Почему Махачкала не стала велосипедным городом

26.05.2019 09:55

Спонсор исследования

 веломагазин Sportiv05 

www.sportiv05.ru

г.Махачкала, ул.Энгельса,1 +7 (988) 271-66-66

 

     Город Махачкала постепенно подходит к важному для всех крупных городских центров выбору места велосипедистов в дорожном движении.

 

Советская история

 

      В 2005 году общественный опрос показал, что британцы считают велосипед величайшим изобретением человечества с 1800 года. 

 

 

     Велосипед стал особо популярен в ХХ веке как в капиталистических странах, так и в коммунистических странах. Но дефицит на надёжное индивидуальное транспортное средство в плановой экономике был огромный. Даже в Китае, который называли «Королевство велосипедов» населению катастрофически не хватало велосипедов и Шанхайский завод вынужден был работать без выходных, выпуская до 10 тыс. велосипедов в день

 

 

   Руководство Советского Союза уделяло велосипедной промышленности и инфраструктуре особое внимание, что отражено во множестве нормативных актов тех времён.

    Например, согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 28 ноября 1963 г №1373 за 9 месяцев 63 года Приокскому совнархозу приписывалось выполнить план закупок и докупить 62,9 тысяч велосипедов. 

 

     При этом в плане развития на следующий год, Жуковскому заводу предписывалось выпустить 500 тыс велосипедов, а Северо-Кавказский совнархоз обязан был организовать производство прицепных колясок к велосипедам!

 

 

    Но велосипедов не хватало, т.к. не было достаточно заводов, а модельный ряд был коротким. 

 

 

    В 1986 году был разработан план производства товаров для населения до 2000 гг, из которого мы узнаем, что в 1985 г. в РСФСР  было 46 велосипедов на 100 семей, зато в 2000 году обещали уже 63 велосипеда на 100 семей.

 

 

 

    Культовым советским персонажем был «почтальон Печкин» из мультфильма «Трое из Простоквашено» 1978 г.. Почтальон стал сразу добрым, когда «городские» ему подарили велосипед

 

 

    Понять Печкина было можно, т.к. в условиях бездорожья и нехватки автомобилей и мотоциклов, почту спасали крепкие велосипеды, типа «Урал». Поэтому почтовую службу снабжали служебными велосипедами по прямому указанию Совмина РСФСР.

 

 

   Велосипед фигурировал даже в документах о ликвидации последствий радиоактивного загрязнения после аварии на Чернобыльской АЭС, как один видов товаров, который дополнительно направлялся населению, как сейчас бы сказали «с целью снижения социальной напряжённости»

 

 

     Дефицит товаров народного потребления решался организацией прокатов, в том числе велосипедов.

СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                     от 1 октября 1962 г. N 1330
                                МОСКВА
 
        О ДАЛЬНЕЙШЕМ УЛУЧШЕНИИ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

расширить сеть   пунктов   выдачи  населению  напрокат  предметов
культурно-бытового   назначения   и   хозяйственного    обихода    при
жилищно-эксплуатационных   конторах,   домоуправлениях,  а  также  при
крупных   магазинах   государственной   и    кооперативной    торговли
(самостоятельные  секции);  увеличить прокат автомобилей,  мотоциклов,
велосипедов,  лодок, спортивного инвентаря и других предметов в местах
отдыха трудящихся, обеспечить указанные пункты необходимыми предметами
проката;

 

   Велосипеды стали частью строительных норм, т.к. многоквартирные дома проектировались с учётом возможности использования жителями велосипедов.

 

 

       В Советском Дагестане также как и во всей стране был дефицит  велосипедов, который решался организацией спортивных велоклубов и велопрокатов. 

 

         Ветеран вело-спорта в г.Махачкале, Юрий, 1953 г.р. по телефону рассказал следующее:

    В 70-е в «писательском доме» на ул.Гаджиева спортивное общество «Урожай» организовало велосипедную спортивную детско-юношескую секцию. Тренировать пригласили Виталия Ивановича Уткина из г. Грозного, где велосипедный спорт был развит на столько, что у них даже был призёр Олимпиады. За время существования клуб проводил шоссейные гонки Манас - Дербент. Городские кольцевые гонки устраивали прямо на площади: стартовали возле Совмина, потом через Гаджиева до Университетской площади, по Советской улице до Дахадаева и на площадь. Был велопробег дл Черкесска в честь XXIV съезда партии.

