
Кахибский съезд и мысли о настоящем
08.12.2015 12:51
События вокруг мечети «ан-Надирия», то есть, по сути, ее захват не без участия работников МВД, чехарда со сменами имамов, непонятное заминирование, оцепление квартала, где располагается мечеть, и многое другое привлекли внимание общественности. Этот интерес не спал даже на фоне другой новости международного масштаба о сбитом турками российском самолете. О «котровском» инциденте немало написано и, видимо, будет еще говориться, поскольку многое еще не совсем ясно. А вот нам в связи с этим вспомнился случай из прошлого, вернее советского прошлого. Случай, может быть, не идентичный вышесказанному, но некоторые мотивы и нюансы чем-то напоминают. Вам не кажется?
Съезд в Кахибе
После подавления антисоветского восстания 1920—1921 гг. под руководством Нажмуддина Гоцинского и его сподвижников началась тотальная зачистка остатков групп, скрывавшихся в горной местности Дагестана и Чечни.
Не только репрессиями, военными и карательными операциями можно отметить деятельность советских органов на данном этапе. Умелое заигрывание с религиозными авторитетами давало положительные результаты. После Всероссийского съезда мусульманских лидеров в Уфе (1923) симбирскими и азербайджанскими алимами были выпущены воззвания к мусульманскому населению о поддержке советской власти в стране. Центральное духовное управление мусульман внутренней России и Сибири обратилось ко всем районным мухтасибам о сборе полагающейся по шариату одной десятой части урожая в пользу бедных, а также приступило к изданию религиозного ежемесячника «Ислам» с программой, лояльной по отношению к советской власти.
Значительным актом поддержки советской власти и осуждения Гоцинского явился съезд дагестанских алимов, состоявшийся 20 ноября 1923 г. в селе Кахиб, председателем которого был мюрид Хасана Хильми — Хабибулла Кахибский. В работе съезда приняли участие 76 шейхов, кадиев, мулл из Гунибского, Аварского, Лакского и Андийского округов Дагестана. В воззвании съезда, призывавшем верующих к борьбе против Гоцинского и его банд, в частности говорилось: «…за тяжелый период с начала 18-го года и конца 1920 года мы все убедились, что самозванный имам Нажмуддин Гоцинский есть злой дух, который кроме несчастий, осиротения и овдовения и всяких других бедствий ничего населению не дал».
Съезд призвал всех помогать советской власти, осудил Гоцинского, скрывавшегося в то время от следственных органов, объявив его «злым духом».
Из материалов съезда
С материалами съезда подробно можно ознакомиться через средства массовой информации того времени. Вот что, в частности, говорилось в резолюции съезда: «Мы точно выяснили, что советская власть относится по-братски ко всем народам мира, в том числе и к мусульманам, выяснили, что советская власть никаких препятствий к совершению религиозных обрядов не оказывает, она дает право каждому человеку верить, как он сам находит нужным, и молиться, сколько он хочет. Мы выяснили, что советская власть не только сама не угнетает или насилует человека, но, наоборот, она строго наказывает тех граждан и своих служащих, которые оказывают насилие, что и будет делать всегда. В настоящее время мы поняли, что советская власть, разделяя религию от земной власти, поступает правильно, она говорит: «Земные заботы духовенству должны быть чужды»…
Отныне мы не будем вмешиваться во внутренние дела власти земной. А будем помогать советской власти окрепнуть, чтобы она могла улучшить положение бедноты, о чем она всегда заботится…
Мы обращаемся к правительству Дагестана с призывом не допускать в советские учреждения тех лиц, кои хоть один день работали против Советской власти. Съезд духовенства горских племен Дагестана считает нужным широко оповестить мусульман о своих решениях, для чего составить воззвание ко всем мусульманам мира и распространять его в Дагестане через своих представителей и во всем мире путем объявления в газетах. Все участники съезда посылают привет истинным сынам Дагестана, вождям революционной борьбы в Дагестане и выражают пожелания советскому правительству Дагестана с успехом продолжать свою плодотворную работу в деле восстановления разрушенного хозяйства Дагестана».
«…Путем разложения отдельных группировок»
О значении, которое придавала советская власть данному съезду мусульманских лидеров, говорит тот факт, что материалы съезда были освещены сразу в трех номерах газеты «Красный Дагестан». Разумеется, что подобные резолюции съезда произвели немалое впечатление среди населения Дагестана. Кроме того, участниками съезда было отправлено письмо в Москву Ленину, в котором говорилось: «...Съезд духовенства и шейхов горного Дагестана в числе 76 человек приветствует тебя, вождь великой армии трудящихся, освобождающей весь мир от цепей рабства и позора. Мы верим победе твоей армии, мы верим, что мусульманство с помощью твоей армии освободится от насилия. Мы вместе с нашей беднотой ждем твоего выздоровления, мы будем помогать твоей армии...».
Однако, как впоследствии стало ясно, инициаторами съезда были вовсе не мусульмане. Свидетельством того, что съезд был организован советскими органами, являются материалы «Обзора политико-экономического состояния СССР за период с 15 сентября до 1 ноября 1923 г.», составленного зампредом ОГПУ Генрихом Ягодой, в котором говорилось: «Политическая обстановка на Северном Кавказе крайне серьезна ввиду наблюдаемых тенденций к сплочению среди враждебных Советской власти нацгруппировок. Предпринимаемый ЦИКом съезд авторитетнейших шейхов должен воспрепятствовать этому путем разложения отдельных группировок Дагестана и Чечни и лишения авторитета виднейших вождей антисоветского движения Гоцинского и Акушинского…».
Впереди были массовые репрессии религиозных деятелей, закрытие мечетей, запрещение поститься и совершать молитвы, развитие воинствующего атеизма…
Съезд в Кахибе
После подавления антисоветского восстания 1920—1921 гг. под руководством Нажмуддина Гоцинского и его сподвижников началась тотальная зачистка остатков групп, скрывавшихся в горной местности Дагестана и Чечни.
Не только репрессиями, военными и карательными операциями можно отметить деятельность советских органов на данном этапе. Умелое заигрывание с религиозными авторитетами давало положительные результаты. После Всероссийского съезда мусульманских лидеров в Уфе (1923) симбирскими и азербайджанскими алимами были выпущены воззвания к мусульманскому населению о поддержке советской власти в стране. Центральное духовное управление мусульман внутренней России и Сибири обратилось ко всем районным мухтасибам о сборе полагающейся по шариату одной десятой части урожая в пользу бедных, а также приступило к изданию религиозного ежемесячника «Ислам» с программой, лояльной по отношению к советской власти.
Значительным актом поддержки советской власти и осуждения Гоцинского явился съезд дагестанских алимов, состоявшийся 20 ноября 1923 г. в селе Кахиб, председателем которого был мюрид Хасана Хильми — Хабибулла Кахибский. В работе съезда приняли участие 76 шейхов, кадиев, мулл из Гунибского, Аварского, Лакского и Андийского округов Дагестана. В воззвании съезда, призывавшем верующих к борьбе против Гоцинского и его банд, в частности говорилось: «…за тяжелый период с начала 18-го года и конца 1920 года мы все убедились, что самозванный имам Нажмуддин Гоцинский есть злой дух, который кроме несчастий, осиротения и овдовения и всяких других бедствий ничего населению не дал».
Съезд призвал всех помогать советской власти, осудил Гоцинского, скрывавшегося в то время от следственных органов, объявив его «злым духом».
Из материалов съезда
С материалами съезда подробно можно ознакомиться через средства массовой информации того времени. Вот что, в частности, говорилось в резолюции съезда: «Мы точно выяснили, что советская власть относится по-братски ко всем народам мира, в том числе и к мусульманам, выяснили, что советская власть никаких препятствий к совершению религиозных обрядов не оказывает, она дает право каждому человеку верить, как он сам находит нужным, и молиться, сколько он хочет. Мы выяснили, что советская власть не только сама не угнетает или насилует человека, но, наоборот, она строго наказывает тех граждан и своих служащих, которые оказывают насилие, что и будет делать всегда. В настоящее время мы поняли, что советская власть, разделяя религию от земной власти, поступает правильно, она говорит: «Земные заботы духовенству должны быть чужды»…
Отныне мы не будем вмешиваться во внутренние дела власти земной. А будем помогать советской власти окрепнуть, чтобы она могла улучшить положение бедноты, о чем она всегда заботится…
Мы обращаемся к правительству Дагестана с призывом не допускать в советские учреждения тех лиц, кои хоть один день работали против Советской власти. Съезд духовенства горских племен Дагестана считает нужным широко оповестить мусульман о своих решениях, для чего составить воззвание ко всем мусульманам мира и распространять его в Дагестане через своих представителей и во всем мире путем объявления в газетах. Все участники съезда посылают привет истинным сынам Дагестана, вождям революционной борьбы в Дагестане и выражают пожелания советскому правительству Дагестана с успехом продолжать свою плодотворную работу в деле восстановления разрушенного хозяйства Дагестана».
«…Путем разложения отдельных группировок»
О значении, которое придавала советская власть данному съезду мусульманских лидеров, говорит тот факт, что материалы съезда были освещены сразу в трех номерах газеты «Красный Дагестан». Разумеется, что подобные резолюции съезда произвели немалое впечатление среди населения Дагестана. Кроме того, участниками съезда было отправлено письмо в Москву Ленину, в котором говорилось: «...Съезд духовенства и шейхов горного Дагестана в числе 76 человек приветствует тебя, вождь великой армии трудящихся, освобождающей весь мир от цепей рабства и позора. Мы верим победе твоей армии, мы верим, что мусульманство с помощью твоей армии освободится от насилия. Мы вместе с нашей беднотой ждем твоего выздоровления, мы будем помогать твоей армии...».
Однако, как впоследствии стало ясно, инициаторами съезда были вовсе не мусульмане. Свидетельством того, что съезд был организован советскими органами, являются материалы «Обзора политико-экономического состояния СССР за период с 15 сентября до 1 ноября 1923 г.», составленного зампредом ОГПУ Генрихом Ягодой, в котором говорилось: «Политическая обстановка на Северном Кавказе крайне серьезна ввиду наблюдаемых тенденций к сплочению среди враждебных Советской власти нацгруппировок. Предпринимаемый ЦИКом съезд авторитетнейших шейхов должен воспрепятствовать этому путем разложения отдельных группировок Дагестана и Чечни и лишения авторитета виднейших вождей антисоветского движения Гоцинского и Акушинского…».
Впереди были массовые репрессии религиозных деятелей, закрытие мечетей, запрещение поститься и совершать молитвы, развитие воинствующего атеизма…
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон
+7(8722)67-03-47
Адрес
г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта
[email protected]
Или пишите в WhatsApp
+7(964)051-62-51
Смотрите также

Правительству России не понравился законопроект Дагестана о религиозных ограничениях
заседание Комитета Госдумы
08.04.2025 01:22
Дагестан лоббирует поправки в Федеральный закон о свободе совести
но законопроект не зарегистрирован
17.12.2024 10:31
Парламенты СКФО поддержали запрет издания литераторы обычными храмами
монополия у централизованных религиозных организация
20.11.2024 22:51