Скрипят духовные скрепы

24.06.2016 22:41

Госдума может ограничить деятельность религиозных организаций


Конфликтная ситуация вокруг должности имама квартальной мечети в поселке Шамхал, переросшая в митинг с дальнейшей реакцией полиции, лишний раз поднимает вопрос взаимоотношений религии и государства. Кто должен назначать имама, можно ли вообще его назначать, как избежать конфликта на этой почве, какую роль в этом выполняют государство и религиозные организации? Между тем Государственная Дума в пятницу во втором, а возможно, и в третьем чтении примет пакет «антитеррористических» поправок, которые значительно ограничивают работу религиозных организаций. Особенно в той части, которая касается миссионерской деятельности.


Желания и возможности не совпадают

Кому быть имамом той или иной мечети — по религиозным канонам определяют прихожане этой мечети. Однако зачастую случаются конфликтные ситуации, которые могут перерасти в массовые драки. Вспомним хотя бы случай, произошедший в апреле 2005 года, в старинной Джума-мечети в Дербенте. Тогда ссора из-за должности имама переросла в массовую драку с поножовщиной. Были задержаны 200 человек, госпитализированы 24 человека с различными ранениями, среди которых было четыре сотрудника полиции. С тех пор вопрос назначения имамов практически по всей республики регулируется муфтиятом.

В шамхальской мечети прежний имам был назначен муфтиятом республики (подробнее читайте на стр. 3). Причиной его смены называют недовольство части прихожан тем, что он не может присутствовать на всех молитвах, поскольку не является жителем этого населенного пункта. Но попытка его смещения вызвала противостояние, переросшее в митинг (для просмотра видео сканируйте на смартфоне QR-код в конце материала). Хотя даже в этом религиозном вопросе нельзя исключить национальный контекст. И здесь сразу вновь встал вопрос, а кто должен назначать и снимать имама. Фактически во многих селах и районах этим занимается муфтият, и считается, что этот орган имеет на это право. Во всяком случае, многие джамааты просто принимают назначенного им имама. По словам пресс-секретаря муфтията Адиля Ибрагимова, их организация не занимается назначением или освобождением имамов, эту функцию якобы выполняет Совет имамов города Махачкалы. Председатель этого Совета Закарья Магомедов должен согласовать этот вопрос с прихожанами шамхальской мечети в пятницу.

А что делать, если джамаат раскололся и одна половина признает нового имама, а вторая половина хочет старого? На этот случай нет четких правил разрешения ситуации, нет юридически закрепленной процедуры избрания имама. Как сообщил «Новому делу» имам одной из мечетей Махачкалы, многие мечети официально не оформлены как культовые учреждения, не имеют устава или иного регулирующего деятельность мечети документа, что не мешает им регулировать религиозные вопросы, но сложности возникают, когда речь идет о взаимодействии с государством. Соответственно, нигде не прописаны правила назначения или освобождения имама мечети с должности согласно светским законам. Как правило, для этого проводится голосование прихожан, и этот процесс регламентируется шариатом. На момент выборов имама в мечеть могут прийти абсолютно разные люди для обеспечения массовости и формальной легитимности процедуры избрания.

Совет имамов Махачкалы выполняет совещательную роль, но также может поставить на обсуждение компетенцию того или иного имама. Этот орган работает согласованно с муфтиятом, но опять-таки он не имеет прямых полномочий назначать или освобождать имама, если этому противостоят прихожане мечети. Кстати, весьма условно и само обозначение «прихожане мечети». От имени прихожан может действовать любое количество людей, которые оказались внутри мечети в момент принятия решения.

Последний и, пожалуй, самый беспрецедентный случай со сменой имама мечети произошел на улице Котрова в Махачкале. Тогда вместе с имамом сменился и приход. Группа сторонников нового имама Давуда Тумалаева предварительно зашла в мечеть, вытеснив оттуда сторонников бывшего имама Хасана-хаджи Гасаналиева. Но позже Тумалаева сменил первый заместитель муфтия Магомедрасул Саадуев, который позже во избежание дальнейшего развития конфликта ушел оттуда вместе с новыми прихожанами. Таким образом, смена имама обернулась усилением конфликта между официальным духовенством и МВД, вероятнее всего муфтият не захотел быть втянутым в данный конфликт. Напомним, что в настоящий момент сотрудники полиции круглосуточно дежурят у мечети и не пускают в нее прихожан, в том числе и юридических владельцев территории. Земля под строительство мечети была отдана ее собственниками Хачилаевыми, но и они, фактические хозяева, сегодня лишены возможности пользования собственностью. При этом Минюст официально не закрывал культовое учреждение и не было решения суда о ее закрытии. Тогда же муфтият республики во избежание закрытия предложил сменить имама мечети на улице Венгерских бойцов в Махачкале. Как заявляли прихожане этой мечети, необходимость в этом официальное духовенство объясняло намерением силовиков закрыть эту мечеть. От какого именно силового органа поступило такое предложение — не уточнялось. А силовые структуры отрицали свое участие в этом деле. В итоге муфтият и совет мечети пришли к согласию, и смены имама не произошло. «Претензии», видимо, были у МВД, сотрудники которого с многочисленными нарушениями закона проводят так называемые рейдовые мероприятия, в рамках которых еженедельно происходят постановки на так называемый «профучет». Делегация Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека на встрече с руководством республики и республиканского МВД тоже поднимала вопрос о профучете, назвав происходящее нарушением конституционных прав гражданина. Правозащитники заявили, что об этом доложено президенту России.

В связи с вышеизложенным достаточно интересным выглядит и попытка Госдумы пересмотреть религиозную политику и ограничить в действиях религиозные организации, к которым относятся и муфтияты. Сегодня, 24 июня, Госдума, скорее всего, рассмотрит в двух чтениях так называемый «антитеррористический» пакет законов, внесенный депутатом Госдумы Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым. Он содержит поправки в десятки законов, которые расширяют полномочия государства, ужесточают контроль над гражданами. В числе прочих изменения коснутся и закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», который будет дополнен новой главой «Миссионерская деятельность». Депутаты считают, что «миссионерской деятельностью» можно назвать любую религиозную практику (богослужения, проповеди, различные религиозные церемонии, распространение литературы и других материалов), совершаемую вне специальных заведений, религиозных школ, кладбищ и т.д. Миссионерством считают также распространение веры и религиозных убеждений через СМИ и в Интернете.

Если все же этот пакет законов будет принят, нельзя будет заниматься миссионерской деятельностью в жилых помещениях, кроме богослужений и других церемоний и обрядов. Миссионерской деятельностью могут заниматься только представители зарегистрированных организаций, а каждый миссионер должен иметь при себе документ, подтверждающий его принадлежность к той или иной миссионерской организации. Законодательно запрещается и пропаганда идей, которые заставляют отказаться от медицинской помощи, отдавать свое имущество религиозной организации и т.д. За нарушение предусмотрены различные штрафы, в том числе крупные — до миллиона рублей.

А как же Конституция?

Поправки приняты только в первом чтении, но уже успели получить порцию отрицательных оценок со стороны различных экспертов и правозащитников. Большинство считают их слишком «жесткими» и даже противоречащими Конституции. По мнению первого заместителя председателя Совета муфтиев России Рушана Аббясова, которое он озвучил газете «Коммерсант», признание распространения веры и убеждений через СМИ и Интернет, а также вне культовых зданий и сооружений «миссионерской деятельностью» противоречит Конституции. Он ссылается на статью 28 Конституции РФ, которая гарантирует каждому свободу совести и вероисповедания, «включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Кроме того, считает он, поправки негативно скажутся и на деятельности религиозных организаций. «Региональные и муниципальные власти и так не всегда охотно выделяют земельные участки под строительство мечетей, поэтому религиозные организации вынуждены проводить религиозные обряды и духовно-нравственное просвещение в домах, в том числе и в жилых помещениях», — заявил он.

К примеру, непонятно, можно ли дома делать мавлиды. Если охарактеризовать эту церемонию в соответствии с новым законом, то она подпадает под формулировку «миссионерская деятельность». Непонятно, запрещаются ли в жилых помещениях проповедь или богослужения. Где миссионерская деятельность и где религиозная? Как быть, например, если в ходе интервью в газете человек цитирует фрагменты Корана или Библии? Является ли это проповедью и надо ли ради этого брать разрешение на миссионерскую деятельность или заходить в культовое учреждение?

В этой связи в нашей республике многочисленным религиозным образовательным учреждениям, общественным организациям с религиозным уклоном, проповедническим и религиозным СМИ придется многое изменить в своей деятельности. «Пакет Яровой» полностью копирует советскую религиозную политику, когда запрещались массовые религиозные обряды и т.д. Впрочем, поправки пока еще не приняты. Если они будут приняты без изменений, в следующем номере мы подробно расскажем обо всех нововведениях и возможных последствиях принятия этих поправок.
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Каспийский монстр объединил Хизри Абакарова и Сергея Меликова

демонстрация политического союза

17.01.2024 00:00

Въездная арка с именем арестованного главы Кизилюрта

архитектурно-политическая акция

10.01.2024 00:20

Дагестанцы смогут запретить себе брать кредит

самозащита от соблазна и мошенников

30.08.2023 10:24