Полетная такса

02.07.2016 16:26

Что влияет на стоимость авиабилетов


В последние месяцы наблюдается резкий рост цен на авиабилеты. И если раньше в сравнении с другими республиками СКФО билеты из Махачкалы продавались сравнительно дороже, то теперь наметилась иная тенденция: резко выросла стоимость в обратном направлении. Многие пассажиры считают, что на цену влияет Международный аэропорт Махачкалы. На самом деле рост тарифов определяет совокупность ряда факторов.


Для начала надо понимать, как формируется цена на билет. С вопросами, из чего складывается стоимость билета и почему по одному и тому же маршруту она существенно отличается в зависимости от направления, мы обратились к авиакомпаниям, которые осуществляют перевозки по маршруту Махачкала — Москва и обратно, поскольку это самый востребованный рейс. От комментариев воздержались практически все авиаперевозчики, за исключением компании «ЮТэйр».

«Тарифная сетка в обоих направлениях одинаковая, — отмечают в «ЮТэйр», — однако в силу ряда причин в разные дни могут быть доступны разные уровни тарифов из заведенной в систему тарифной сетки, поэтому не исключены случаи, когда цена на один и тот же рейс туда и обратно может отличаться. Тарифообразование и стоимость авиабилетов базируются в первую очередь на объемах и принципах формирования пассажиропотока и себестоимости авиаперевозки, в том числе и по маршруту Махачкала — Москва и обратно. Кроме того, говоря о факторах, влияющих на стоимость перевозки, можно выделить такие составляющие, как услуги наземного технического обслуживания, аэропортовые и топливные сборы. На направлениях с высоким пассажиропотоком, на которых отсутствует влияние сезонного фактора, цены на билет априори ниже. Конечно, стоимость авиабилетов складывается индивидуально для каждого пассажира в момент оформления перевозки и зависит от даты предполагаемого перелета и объема свободных мест на рейсе. Для того чтобы приобретать билет на выгодных условиях, советуем покупать их заблаговременно: чем глубже диапазон выбранной даты, тем ниже стоимость перевозки».

Из данного ответа сложно понять, как выглядит структура стоимости билета. Скажем проще: любой авиабилет состоит из двух составляющих: 1) тарифа, 2) сборов и такс. Тариф определяется авиаперевозчиком, зависит он от протяженности маршрута, класса бронирования и сезона (в период отпусков тарифы резко возрастают). Огромную роль при этом играет политика компании. К примеру, если у авиакомпании дешевые билеты, стоит обращать внимание на тариф: базовый он или специальный. Базовый тариф включает полную стоимость перелета, специальный же имеет ряд ограничений. К примеру, такой билет нельзя обменять или в его стоимость не входит ряд услуг.

Аэропортовые сборы за наземное обслуживание воздушных судов и таксы составляют определенную часть стоимости. Сюда входит плата за обслуживание самолетов и пассажиров, обеспечение безопасности, топливный сбор и т.д. Существует также сервисный сбор, который устанавливается самой компанией или ее агентом. 
 
Если говорить в процентном отношении, то, как отмечают эксперты (мы берем максимально-минимальные показатели, поскольку разные источники дают разные варианты пропорций), от 25% до 30% — топливо, 15—22% — обслуживание самолета и пассажиров, 15—17% составляет зарплатный фонд, примерно 15% — реклама и прочие расходы, по 10—12% — затраты на ремонт, лизинг и амортизацию, 2—5% — прибыль.

Таким образом, аэропорт, конечно, может влиять на цену билета в том случае, если повысит стоимость своих услуг. Однако, как отмечает генеральный директор АО «Аэропорт Махачкала» Арсен Пирмагомедов, к нынешнему повышению цен махачкалинский аэропорт не имеет отношения.

