Как быть?

25.08.2018 01:00

Внашей жизни очень часто возникают вопросы, связанные с дозволенным и запретным. Хорошо, если рядом есть знающие люди, если же их нет — человек начинает действовать на свое усмотрение, суетиться, при этом нередко ошибаясь. Между тем, весь свод законов ислама, регламентирующий халял и харам, направлен на то, чтобы содействовать благополучию человечества; упрощению и облегчению его повседневной жизни путем ограждения от вредных, обременительных обычаев и суеверий; очищению души, тела и разума каждого человека, а также решению проблем всех слоев общества: богатых и бедных, правителей и подданных, мужчин и женщин, всех людей, независимо от их цвета кожи, гражданства, родственных отношений и места жительства.

Хадж или помощь бедным?

Только что завершился хадж. Скоро начнут возвращаться паломники с массой впечатлений об увиденном, услышанном. Конечно, не все могут себе позволить отправиться в далекий путь для совершения пятого столпа ислама, в материальном отношении для многих это нелегко. Люди иногда годами собирают деньги для осуществления своей мечты. В связи с этим у некоторых возникают вопросы чисто из познавательных побуждений, у других же, как правило, далеких от религии, с целью муссировать эту проблему, дабы или поиронизировать, или позлорадствовать. Вопрос заключается в следующем: не будет ли лучше вместо совершения хаджа пожертвовать эти деньги на благотворительность? Может, лучше отдать эти средства бедным? Все правила, выстраивающие взаимоотношения человека с людьми, с Всевышним, указывающие на смысл и ценности нашего существования, а также поступки, заложенные в основу нашей жизни, называются «религией». Человек, состоящий из тела и души, по своей природе нуждается в вере — «Фитри иман» («врожденная вера»). Она обеспечивает здоровье как душе, так и телу. Человек может достичь баланса во всем, следуя правилам веры и нравственности. Поклонения совершаются таким образом, как повелел Сам Создатель, и как передал нам посланник Аллаха . Мусульманин выполняет все предписания согласно повелению Всевышнего и следуя примерам посланника . Таким образом, все объяснения, которые касаются ибадата и его особенностей, не выходят за рамки обозначенного Творцом. Наш пророк  говорил: «Как я совершаю намаз, так же совершайте его и вы!» (Аль-Бухари). «Действия и деяния, связанные с совершением Хаджа, берите с моего примера!» (Ан-Насаи). В наши дни, к сожалению, есть люди, которые не имеют никакого отношения к религии, либо имеют слабое представление о ней, говорят, что паломничество — лишняя трата денег или не что иное, как обогащение арабских стран. Воистину, хадж — повеление Аллаха. Вещи, которые можно получить при посещении этих благословеннейших мест, не могут быть получены при совершении ничего другого. Ничто не может заменить паломничества. Недаром оно является одним из пяти столпов, на которых основывается ислам. Во времена пророка , несомненно, было много нуждающихся людей. Поощрялось помогать им на каждом шагу. Но это не заменилось на какой-либо другой обряд, все уделяли особое внимание каждому виду поклонения. Нельзя отрицать очевидную мудрость всех аспектов поклонения. Вот одна из причин, по которой изучение своей религии — это необходимость. Таваф (обход), закидывание шайтана камням, посещение горы Арафат и все остальные действия и поступки, связанные с хаджем, имеют свои символические значения. Никакое другое поклонение не сможет заменить важности такого осознанного поклонения. Потому что хадж — это поклонение, наполненное смыслом вплоть до каждой мелочи.

Недозволенное жертвоприношение

Заработок для каждого из нас сегодня — дело очень серьезное. Многие работают не по своей специальности, полученной после обучения в вузе, техникуме в силу того, что нет рабочих мест, поэтому идут туда, где они есть, даже если там совсем другой профиль. Сложнее тем, у кого есть семьи, а содержание семьи — дело святое. Кто-то может соблазниться пойти на работу, где присутствует запрет с точки зрения ислама (например, продавать спиртное), закрыть глаза на этот запрет, успокаивая себя тем, что надо кормить семью. Таким образом мы зарабатываем себе на жизнь самыми разными способами, в том числе и недозволенными. К сожалению. С приходом же, например, праздника Курбан-байрам, кто-то пребывает в сомнении, мучительно размышляя — могу ли я совершить жертвоприношение на средства, заработанные нечестным трудом? Как быть в подобной ситуации? Религия ислам требует от человека усердия и старания. Мусульманин должен зарабатывать себе на жизнь только дозволенным путем. И если после смерти человека останутся материальные блага, приобретенные нечестным трудом, то их стоит вернуть настоящим владельцам. Если таковые не будут найдены, нужно эти средства передать на благотворительность. Следовательно, деньги, заработанные харамным путем, не могут быть израсходованы на жертвоприношение. Поклонения, затрагивающие финансовую сторону, должны быть совершены только на халяльные средства. Пророк  говорил: «О, люди! Аллах Пречист от всего; и примет он только тех, кто стремится держать свое сердце чистым. То, что Всевышний повелевал пророкам, то же самое Он повелевал и вам, люди». Всевышний Аллах в Своей Книге приказал: «О, Пророки! Ешьте (потребляйте) только из дозволенного и чистого, совершайте полезное!» (Мумин); «Скажи мусульманам: «О те, кто уверовал! Потребляйте же только то из дарованного, что дозволено». (Сура «Бакара»). Затем пророк  произнес следующее: «Стоящий на пути Аллаха, раскрывает ладони и произносит дуа: «О, Аллах! О, Аллах!». Однако его еда — харам, питье — харам, вся пища — харам. Как будет принята молитва такого человека?» (Муслим). Эти правила предостерегают нас от ошибок. Если жертвоприношение совершено на харамные деньги, то за него не полагается вознаграждение. Кроме того, человек будет нести ответ за этот поступок как в этой жизни, так и в вечной. Да дарует Всевышний нам всем дозволенный заработок и убережет от всего пагубного и запретного!

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: