
«Живи сам и давай жить другим»
14.06.2013 17:09Став депутатом Верховного Совета СССР от Дагестана, он оказывал немалую помощь нашим землякам, которые до сих пор благодарны ему. Сегодня воспоминаниями о нем с читателями «НД» делится его ученица, дагестанский композитор, заслуженный деятель искусств РД Аида Джафарова.
Хренников-композитор
«Музыкой я интересовалась с детства, — рассказывает Аида Джафарова. — А когда возник вопрос о дальнейшем профессиональном образовании, передо мной встал выбор — либо заниматься по направлению «Композиция», либо выучиться по специальности «Пианистка». Я долгое время не могла определиться. Но на свои места все расставил счастливый случай. В 1975 году мой отец Али Сулейманович, бывший военный летчик, а в то время секретарь парткома Махачкалинского приборостроительного завода, попал на концерт, который давал Тихон Николаевич у нас в городе. Хренников тогда выдвигался в депутаты Верховного Совета СССР от нашей республики и прибыл в Махачкалу, чтобы встретиться с избирателями. Вечером, когда отец вернулся домой с этой встречи, он рассказал о своей беседе с композитором и предложил мне заниматься под его руководством. Я уже тогда была знакома с творчеством Хренникова, была большой его поклонницей, знала его композиции наизусть.
Признаться, я сначала испугалась этой перспективы, но все же решила попробовать силы и успешно прошла собеседование. Не все, конечно, было гладко, но Тихон Николаевич дал мне шанс, и я им воспользовалась.
Могла ли я тогда представить масштаб личности Тихона Николаевича Хренникова! Он изменил не только мою жизнь, но и жизнь многих других людей в нашей республике.
Тихон Хренников — личность мирового значения. Прославился он еще в студенческие годы, уже тогда его музыка исполнялась знаменитыми дирижерами мира. Первый большой успех ему принесла его дипломная работа «Первая симфония», которая в 1935 году была публично озвучена в Большом зале Московской консерватории. В это же время после премьеры симфонии ему заказал оперу для своего театра Немирович-Данченко. Колоссальный успех имела премьера спектакля «Много шума из ничего», музыку к которому написал Хренников. Во время Великой Отечественной войны композитор выезжал в действующую армию и давал концерты для солдат на передовой и поддерживал музыкой раненых в госпиталях. Военная тематика стоит особняком в творчестве Хренникова. В самом начале войны на экраны страны вышел фильм «Свинарка и пастух» (история любви между свинаркой и прославленным дагестанским пастухом), музыку к которому написал Хренников. В мае 1945 года он вместе с армией вступает в Берлин и принимает участие в импровизированной трансляции из полуразрушенной берлинской радиостанции. А в день празднования победы в Германии был показан фильм «В 6 часов вечера после войны» с музыкой Хренникова. Значительно позже он напишет музыку и к фильму «Гусарская баллада» Эльдара Рязанова.
Хренников-общественник
С середины 40-х годов Тихон Николаевич начинает заниматься общественной деятельностью. В 1948 году он становится генеральным секретарем Союза композиторов СССР. Говорили, что этот пост ему предложил сам Иосиф Сталин, и, возможно, Хренников был одним из любимых композиторов «вождя народов», который не пропускал ни одной его премьеры. Кроме того, многие склонны считать заслугой Хренникова и то, что в те годы ни один композитор не был подвергнут репрессиям, а даже наоборот, многие оказались отмечены государственными премиями.
В дальнейшем признание Хренникова, как композитора и музыкального деятеля, только ширилось. В 1991 году, незадолго до развала СССР, Хренникова, несмотря на преклонный возраст (ему было почти 70 лет), вновь переизбирали председателем Союза композиторов страны на всесоюзном съезде. Это очень редкий дар — когда человек талантливый может достаточно успешно заниматься и общественными делами. Хотя сам Хренников в нескольких интервью высказывал мысль, что не может быть творчества без общественной работы, так же как общественная работа не существует без творчества.
