
Иджма: значение, виды и условия
25.01.2014 02:46Сказав о единогласии или единодушии, мы исключили любое разногласие. Даже если всего один ученый выскажет иное мнение, то иджма нет.
Слова «единогласие ученых-муджтахидов» исключают обычных людей и последователей. Их согласие или несогласие никак не влияют на иджма. Сказав: «этой общины», мы указали, что единогласие любой другой общины в расчет не берется.
Слова «после смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует» указывают на то, что единогласное мнение сподвижников по поводу шариатской нормы во время Пророка (с.а.в.), иджма, видом доказательства не считается. Доказательством считается сунна Пророка (с.а.в.): его слова, его действие или подтверждение какого-либо действия. Поэтому если кто-то из сподвижников Пророка (с.а.в.) сказал, что они во время Пророка (с.а.в.) делали то-то и то-то, то это считается Сунной, а не иджма.
Сказав: «по поводу шариатской нормы», мы исключили любое единогласие ученых по поводу обычаев и других норм. К иджма они не относятся, потому что здесь исследование об иджма как одном из доводов шариата.
Иджма является доводом шариата…
…что подтверждают:
1. Слова Всевышнего Аллаха: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве» (сура «аль-Бакара», аят 143). Слова «…чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве» указывают на свидетельство о деяниях, о нормах деяний, потому что слова свидетеля приемлемы.
2. Слова Всевышнего Аллаха: «Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху» (сура «ан-Ниса», аят 59), указывают на то, что норма, по поводу которой будет единогласие, есть истина.
3. Слова посланника Аллаха (с.а.в.): «Моя община не объединится на заблуждение (не объединится вокруг заблуждения)».
4. Если мы предположим, что иногда единогласие общины по поводу чего-либо является истиной, а иногда — ошибкой; если единогласие есть истина, то это довод, а если нет… Но как может эта община, которую облагодетельствовал Аллах, со времен Пророка (с.а.в.) нашего и до Судного Дня объединиться вокруг заблуждения, которым Аллах недоволен? Это невозможно.
Виды иджма
Иджма бывает окончательным и предполагаемым.
1. Окончательный иджма — это единогласие, которое известно и с которым согласны все ученые и неученые. Например, единогласие по поводу обязательности пятикратной молитвы и запретности прелюбодеяния. Никто не отрицает ни существования подобных иджма, ни то, что они являются доводами. Человек, который знает об этом и отрицает, становится неверующим.
2. Предполагаемый иджма — это единогласие, которое становится известным путем исследования и изучения. Ученые придерживались разных мнений в отношении возможности этого консенсуса. Верным является мнение Ибн Теймийи, который в «аль-Акыдату-ль-уасатыйа» сказал: «Иджма — это тот консенсус, к которому пришли праведные предшественники, так как после них умножились разногласия, и община рассеялась по земле».
Невозможно, чтобы община объединилась вокруг мнения, которое бы противоречило ясному, достоверному и неотмененному доводу шариата. Единодушное мнение возможно только по поводу истины. Если ты обнаружишь иджма, который, как тебе кажется, противоречит этому, то: или присутствует неясное доказательство, или оно недостоверно, или оно отменено, или по этому вопросу есть разногласия, которые тебе неизвестны.
Условия иджма
1. Единогласное мнение должно подтвердиться достоверным путем: или оно должно быть известным в среде ученых, или передатчик единогласного мнения должен быть достоверным и осведомленным.
2. Иджма не должен иметь ранее утвердившегося разногласия (по тому же вопросу); если ранее было разногласие, то это не иджма, так как мнения со смертью тех, кто высказал их, не умирают.
Иджма не отменяет предыдущего разногласия, но запрещает его, если ученые уже пришли к консенсусу. Таково достоверное мнение в этом вопросе.
По мнению некоторых, это не является условием и к единодушному мнению могли прийти и во втором веке по хиджре, отменив одно из предыдущих мнений. И так этот иджма мог стать доводом шариата в последующем.
По мнению большинства ученых, необязательно, чтобы прошел век тех ученых, что участвовали в иджма. Он становится верным уже тогда, когда ученые просто согласны по определенному вопросу. Поэтому ни им, ни другим ученым нельзя противоречить этому иджма. Ведь доказательства гласят, что иджма — довод, условием которого не является прекращение века. Если единогласие имело место, когда все они придерживались одного мнения, то что тогда может его отменить?
Если некоторые ученые высказали мнение или совершили что-то и это мнение или действие стало известным среди ученых, но они не порицали его, несмотря на то, что могли это сделать, и не противоречили ему, то, как сказали некоторые, это тоже является иджма. Другие же сказали, что это является доказательством, но не иджма. Третье мнение гласит, что это не является ни иджма, ни доводом. Четвертое, что если поколение (ученых, принимавших участие в этом иджма) умерло до того, как кто-то из них отрекся или отрицал его, то это иджма, так как продолжительное молчание об этом наряду с возможностью при желании высказаться против указывает на их согласие (с мнением или действием). И это мнение ближе к истине.
Шейх Ибн Усеймин

Правительству России не понравился законопроект Дагестана о религиозных ограничениях
заседание Комитета Госдумы
08.04.2025 01:22
Дагестан лоббирует поправки в Федеральный закон о свободе совести
но законопроект не зарегистрирован
17.12.2024 10:31
Парламенты СКФО поддержали запрет издания литераторы обычными храмами
монополия у централизованных религиозных организация
20.11.2024 22:51