
Крайности приводили к плохим последствиям…
29.03.2014 02:12Мазхабы существуют и приносят пользу прошлому, настоящему и будущему, так как обеспечивают мусульман достоверными, основанными на знаниях ответами, как быть покорными Аллаху.
Призыв некоторых к отказу от мазхабов — огромный шаг назад. Это призыв оставить века подробнейшего, тщательного, кропотливого труда исламских ученых по обнаружению, расшифровке и изложению указаний Корана и Сунны; наитончайшего мастерства, вовлекающего разные аспекты знания и разные науки; усилия специалистов исламских знаний. Это призыв оставить плоды их трудов, оставить шариат и последовать за современными «лидерами», которые, несмотря на все их амбиции, не могут соперничать с предшественниками. Это сродни отказу от чего-то проверенного и надежного ради того, чтобы попробовать что-то новое.
О радикализме среди тех, кто отвергает мазхабы, и среди приверженцев того или иного мазхаба делится впечатлениями шейх Мухаммад Басыр Гасанов.
Отвергающие мазхабы
— Если говорить о проявлении радикализма среди тех, кто отвергает мазхабы, можно, наверное, привести в пример тех, кто призывает отказаться от огромного научного, правового и богословского наследия, которое оставили нам основатели четырех правовых школ в исламе. Эти радикалы предлагают закрыть глаза на это колоссальное наследие и пользоваться дословными переводами Корана или хадисов, не обращая внимания на определенные нюансы, связанные с толкованием аятов Корана, трактовкой изречений Посланника Аллаха , руководствуясь построчным переводом, разбрасываться фетвами направо и налево. Они сами заблуждаются и вводят в заблуждение других. Такой подход привел к появлению даже таких течений, как кораниты, едва ли не полностью отвергающих Сунну. И, к сожалению, эти невежественные люди приводят к заблуждению и многих русскоязычных мусульман на территории СНГ, не знающих о том, что Коран и Сунна Пророка являются двумя частями единого целого, которое называется Божественным откровением (вахй). Божественное откровение ниспосылалось Пророку в виде двух частей: первая — это Коран, а вторая — Сунна, традиции и путь Пророка , которые раскрывают упомянутое в Коране. И тем самым, изучив обе составляющие Божественного откровения, мы можем узнать, что собой представляет ислам; изучив в полной мере Божественное откровение в двух его частях, мы получим целостную картину о религии, адресованной всему человечеству до Судного дня.
И все же кораниты — всего лишь одна часть тех, кто отрицает классическое наследие мусульманских ученых. Другая, более значительная часть — это те, кто не отвергает Сунну, но отвергает возможность различного понимания тех или иных незначительных вопросов. То есть фактически они отвергают такое шариатское понятие, как «ихтиляф» (разногласие), хотя подавляющее большинство ученых считают его неотъемлемой частью исламского права.
Приверженцы мазхабов
— Если говорить о радикализме среди приверженцев того или иного мазхаба, то таких примеров история знает немало. И по сей день есть определенные люди, которые, называя себя приверженцами одного из мазхабов, не совершают намаз за представителями другого мазхаба.
Есть еще один пример радикализма, который встречался прежде среди некоторых фанатичных приверженцев мазхабов. Одного из них спросили, можно ли жениться на представительнице другого мазхаба, на что он ответил: можно, так же, как нам дозволено жениться на людях Писания. То есть женитьбу на мусульманке он приравнивает к женитьбе на христианке или иудейке.
История знает случаи, когда некоторые шафииты не молились за ханафитами, и наоборот. Например, некоторые шафииты не молились за имамом-ханафитом, потому что они не были уверены, дотрагивался ли имам-ханафит после омовения до жены или до какой-то женщины, которая может испортить его омовение путем случайного соприкосновения, так как в шафиитском мазхабе это считается причиной нарушения омовения. А раз есть сомнение относительно омовения этого ханафита, то не разрешали читать молитву за ним. Были и некоторые ханафиты, которые говорили, что нельзя читать намаз за имамом-шафиитом, так как есть сомнения, что после омовения у него могла вытечь кровь из раны, а это по ханафитскому мазхабу нарушает омовение. И если неизвестно об этом, то молитва за шафиитом является сомнительной, и поэтому за ним не нужно молиться.
В Египте в начале ХХ века существовали мечети для шафиитов, мечети для ханафитов и т.д. И в истории есть примеры, когда в некоторых странах мечети были разделены на представителей определенных мазхабов. А на пути к мечети стояли люди, которые приглашали молящихся к себе и призывали отказаться от понимания той или иной правовой школы в вопросах исламского права. Но, слава Всевышнему, сегодня мы об этом говорим с улыбкой на лице. Многие мусульмане, хвала Аллаху, отошли от этих крайностей.
«Погибли излишествующие»
— Конечно, радикализм является минусом, так как Посланник Аллаха сказал: «Погибли излишествующие». И когда такие великие ученые, как имам Абу Ханифа, имам Малик, имам Аш-Шафии или имам Ахмад, разошлись в некоторых вопросах, в которых разногласия допустимы, и не пришли к определенному мнению, мы практически не сможем расставить все точки над «и». Наоборот, такая попытка приводит к худшему — расколу в обществе. В то время как основоположники этих правовых школ очень мягко относились друг к другу, считали, что их мнение правильное, допускающее какую-то неточность, а мнение оппонента неправильное, но в то же время предполагает частичное совпадение с истиной. Иначе говоря, в спорных вопросах каждый из них не был категоричен и, наоборот, призывал своих последователей в спорных вопросах оставить споры, и если до них дойдет какой-то достоверный хадис, касающийся какого-то вопроса, оставить его мнение и вернуться к этому хадису. При этом данный призыв все же относится к ученым, а не к обычным верующим, не имеющим ученых степеней, ибо простым мусульманам не разрешается самостоятельно выносить официальные суждения, даже если они и полагают, что основываются на том или ином хадисе. Это связано с тем обстоятельством, что существует немало причин, по которым какие-либо хадисы (в том числе и самые достоверные) могли не учитываться известными и авторитетными учеными. Среди таких причин могли быть и многогранные значения арабских слов, и пересечение некоторых хадисов друг с другом, и многое другое.
Ни игнорирование мазхабов, ни фанатичное следование им ни к чему хорошему не приведут. Такие крайности всегда приводили к плохим последствиям, угрожали целостности, стабильности и братству в мусульманском обществе. Поэтому нам нужно дорожить правовым наследием этих мазхабов, обучать ему наших мусульман, но в то же время остерегаться случаев, когда человек ставит определенный мазхаб выше всего и считает его от начала до конца абсолютно безупречным.

Правительству России не понравился законопроект Дагестана о религиозных ограничениях
заседание Комитета Госдумы
08.04.2025 01:22
Дагестан лоббирует поправки в Федеральный закон о свободе совести
но законопроект не зарегистрирован
17.12.2024 10:31
Парламенты СКФО поддержали запрет издания литераторы обычными храмами
монополия у централизованных религиозных организация
20.11.2024 22:51