К сожалению, клуб закрылся в 1974 г..

   

     Благодаря авторам проекта «Был такой город. Махачкала» на фото старой площади Махачкалы можно увидеть велосипедиста, как раз рядом с Мединститутом и "писательским домом" 

 

 

(фото varlamov.ru)

 

  Раньше домоуправления занимались организацией досуга и нанимали педагогов - продолжает рассказывать Юрий. 

    В 1990-м году в доме по ул.Гаджиева,194, квартал «квадрат», домоуправление, которое относилось к железно-дорожной организации ГЧ-6, наняло педагога, организовавшего велоклуб. ГЧ-6 отремонтировало подвал, закупило велосипеды, наняло механика-тренера. Однако, в 1995 году по экономическим и организационным причинам клуб закрылся. 

 

Велосипедная политика

 

   Анализ современной дагестанской нормативной базы создает ощущение, что в Республике нет велосипедистов.

       В дагестанской государственной программе развития туризма 2014-18 гг не было ни слова о велосипедной инфраструктуре. 

Нет упоминания о велосипедах и инфраструктуре в Махачкалинской программе развития туристическо-рекрационного комплекса на 2019 - 2021 гг. В республиканской программе "Формирование современной городской среды в Республике Дагестан" на 2018-2022 годы , а также в аналогичной муниципальной программе дагестанской столицы тоже не нашлось места велосипедистам.

 

    В правилах благоустройства ГОсВД «г. Махачкала» утв. 27.12.2017 г. велосипед и велодорожки упоминаются 7 раз, но не в контексте участников дорожного движения, а как некий технический стандарт закрытых территорий типа детских площадок или парков.

 

       Если взять аналогичные правила других столиц СКФО, то там другая политика.

В правилах благоустройства г.Черкесск 

«7. Городская инфраструктура и благоустройство территорий разрабатываются с учетом приоритета пешеходов, общественного транспорта и велосипедного транспорта.»

 

       Аналогичный принцип прописан в п.1.7 правил благоустройства г.Нальчика 

 

        Город Грозный в своих правилах благоустройства упомянул велосипеды и велодорожки 12  раз .  «21.3. При создании велосипедных путей рекомендуется связывать все части муниципального образования, создавая условия для беспрепятственного передвижения на велосипеде.» 

 

       Правила благоустройства столицы Ингушетии, г.Магасе указывают:

«25. Типология объектов велосипедной инфраструктуры зависит от их функции (транспортная или рекреационная), роли в масштабе МО "Городской округ город Магас" и характеристик автомобильного и пешеходного трафика пространств, в которые интегрируется велодвижение. В зависимости от этих факторов применяются различные решения - от организации полностью изолированной велодорожки, например, связывающей периферийные районы с центром муниципального образования, до полного отсутствия выделенных велодорожек или велополос на местных улицах и проездах, где скоростной режим не превышает 30 км/ч.»

 

      В правилах благоустройства г. Ставрополь 

«Статья 19. Организации пешеходных зон и велосипедных дорожек 

4. Перечень элементов комплексного благоустройства велосипедных дорожек включает: 

твердый тип покрытия;

элементы сопряжения поверхности велосипедных дорожек с проезжей частью автомобильных дорог, тротуарами, газонами.

5. На велосипедных дорожках, размещаемых вдоль улиц и дорог, предусматривается освещение, на рекреационных территориях – озеленение вдоль велосипедных дорожек.»

 

     В ст.32 Правил благоустройства г. Владикавказ: «На трассах велодорожек в составе крупных рекреаций рекомендуется размещение пункта технического обслуживания.».

 

Транспортная перспектива

 

      Возможно, ситуация изменится хотя бы на нормативном уровне.

     25 апреля 2019 года Президент РФ подписал Указ о критериях оценки глав субъектов, согласно которому один из пунктов внимания будет «Доля городов с благоприятной городской средой».

 

(фото tver-mk.ru)

   7 марта 2019 г. Распоряжением Правительсва РФ № 369-р утверждена "Стратегия развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года", где отмечено, что в СКФО обнаружили только 11 велосипедных маршрутов.   Стратегия указывает, что для комплексного развития активного туризма  необходимо обеспечить:

     «разработку, создание, обустройство и маркировку пеших, вело-, авто- и мотомаршрутов различных уровней сложности;»

    Уже несколько лет на дорогах Дагестана появляются иностранные туристы и гости из других регионов, которые передвигаются на велосипедах.

Например, гость из Франции взял на прокат велосипед в магазине «Sportiv05» и путешествовал по дагестанским городам и селам. 

В Республике активно развивается велосипедные спортивные сообщества.

 

В 2015 году Комитет по спорту, туризму и делам молодежи совместно с вело-клубом Bikeband при непосредственной поддержке магазина спортивных товаров «Cпортив» Bik Exlusive провел велогонку «CROSS COUNTRY», посвященную Дню без автомобиля. 

 

 

Практически ежегодно махачкалинская молодёжь устраивает велопробеги в Каспийск или по столице

 

В этом году прошёл марафон «Бревет» (в переводе с франзуского — «удостоверение», «диплом») , в котором приняли участия гости из Ставрополя. 

 

 

В июне 2018 года Городское собрание г. Махачкала приняло Программу комплексного развития транспортной инфраструктуры города Махачкалы на период 2018 - 2035 годов, которую разработало ГУП «МОСГОРТРАНСНИИПРОЕКТ».

   

     Согласно Программе в 2019 году махачкалинские власти должны были вложить 60 млн рублей в развитие велосипедной инфраструктуры. Но реальным финансированием программа не была обеспечена, поэтому в этом году никаких изменений ожидать не стоит.

 

     

       В программе делается следующее заключение:

«Велосипедная инфраструктура не развита. Объёмы велосипедного движения в городе крайне малы.», а в п.4.6.: «В связи с тем, что велосипедный транспорт не является традиционным для территории города, рекомендуется поэтапный ввод велосипедной инфраструктуры, ...» 

 

 

Разработчики программы видели велодорожную сеть Махачкалы, как часть основных дорог, за исключенеим пр-та Акушинского

 

 

 

В ходе подготовки данного материала двое участников проекта «Институт города»  прошли пешком и проехали на велосипедах от остановки на пр. Акушинского до остановки на углу ул.Дахадаева и пр. Р.Гамзатова. 

 

 

 

Сервис Яндекс-карты показывает, что тоже самое расстояние можно проделать на общественном транспорте за 13 минут  (12 остановок), а на автомобиле – 12 минут. Но этот расчёт дан без пробок и без учёта того, что нужные автобус или «маршрутку» надо ещё дождаться. В итоге проезд на общественном транспорте может занять 20 минут. Кроме того, проезд на общественном транспорте стоит от 13 руб (троллейбус) до 23 руб (маршрутка). 

 

Для сравнения велосипедного пути с автобусом был избран более длинный маршрут и в качестве сравнения использован автобус «метан» 100 маршрута.

Но для наглядности, пришлось ждать прибытие автобуса на остановку у троллейбусного кольца. Поэтому на самом едел велосипед должен был приехать на несколько минут раньше.

 

 

 

Основное преимущество велосипеда по отношению к другим видам транспорта в том, что велосипед может двигаться по пешеходным дорожкам, проезжать через парки и площади.  

Также следует отметить, что технологии усовершенствовали велосипеды и уже никого не удивить электро-байками. Поэтому увеличивается радиус применения велосипедного транспорта. 

 

 

 

Технологические изменения позволяют складывать велосипеды для удобной транспортировки. Например, архитектор Камиль Цунтаев пользуется одновременно и персональным автомобилем и складным велосипедом.

 

 

 

Архитектор Камиль Цунтаев:

        «Наш офис находится в центре города. И с каждым днём транспортная ситуация в центре ухудшается. Велосипед позволяет мне быстро добираться до нужных мест в городе и избегать пробки. В какой-то степени это транспорт не зависит от заторов, и от цен на бензин. И когда ты на велосипеде тебе не нужно искать место для парковки. Получается я рационально использую своё время и деньги.»

 

Интересно, что в Махачкале появились компании использующие для доставки еды и почты велосипедистов. Поэтому велосипед становится элементом городского бизнеса.