«АО «Аэропорт Махачкала» оказывает авиакомпаниям услуги по аэропортовому обслуживанию и заправке воздушных судов (ВС), — рассказывает Пирмагомедов. — К основным аэропортовым сборам относятся сборы за взлет-посадку, за обеспечение авиационной безопасности и предоставление аэровокзального комплекса. В АО «Аэропорт Махачкала» действующие аэропортовые сборы были утверждены Федеральной службой по тарифам (ФСТ) еще в июне 2015 года, введены в действие с 11 июля 2015 года и по настоящее время остаются на прежнем уровне. Таким образом, неизменные в течение последнего года аэропортовые сборы нашей компании не могли отразиться на резком росте стоимости авиабилетов. 22 июля 2015 года функции по регулированию сборов за взлет-посадку, авиационную безопасность и услуги аэровокзального комплекса переданы из ФСТ в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). 30 ноября 2015 года ФАС решила отказаться от регулирования в Московском авиационном узле (МАУ). 21 февраля текущего года решение вступило в силу, таким образом основные аэропортовые сборы в МАУ были либерализованы. Крупнейшие аэропорты не преминули воспользоваться этой возможностью. «Домодедово» в марте подняло сбор за взлет-посадку на 15%, за авиационную безопасность — на 26%, с 30 марта сбор за пользование аэровокзалом для международных авиалиний — на 27%, а для внутренних — сразу на 43%. В результате для среднемагистрального самолета стоимость рейса в «Домодедово» выросла примерно на 20%. Так же обстоят дела и с другими аэропортами МАУ. Возросшие расходы существенно отразились на экономике авиакомпаний и, как следствие, в конечном счете были переложены на пассажиров».

Говоря о стоимости авиационного керосина, который в структуре стоимости билета может составлять от 25% до 30%, Пирмагомедов отмечает, что в их случае наблюдается снижение стоимости авиатоплива в течение года. Если в апреле 2015 года стоимость 1 тонны авиакеросина равнялась 32150 руб. (без НДС), в сентябре — 33894,07 (без НДС), то в апреле текущего года была снижена по сравнению с сентябрем прошлого года на 10% и составила 30391,90 руб. (без НДС). С учетом НДС на сегодняшний день цена составляет 35862,44 руб.

К подорожанию стоимости авиабилетов могли привести внешние факторы, не зависящие от тарифной политики аэропортов. Это и ослабление курса рубля, и уход с отечественного рынка ряда перевозчиков, и закрытие популярных для россиян курортов, и многое другое, считает руководство махачкалинского аэропорта. Так, по данным Росавиации, расходы авиакомпаний по лизингу воздушных судов выросли на 88,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это произошло вследствие изменения курса рубля к мировым валютам (данный вид расходов практически полностью номинирован в долларах). Естественно, авиакомпаниям приходится компенсировать снижение курса рубля ростом тарифов на авиаперелеты в 2016 году.

Стоимость билета зависит и от ресурса, на котором он был приобретен. На сайте компании цена будет существенно ниже, нежели у агентств. Чем меньше количество непроданных билетов на определенный рейс, тем больше вырастает его стоимость. Эксперты советуют заранее планировать поездки и покупать билеты если не за месяц, то за две недели до вылета.

Нынешнее повышение может быть связано и с месяцем рамадан, когда искусственно создается ажиотаж и цены резко увеличиваются. Если анализировать цены по всем субъектам СКФО, то повышение наблюдается практически во всех республиках с преобладанием мусульманского населения. К примеру, из Москвы в Минеральные Воды и Владикавказ цены на билеты значительно ниже. Причем если вначале были дороже билеты из Москвы в Махачкалу, то не исключено, что по завершению рамадана подорожают билеты в обратном направлении, так как спрос будет расти.

Ценообразованием компании не занимается ни одна структура. ФАС цены на билеты тоже не регулирует. Антимонопольщики занимаются регулированием ценообразования естественных монополий, то есть если доля занимаемого рынка превышает 50%. Ни одна авиакомпания в данный момент не занимает такую долю рынка.

По мнению Пирмагомедова, для урегулирования ситуации на рынке авиаперевозок государству необходима структурная перестройка отрасли, создание органов, координирующих ценообразование авиакомпаний и смежных отраслей, а также изменение налоговой политики в части снижения ставки налога на добавленную стоимость для авиакомпаний. Ситуацию может изменить и общественный контроль, если каждый недовольный гражданин будет письменно обращаться в соответствующие структуры, а не просто возмущаться вслух. Из таблицы видно, что по одному и тому же направлению расстояние практически одинаковое, а через Махачкалинский порт лететь дороже всего.

PicsArt_07-03-02.40.59.jpg

При условии, что билеты покупаются 28 июня с расчетом вылета на 1 июля.
* цена указана на 2 июля из-за отсутствия билетов на 1 июля.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также