Пообещал и уехал

11.09.2016 15:01

Явление Никаса Сафронова дагестанскому народу


Заслуженный художник РФ Никас Сафронов в воображении российского обывателя, регулярно смотрящего «телек», больше ассоциируется со скандальной известностью, чем с искусством. «Спрошу, обязательно спрошу его о стереотипах, которые навешали ему «бессовестные» СМИ и попрошу их развеять», — думаю по дороге на пресс-конференцию. Но Никас меня, обывателя, не разочаровал и сам все о себе рассказал. Пассаж о друге особенно запал в душу.

*** 
Для меня Дагестан – это, прежде всего, поэт Расул Гамзатов. Мы с ним не были знакомы. Как-то в одном из телеинтервью он сказал, что я его любимый художник. Для меня это было огромной честью. Хотел тут же помчаться и нарисовать его портрет, к сожалению, не успел, он ушел из жизни. Но я буду работать над его образом, обязательно напишу его.

*** 
Очень много неправды как о мне, так и о вас. Когда президент республики Гейдар Алиев пригласил меня в Азербайджан, я со страхом ехал туда. Армянские знакомые всячески отговаривали от этой поездки, рисуя в моем воображении ужасающие картины. Согласно их представлениям, у меня должны были начаться серьезные проблемы уже в аэропорту столицы. Я все же поехал. И увидел потрясающе красивый город. Встретился с фантастически обаятельным президентом этой республики, умным, тонким. И подумал тогда, как же неправильно, когда люди иногда просто ради красного словца, от обиды или ущербности своей, могут оболгать целую страну.

*** 
Однажды мне подарили ящик дагестанского коньяка под знаком от президента. Я взял одну бутылочку из этого ящика и подарил президенту одной большой страны. Он попробовал его и тут же предположил: «Французский коньяк такого-то года, самый лучший урожай…». Услышав, что это дагестанский коньяк, он сказал: «Это лучший коньяк, который я когда-либо пробовал». Мы с ним еще несколько раз пересекались, он все спрашивал: «А нет ли у тебя еще того дагестанского коньяка?».

*** 
Я не сужу о других по существующим стереотипам. С открытым сердцем приехал в Турцию, стал сотрудничать с местными партнерами, вложил в проект деньги. Но у них начались проблемы с Россией, и меня стали обманывать. Пытались отсудить у меня участок, который мне же продали. Такой вот рейдерский захват. Судьи подыгрывают, кланы воюют. Я высказал свое мнение, и оно не оказалось «в тему». Видя, как эти люди мечутся, понял, что не все так просто. Достаточно спички, чтобы все их неприятие к России, которое накапливалось веками, снова вспыхнуло. А ведь еще совсем недавно все было хорошо, наши страны строили газопровод. Мне подарили там квартиру. Я потом купил еще одну квартиру для детей и участок у моря.

*** 
До 1911 года «Джоконда» даже не входила в число 100 шедевров Лувра, пока ее не украли. О ней писали год. Потом утонул «Титаник», и на какое-то время о ней подзабыли. И когда картина нашлась, вновь стали писать. Теперь это самая дорогая и самая важная картина в мире… Помню, как ругали Дали, когда он был живой. И лишь когда он ушел из жизни, все признали: «Наверное, он гений». А если при жизни человеку отдают честь?

*** 
Был такой случай. Мне заказали портрет для именинника ко дню рождения. Но в процессе работы над ним я понял, что он мне не нравится. Занялся писать второй портрет, а на незаконченном первом, чтобы холст не пропал, плавно дорисовал собаку. Пришли заказчики и, случайно увидев первый, «собачий», портрет, удивились: «Оригинально. Не ожидали, что вы его так изобразите, точно Иван Васильевич, вылитый, хоть и собака». Я им ответил, что портрет висит в другой комнате. В итоге они купили обе работы. А портрет именинника в собачьем образе преподнесли ему 1 апреля.

*** 
У меня есть специальная премия, я дарю картину тому, кто хорошо напишет интервью со мной. Я уже дал десятки, сотни, может даже тысячи интервью, а подарил всего три картины. Одну из них, как оказалось, я оценил незаслуженно. Подарил человеку картину, а потом нашел свои же записи, и оказалось, что все, что написано в статье, я написал сам. Казалось бы, куда проще, взять интервью и написать, как собеседник говорит. Но нет, Ульяновск превращается в Пензу, меняются города, страны. Можно ведь написать коротко, объемно, но выразить всю суть. Это меня, конечно, удивляет.

*** 
Мне нравится весь процесс работы над картинами. Я работаю один, хотя могу позволить себе такую роскошь как помощники. У меня есть ученики, студенты ульяновского филиала МГУ. Помимо этого я провожу мастер-классы. Арендую небольшие мастерские. Сейчас работаю в основном в трех направлениях: dream vision, портрет и символизм. Переезжаю из класса в класс, из мастерской в мастерскую. Стараюсь не замыкаться на чем-то одном. Когда работаю, включаю Генделя, Вивальди, Моцарта или старые фильмы — французские или итальянские комедии. Таким образом полностью погружаюсь в работу и отвлекаюсь от реальности.

*** 
Друг лежит сейчас в больнице в ожидании операции. У него обнаружили онкологию желудка. Хороший был парень, талантливый. Я в школе всегда думал: «Мне бы быть таким, как Саша Лобанов». Гений. Ничего не учит, но все помнит. Захотел музыкой заняться, тут же поступил в музучилище. Я поступил в одесскую мореходку и там узнал, что он уже в деревне, дома строит, потом запил. Стал забулдыгой, пьяницей. Дочка — красавица, в 17 лет вышла замуж. Был на ее свадьбе. И думал: «Вот бы такую невесту. Всю жизнь был бы самым преданным и лучшим мужем на свете». Тоже пьет! Стала пегой, неинтересной, как и папа. Смотришь на людей как на идолов, небесную красоту, а потом разочаровываешься, поняв, что это беспробудные люди.

*** 
Всегда с уважением относился к Дагестану. Здесь был мой папа, здесь служил мой старший брат, Володя. Служил тут в начале 70-х, вспоминал, как на рынке ему и другим солдатам давали фрукты, овощи. Обещаю вам, что напишу минимум 10–15 картин, связанных с этим краем. Давно хотел его посетить и насладиться его красотой. Уверен на миллион процентов, что здесь есть такие неизведанные красоты, которые художник может открыть вновь. Попрошу главу Дагестана, чтобы попозировал. Я думаю, мы будем много работать, и если будут какие-то интересные встречи, я посвящу картины тем героям, которые делают для России и Дагестана что-то очень полезное. У нас будут мастер-классы и встречи с детьми дошкольного возраста, с детьми с ограниченными возможностями. Часть заработанных денег мы отдадим на поддержку этих детей.

Фото: Евгений Костин

На фото: Никас Сафронов и директор музея изобразительных искусств имени П. Гамзатовой Салихат Гамзатова на открытии выставки художника
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: