Расплата за «Платон»

08.04.2017 17:57

До продовольственного кризиса в Дагестане остаются считанные дни

Несколько тысяч водителей большегрузных автомобилей вторую неделю бастуют в Дагестане против системы «Платон», и это уже сказывается на жителях республики. Всероссийская бессрочная акция протеста стартовала 27 марта. Дальнобойщики стоят вдоль трасс по всей республике.

Акция протеста связана с тем, что водители требуют отменить систему «Платон» и снизить акцизы на топливо. В апреле планировалось повышение платы за проезд по федеральной трассе большегрузных автомобилей грузоподъемностью более 12 тонн. Эти средства, как предполагалось, должны компенсировать вред, наносимый дорогам. По данным Министерства транспорта, энергетики и связи РД, в республике зарегистрировано 100 тысяч грузовых, треть их — 12-тонники и выше.

Хронология

На этой неделе число бойцов Росгвардии и ОМОНа в расположении лагеря бастующих дальнобойщиков в Дагестане сократилось до незначительного числа. Кроме того, прокомментировал «стоячую» забастовку и глава республики Рамазан Абдулатипов. По его словам, выполнять законные требования дальнобойщиков необходимо, но нельзя идти на поводу у провокаторов, которые используют их для нагнетания обстановки.

Позже, 5 апреля, после пресс-конфе-ренции дальнобойщиков в Москве был задержан представитель Объединения дагестанских перевозчиков Рустам Малламагомедов.

Как писала «Новая газета», по всей видимости, двое оперативников в штатском ожидали окончания пресс-конференции, в которой принимали участие Рустам и другие представители объединений дальнобойщиков: «Представившись сотрудниками московского Уголовного розыска, не предъявив оснований, сообщили, что он задержан и будет направлен в районный отдел полиции».

Позавчера противники системы «Платон» в поселке Новолакстрой близ Махачкалы сообщили о силовом давлении со стороны полицейских. В своих сообщениях они рассказывали, что сначала была проверка, а потом началось силовое воздействие: «Провоцируют водителей на конфликт, а потом сажают в машины. Говорят, что будут арестовывать. Докапываются даже до тех, кто специально отошел на другую сторону дороги, чтобы не возникло проблем», — рассказал собеседник.

В тот же день около 20 человек задержали сотрудники полиции при разгоне акции близ поселка Новострой Кумторкалинского района.

Очевидец событий рассказал, что полицейские требовали убрать технику и разойтись и добились своего.

Вчера автолюбители поддержали водителей большегрузов и устроили автопробег против системы «Платон», где участвовало не менее тысячи машин, по данным самих водителей. В правоохранительных органах называют меньшую цифру — 200 машин.

По словам одного из участников акции, участвовал легковой и грузовой транспорт: «Тут даже трактора есть. Кизилюрт, Буйнакск, Бабаюрт, Кочубей — со всех уголков Дагестана съехались. Молодежь, взрослые, дальнобойщики, люди со стороны даже. Есть даже женщины на легковушках. Мы едем из Махачкалы до Манаса, постоим и обратно поедем».

Автопробег был согласован с соответствующими ведомствами, и за общественным порядком следили 130 бойцов Росгвардии. В самом поселке Манас тоже дежурили 50 сотрудников ОМОНа.

Правоохранительные органы зарегистрировали несколько случаев нападения на дальнобойщиков из соседних стран. Зарегистрировано порядка пяти инцидентов, связанных с повреждением большегрузов, проезжавших по территории Дагестана. Молодые люди забрасывали лобовые стекла проезжающих машин камнями и сдирали номерные знаки с машин.

Чем это обернулось?

Стройки стоят из-за невозможности привезти стройматериал, маленькие пекарни закрылись, а крупные говорят, что муки хватит меньше, чем на неделю. Корреспондент «Нового дела» обзвонил крупные фармацевтические, пищевые и мебельные сети, чтобы узнать, как на них сказалась акция протеста.

«Критически не хватает муки, мы бьем тревогу. Тех запасов, что у нас есть, хватит на пять дней. Раньше мы закупали муку за 800 рублей за мешок, теперь цена выросла до 1500 рублей. Мелкие пекарни встали. Понимаете, 100 лет назад в стране два дня не было хлеба — началась революция. Мы пока не поднимаем цену, но если мы будем покупать мешок за 1500 рублей, мы вынуждены будем ее поднять, в убыток себе работать мы не можем», — сказал представитель хлебозавода №4.

На другом хлебозаводе запасов муки осталось на пару дней: «Мы поддерживаем дальнобойщиков, мы против «Платона», но если проблема не будет решена, то нам придется закрыть предприятие. При этом не только сотрудники останутся без работы, но и люди перестанут получать хлеб. Есть вариант поехать за мукой в сопровождении молодых людей, но это может привести к серьезным конфликтам. Если власть в срочном порядке не найдет приемлемого выхода, то может и до кровопролития дойти».

Руководство сети супермаркетов «Зеленое яблоко» запастись не успело и говорит, что полки в магазинах пусты и покупатели жалуются: «Мы сейчас испытываем падение по продажам и уже начали делать акцент на местном производителе, но покупатель хочет разнообразия. Цены мы пока не поднимаем, но если ситуация не улучшится, если поставщик поднимет цены, то и мы будем вынуждены. Но даже так на социальный товар (мука, масло, гречка, молоко) цены будем держать».

«Забастовка дальнобойщиков уже начинает отражаться на нас. Товар заканчивается. Мы подняли цены незначительно, потому что и нам подняли. Надеемся, власти и водители найдут какой-нибудь компромисс и решат проблему», — сказали в супермаркете «Патимат».

Клиенты другой крупной торговой сети — «Караван» — тоже недовольны отсутствием ассортимента. «Мы всегда работали с местными производителями, но большинство продуктов покупаем за пределами республики и за рубежом. Мы и водителей понимаем, они вынуждены платить такие большие деньги, тем более что они всегда сотрудничают с нами, стараются привозить товар подешевле. Мы не хотим поднимать цены, наши клиенты ни при чем, но если придется покупать дороже, то и цена поднимется», — говорят ее представители.

«Вовремя сделанный товарный запас позволяет нам стабильно снабжать наших покупателей товаром. Мы, конечно же, обеспокоены ситуацией, сожалеем, что такое происходит и страдает простой народ, относимся с пониманием к водителям и их требованиям, но спекулировать этим не будем и цены повышать не планируем», — объяснили в торговом доме «Киргу».

В мебельном салоне «Проект Мебель» объяснили, что из-за стачки дальнобойщиков не могут получить материал для изготовления мебели и пока используют запасы: «Цены не поднимаем. Надеемся на скорое окончание забастовки».

Строительная компания «Beit» тоже сетовала на заморозку всех строящихся объектов из-за того, что не подвозят песок и цемент. Лишь магазин электроники «05ru» и сеть аптек «Чудо-лекарь» сказали, что забастовка дальнобойщиков на них никак не повлияла.

Руководители политических партий тоже рассказали о своем видении ситуации.

«Мы против системы «Платон» и поддерживаем дальнобойщиков. Мы и в прошлый раз их поддержали, когда они бастовали, и сейчас, когда в Думе хотели повысить тарифы до 100%, наша партия добилась, чтобы тариф снизили до 25%. Но и эти 25% для них — накладно. Ребята и платили бы, но если бы знали кому. Должна быть государственная система контроля, а не частные структуры. Должно отображаться в свободном доступе, куда уходят миллиарды собранных с них денег. Если где-то построили мост или отремонтировали дорогу, покажите, как и сколько вы потратили. Такой ведь информации нет. Требования дальнобойщиков надо выслушать и поддержать», — сказал лидер дагестанского отделения КПРФ Махмуд Махмудов.

В региональной общественной приемной партии «Единая Россия» нам ответили, что все комментарии по этому поводу под подписью лидера партии Хизри Шихсаидова уже опубликованы, только не смогли ответить — где.

Прокомментировал ситуацию с дальнобойщиками и лидер дагестанского отделения партии «Справедливая Россия» Камил Давдиев: «Система «Платон» не придумана в России. Аналогичные системы используются много лет во многих странах. Они позволяют равномерно распределять бремя содержания дорог на тех, кто их более активно эксплуатирует. Кроме того, подобные системы дают возможность четко следить за прохождением грузов, не допускают «левых» и «серых» перевозок. Другое дело, что надо обсудить целесообразность сохранения транспортного налога в этом случае, потому что, по сути, речь идет о двойном налогообложении».

Пресс-конференция

Так как протестующие дальнобойщики обвиняли прессу и власть в необъективности и недостаточном внимании к их акции и выдвигаемым требованиям, наша редакция предоставила им площадку для пресс-конференции. Представители власти, крупные перевозчики и представители дагестанского офиса системы «Платон» рассказали, каких договоренностей удалось добиться и на что следует рассчитывать протестующим.

По данным представителя дагестанского офиса системы «Платон» Мурада Кичиева, 90% дагестанских дальнобойщиков еще не установили бортовое устройство.

