Мысли вслух

09.02.2019 08:30

Ни для кого не секрет, что некогда великая Исламская Умма, бывшая в течение многих веков в авангарде всего человечества во всех сферах деятельности, сегодня прозябает на задворках современного мира. Отставание исламских стран в сфере образования, науки, технологий и, как результат, в экономической сфере и в области политического влияния не оспаривается никем. 

Разобщенность и ее причины

Надо признать, что большой исламский мир как единое целое уже давно перестал существовать. С распадом общего исламского пространства на отдельные, зачастую не вполне суверенные и дееспособные, страны мусульмане растеряли свою некогда авангардную роль и былое величие! 

Страны, разделенные навязанными извне искусственными границами, как и отдельные мусульманские сообщества, сегодня раздирают противоречия, конфликты и внутренние войны. Эти факторы привели к разорению экономики, утере реального суверенитета и, как результат, утере какого-либо политического и военного влияния в мировом масштабе.

Эти разрушительные процессы в сердце исламского мира, естественным образом не могли не отразиться и на мусульманских сообществах за его пределами.

И все это, как в зеркальном отражении многоликого современного мира, переживающего период острого кризиса и нестабильности, можно наблюдать на примере мусульманского сообщества нашей многоконфессиональной страны. 

Сегодня большинство мусульман нашей страны, в особенности исламская молодежь, остро ощущают негативные последствия этой разобщенности. Многочисленные исламские организации, будь то религиозные или общественные, отдельные общины и джамааты, не находя возможности совместно координировать деятельность и вырабатывать общую позицию даже по самым важнейшим вызовам и проблемам Уммы, прозябают на задворках политической, экономической и общественной жизни страны.

В большинстве случаев вместо сотрудничества и хоть какого-то объединения усилий на пути призыва для достижения общего результата, поднятия престижа религии, духовные центры, управления и общины, как и сами религиозные деятели, чаще всего ведут непримиримую нездоровую конкуренцию, переходящую в открытую вражду и желание ликвидировать «конкурента». 

Из последних событий, происходящих в мусульманских странах, мы явно видим, что они, ослабляя общую позицию, конкурируют между собой в стремлении заслужить поддержку и признание великих держав, которые используют это сугубо в своих интересах. Так же и наши мусульманские организации сегодня жестко противостоят друг другу и идут на все недозволенное в желании во что бы то ни стало единолично представлять мусульман. 

И вполне понятно, что такая разобщенность, причины которой нередко кроются в тщеславии и мании величия отдельных лидеров, привела к ослаблению общей позиции ислама и мусульман в своей собственной стране.

Некоторые из причин этой слабости

В своем нездоровом стремлении к сомнительному праву единолично представлять мусульман России перед органами государственной власти, нарекая себя различными, ничем не подтвержденными титулами и эпитетами, они низводят сферу религии и ее благородные цели до уровня интрижек, взаимных обвинений и мелких разборок!

Конечно, все глубинные причины этой трагической для современного состояния российской Уммы проблемы невозможно отразить в этом коротком изложении. Но есть причины, которые лежат на поверхности и которые, в общем-то, большинство из практикующих мусульман знают. Но, к сожалению, мало кто обращает на эти факты должное внимание. Хотя именно они сегодня являются серьезными причинами нашей слабости, когда даже, казалось бы, простейший вопрос строительства мечетей в столице собственной страны все эти управления со всеми их муфтиями и лидерами не в состоянии решить.

Некоторые из причин этой слабости и разобщенности Аллах ясно изложил в форме повеления в одном коротком, но емком по своему содержанию аяте, который многими из нас, как мне видится, читается без должного осмысления и практики: «Повинуйтесь Аллаху и Его посланнику и не препирайтесь (не впадайте в споры), а не то вы падете духом и лишитесь сил. Будьте терпеливы, ибо Аллах — с терпеливыми».

В этом божественном наставлении на пути к успеху мы видим четыре важнейших повеления Аллаха, обращенные к каждому из нас, и через реализацию смысла которых возможно обретение единения и былого величия нашей религии и уважительного к ней отношения со стороны других.

Как мы видим, в нем Аллах наказывает нам:

1) Строго подчиняться указаниям Его Книги, что означает стремиться выстраивать и рассматривать свою жизнь, свое предназначение в этом мире через призму Его наставлений и руководствуясь ими в своей деятельности, в общении с окружающим миром, приводить свою повседневную жизнь в соответствие с этими указаниями!

2) Неуклонно следовать пути и традиции Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, сделав его жизненный путь, его поступки, его благородный нрав, его наивысшие человеческие качества, своим постоянным жизненным ориентиром и характером, помня, что Аллах сказал нам: «И в посланнике Аллаха для вас прекрасный пример — для тех, кто стремится к Лику Аллаха и к Его милости в Судный День и премного поминает Аллаха».

3) Аллах предостерегает нас, ныне живущих мусульман, от ненужных споров, разногласий и нездоровой конкуренции, зачастую продиктованных личным тщеславием, властолюбием и непомерным высокомерием отдельных лидеров организаций, использующих религию для личного престижа и удовлетворения своих непомерных амбиций, результатом которых явилась охватившая Умму апатия, слабость и утеря силы духа и твердости, которые позволяли мусульманам в течение многих веков быть в авангарде человеческого сообщества. 

4) Аллах завершает наставление, помимо сказанного, ясным приказом проявлять терпение и твердость в следовании Его указаниям, воспринимая их со всей серьезностью и ответственностью, обещая за проявление терпения на пути реализации Его замысла, Свою божественную поддержку и помощь!

Нам необходимо, отбросив свои амбиции, тщеславие и высокомерие по отношению друг к другу, вспомнить, что мы мусульмане, которых Аллах провозгласил братьями, и велел исправлять наши отношения, запретив наносить вред друг другу, говоря: «Истинно, все мусульмане — братья между собой! Так исправляйте же отношения между братьями и бойтесь Аллаха, может, вы будете помилованы».

Может быть, хоть мудрость Корана поможет нам и нашим многочисленным духовным центрам и их лидерам, отбросив свои непомерные амбиции, начать трудиться на общее благо религии и ее престижа в современном обществе, а не вести конкурентную борьбу за личный престиж и влияние своего, отдельно взятого духовного центра.

Муфтий, председатель ДУМ Азиатской части России Нафигулла Аширов

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта n-delo@mail.ru
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также

Даават — приглашение в ислам

Слово «даават» переводится с арабского как «призыв» или «приглашение». Суть ...

20.04.2019 02:00

Вопрос-ответ. Полное омовение и моющие средства

Можно ли использовать мыло и другие моющие средства во время ...

20.04.2019 01:00

Мини-государство со своими правами и законами

Один из самых дискуссионных вопросов в среде современной молодежи — ...

13.04.2019 01:00