Хренников-педагог
Я же запомнила Тихона Хренникова как выдающегося преподавателя. Мы, учащиеся, поначалу очень боялись его. Но, оказалось, напрасно. Он был строгим, но в то же время доброжелательным. Как педагог всегда вникал в суть и умел раскрывать в человеке талант, после чего помогал его развить. Его уроки всегда были нетрадиционными в позитивном смысле этого слова. Студенты выступали в роли исполнителей у рояля, а остальные, в том числе и приглашенные аспиранты и другие гости, участвовали в дискуссиях по поводу звучащей на уроке музыки.
Тихон Николаевич добился того, что наши дипломные работы играл Государственный оркестр кинематографии, один из лучших в то время. Это для нас было очень важно. Не могу забыть, как мою большую трехчастную работу исполнял оркестр под управлением Владимира Васильева.
За все время своей педагогической деятельности, а это более 40 лет, он воспитал многих композиторов, в числе которых Максим Дунаевский (автор музыки к фильму «Три мушкетера); Александр Чайковский, некогда ректор Петербургской консерватории; Татьяна Чудова, профессор Московской консерватории.
Хренников-депутат
Тихон Николаевич обладал редким даром и был талантлив не только в одном направлении, но, как показало время, и в качестве общественного и политического деятеля. В середине 70-х годов его выдвинули кандидатом в депутаты Верховного Совета от Дагестана. До этого он также избирался от Смоленской, Калужской, Брянской областей. Почему именно от Дагестана, если был родом из Ельца (ныне Липецкая область. — «НД»), я сейчас точно сказать не могу, но факт, что он оказал широкую поддержку и помощь дагестанцам, остается неоспоримым. Когда Хренников приезжал в Махачкалу, его встречало практически все наше правительство.
Как-то в интервью Тихон Николаевич признался, что перед его отъездом из родного города в Москву отец его наставлял: «Живи сам и давай жить другим». Это и стало жизненным девизом Хренникова. И потому, видимо, многие дагестанцы предпочитали обращаться именно к нему со своими проблемами, нежели к депутатам — выходцам из Дагестана. Моей знакомой певице, у которой была пожилая больная мать, он помог приобрести квартиру. Она до конца жизни хранила фотографию Тихона Николаевича на видном месте. И он всегда помнил людей, с которыми общался, и их проблемы.
Тихон Николаевич много помогал людям искусства. В частности, при его содействии в республике был построен жилой дом для работников культуры. Он также поспособствовал выделению Союзу композиторов Дагестана автотранспорта, а Махачкалинскому музыкальному училищу подарил два рояля «Эстония». Вот до сих пор на них мы играем. К нему даже обращались по вопросам, не входящим в его депутатскую компетенцию. Рассказывали, что в его кабинете в Москве была целая полка с огромным количеством благодарственных писем от дагестанцев.
Удивительно, конечно, как он мог совмещать все эти дела. Невольно вспоминаются его слова, сказанные в 1980 году о своем жизненном пути: “Работаю каждый день, обычно с утра занимаюсь сочинительством, а всю вторую половину дня посвящаю общественным делам. Если же мне нужно выступать как пианисту, занимаюсь на рояле ночью. Так проходит моя жизнь…”».
P.S. Тихон Хренников ушел из жизни в 2007 году, в возрасте 94 лет. До конца своей жизни он оставался «советским» человеком и в поздних интервью негативно высказывался о лидерах перестройки, распаде СССР. Но все это никак не повлияло на отношение к нему и к его таланту со стороны нынешней власти. Еще в марте этого года президент России Владимир Путин подписал указ о праздновании столетия со дня рождения композитора. Многочисленные концерты, фестивали и конференции, приуроченные к этой дате, уже прошли в разных городах страны. Не забыли своего депутата и дагестанцы. Преподаватели Махачкалинского музыкального училища совместно с Союзом композиторов Дагестана во главе с его председателем Рамазаном Фаталиевым дали 29 мая праздничный концерт, посвященный столетию со дня рождения композитора.

Глава Дагестана будет утверждать и согласовывать уставы казачьих обществ
предусмотрены случаи отказов
04.03.2023 11:18