 

 

Махачкалинский велосипед

 

      Махачкала это особый город, который объединил, села,  посёлки и дачные общества.    Половина земель города имеет сельскохозяйственную категорию. Из 819,6 км общей протяженности дорог 571,6 км - улицы, проезды и набережных.

     В пункте 5.6. Программы развития транспортной инфраструктуры Махачкалы авторы указали: «За исключением узкой прибрежной полосы и зоны предгорий Махачкала расположена на слабопересеченной местности без значительных перепадов высот, что вкупе со сравнительно компактной центральной частью, расположенной в прямоугольнике ~3 на 2,5 км, создает хорошие предпосылки для развития велосипедного сообщенияТакже этомуспособствует тёплый климат с продолжительностью летнего периода стемпературой выше +15 градусов в 150 дней и отсутствием зимой постоянного снежного покрова. Климатическая зима отсутствует, средняя температура самых холодных месяцев, января и февраля, составляет +1,2 градуса цельсия. Среднегодовая температура воздуха — +12,4 градусов цельсия.».

 

     Какой вид велосипеда лучше всего подходит для данных условий? 

    В Махачкале велосипедная культура стала возрождаться по линии «покатушек», поэтому потребитель стал брать велосипеды с «наворотами». Возможно это связано с тем что нынешние потребители помнят советские велосипеды и дефицит в СССР.

   Среди широкой публики наибольшим спросом пользовались «горные велосипеды», под которыми понимались велосипеды со скоростями, широкими колесами и шипами. Постепенно спрос трансформировался в погоню за велосипедами на толстой широкой резине 

Велосипеды такого класса действительно служат для прогулок, но редко используются в рутинной повседневности для передвижения, т.к. дорогие и не могут быть оставлены на улице на долго без присмотра.

 

 

Обычно в европейских городах, а также в сельской местности используют простые крепкие велосипеды, у которых зачастую нет скоростей и амортизаторов. Остатки подобной культуры можно еще встретить в Каспийске.

 

Как выглядят городские велосипеды сегодня мы решили продемонстрировать на примере двух байков из магазина Sportiv05. А протестировать велосипеды мы попросили психолога, тренера НЛП Лейлу Мирзаеву.

 

 

Если вы действительно решили купить велосипед , однако не уверены в выборе модели, то попробуйте воспользоваться велопрокатом. 

 

Для велосипедистов не требуется удостоверение на право вождения, 

 

 

Однако, вы должны помнить, что на вас также как на обыкновенных пешеходов распространяются Правила дорожного движения. 

 

Самой распространённым мифом новоиспеченных махачкалинских велосипедистов  является представление, что велосипедист должен ехать против движения.

П.3 ч.4.1. ПДД : «При движении по краю проезжейчасти пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств

 

Часто велосипдеисты забывают также, что согласно ПДД:

«19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

на всех механических транспортных средствах - фары дальнего или ближнего света, на велосипедах - фары или фонари, на гужевых повозках - фонари (при их наличии)…»

 

Также махачкалинские велосипедисты забывают, что по "зебре" они могут передвигаться только спешившись, т.к. велосипед транспортное средство.

 

 

Правила ДД содержат отдельны раздел по дополнительным требованиям к велосипедистам. 

«24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет  должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.

24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:

по правому краю проезжей части - в следующих случаях:

отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;

габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;

движение велосипедистов осуществляется в колоннах;

по обочине - в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;

по тротуару или пешеходной дорожке - в следующих случаях:

отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;

велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.

24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

24.4. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 летдолжно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.

24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.

Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.

Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 - 100 м.

24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.

Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:

управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;

перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;

перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;

перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;

поворачивать налевоили разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);

двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);

пересекать дорогу по пешеходным переходам.

24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.

24.11. В велосипедной зоне:

велосипедисты имеют преимущество перед механическими транспортными средствами, а также могут двигаться по всей ширине проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, при соблюдении требований пунктов 9.1(1) - 9.3 и 9.6 - 9.12 настоящих Правил;

пешеходам разрешается переходить проезжую часть в любом месте при условии соблюдения требований пунктов 4.4 - 4.7 настоящих Правил."

 

Матерал подготовлен в рамках проекта "Институт города"

 

 

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также