«По Дагестану в системе зарегистрирован самый маленький процент транспорта. Зарегистрированы всего 2% — 1500 грузоперевозчиков и две тысячи транспортных средств. Многие владельцы транспорта говорят, что они платят деньги, но не знают, какие дороги на них реконструируются. Дело в том, что ассоциация дальнобойщиков сама может подать заявку на ремонт определенных участков дорог», — сказал представитель офиса.

Замминтранспорта энергетики и связи Якуб Худжаев рассказал, что с первого дня присутствовал на всех забастовках на федеральной трассе «Манас — Махачкала» и все акции по просьбе протестующих его ведомством были разрешены.

«Мы просим этих перевозчиков, которые считают себя пострадавшими, принять федеральный закон «Платон». Их основные требования с первого дня уже несколько раз менялись, но среди них всегда есть пункт «полная отмена системы “Платон”». Но по закону если водитель платит «Платон» и эта стоимость превышает транспортный налог, то от второго он освобождается», — объяснил замминистра.

На это предприниматель Нурислам Саидов возразил, что такое решение не несет существенной экономии денег и что они не протестующие, а пострадавшие: «От тех платежей, которые грядут на «Платоне», это даже не 10%. С одной машины в год по «Платону» в казну будет идти около 400 тысяч рублей, транспортный налог в год составляет 20 тысяч рублей, а акциз — примерно 200 тысяч рублей. Слишком большая нагрузка на этот бизнес, и со временем он уйдет. Я думаю, что это со стороны государства — рейдерский захват рабочих мест».

От лица всех протестующих предприниматель сказал, что они понимают то, что республиканские руководители на этот закон повлиять не могут, но при этом уделяют внимание дальнобойщикам.

По словам Худжаева, несмотря на несущественность отмены транспортного налога в плане экономии, это входит в список требований: «Некоторые пункты из списка уже выполнены, и теперь у нас встречный вопрос: почему этой забастовки должны придерживаться перевозчики других стран? Они оказались заложниками этого протеста. В своих требованиях дальнобойщики просят учитывать их конституционные права, но почему они останавливают граждан чужих государств, едущих на скорости, и разбивают их машины? Буквально позавчера на трассе «Каякент — Махачкала» у обочины обнаружили машину с полным багажником камней, молотков и бит. Они говорят, что это их машины и они имеют право. Но именно на этом участке дороге были совершены нападения на нерезидентов».

Как рассказал руководитель Ространснадзора в Дагестане Муртазали Муртазалиев, в ведомстве знали о предстоящей акции протеста и совместно с Минтранспортом, управлением ГИБДД по Дагестану и руководителями транспортных предприятий, осуществляющих перевозки в международном сообщении, заранее сели и обсудили вопросы, которые могли быть подняты на митингах.

«По итогам этой встречи было решено, что на территории республики будет осуществляться транспортный контроль лишь на КПП «Джемикентский». Срок карточек допуска к осуществлению международных автоперевозок увеличили до 5 лет», — объяснил он.

Требование к протестующим, по его словам, — соблюдение общественного порядка: «Просим не препятствовать машинам из других стран и тем предпринимателям с фурами до 5 тонн, которые занимаются частным извозом. К примеру, были обращения жителей села Уллубийаул, которые говорят, что им даже выехать из села не позволяют. Обращались также перевозчики Азербайджана, которых закидали камнями на федеральной трассе и оставили без номеров, и это не единственный случай, который мы направили в правоохранительные органы».

Все участники пресс-конфе-ренции осудили действия тех провокаторов, которые разбивают иностранные машины. Директор ООО «Юг-транс» Башир Джанхуватов сам оказался среди пострадавших и вместе с другими перевозчиками призывал дальнобойщиков не переходить рамки закона, потому что они сами могут оказаться жертвами за пределами страны.

Перевозчики будут вынуждены закрыть свои предприятия, предположил Башир Джанхуватов. Он рассказал, что работает в этой сфере с 1998 года и что сегодня намного увеличились различные сборы.

«На сегодня с бизнеса после вычета всей бухгалтерии я имею всего 3—4% прибыли. Мне это даже на карманные расходы не хватает. Любая компания объявляется банкротом, если имеет прибыль менее 40%. У меня было более 160 машин, а сейчас их осталось 17 штук. Далее я закрываю свое предприятие, потому что мне невыгодно его вести. В Дагестане тем более нет дотаций, как в центральной части страны, нет субсидирования и какой-либо помощи от государства. Мы просто выживаем», — объяснил он.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Список получивших гранты главы Дагестана

по итогам конкурса 2023 года

20.12.2023 19:43

В Махачкале прошли протесты из-за отключения электричества

перекрытие дорог

14.12.2023 11:54

Халатность и кланы как фактор больших рисков

Пятая колонна — это чиновники? Начнем с парадокса. Государственной вертикали ...

19.09.2023 14:32