

Помимо этого, можно добиться возмещения ущерба имущества, пострадавшего из-за некачественных услуг. Например, если из-за перепадов напряжения пострадала домашняя техника, то можно добиться компенсации. Кроме того, можно потребовать компенсацию морального вреда. Впрочем, тут обычно удается получить не больше нескольких тысяч рублей, что не покроет даже судебных издержек, отмечают в Госжилинспекции Дагестана.
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: