Наступил Раби аль-авваль – месяц Пророка

10.12.2016 19:10

Этот месяц содержит в себе день радости, благодати и надежды для верующих. Наступивший месяц по лунному календарю занимает особое место в мусульманском календаре, поскольку в этот месяц родился заключительный посланник Божий – пророк Мухаммад. Каковы же мнения ученых о дате рождения и смерти Пророка в свете доказательств из Корана и Сунны?


Секрет этого разногласия

Ученые, изучающие историю и биографии, придерживались разных мнений о месяце и дне рождения Пророка. Причина этому логична: никто не знал о том, какие великие дела ожидают этого новорожденного. К нему отнеслись так же, как и к остальным новорожденным. Поэтому никто не может достоверно утверждать, будто знает точную дату рождения Пророка. Возможно, секрет этого разногласия в том, что когда он родился – никто не ожидал подобного величия. Поэтому от нас сокрыт ранний этап его жизни, но когда Аллах разрешил Своему Пророку после сорока лет от его рождения начать свой призыв, люди стали выискивать те воспоминания о Пророке, что остались у них в памяти. Стали расспрашивать друг друга как об известных фактах его жизни, так и об ускользнувших от них. В этом им помогли хадисы, в которых Пророк сам рассказывал о происшествиях своей жизни в период юношества, а также те предания, которые передавались от сподвижников и людей, связанных с ним.

Тогда мусульмане стали полностью сохранять и усваивать всё то, что они слышали о жизни своего Пророка, чтобы передать эти знания последующим поколениям.

Год Слона

Все ученые придерживаются единодушного мнения о годе рождения Пророка и о дне недели его рождения.

1. Что касается года, то он родился в год Слона. Ибн аль-Кайим (да помилует его Аллах) сказал: «Нет разногласий в том, что Пророк родился в Мекке в год Слона». Истина состоит в том, что все противоречащие предания имеют слабые цепочки передатчиков. Они гласят, что его (Пророка) рождение было через 10 лет после года Слона, или через 23 года, или через 40 лет. Огромное количество ученых придерживались мнения, что он родился в год Слона. Верность их мнения подтверждают современные исследования, которые провели исследователи-мусульмане и востоковеды. Они считают, что 570-й или 571-й год является годом Слона.

2. Что же касается дня, то это был понедельник. В понедельник Пророк родился, в понедельник он стал пророком и в понедельник он умер. Сообщается, что Абу Катада аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пророка спросили о посте по понедельникам, и он сказал: “В этот день я родился, и в этот день я был послан (пророком)”» (Муслим).

Разногласия по поводу числа и месяца

Существует много мнений по этому поводу. Вот некоторые из них:

1. Рождение Пророка было по истечении двух ночей месяца раби‘ аль-авваль.

2. Восьмого числа раби‘ аль-авваль.

3. Десятого числа раби‘ аль-авваль.

4. Двенадцатого числа раби‘ аль-авваль.

Кроме того, говорят, что Пророк родился в рамадан, или в месяц сафар, и другое.

Наиболее сильные мнения о дате рождения Пророка указывают на восьмое или двенадцатое число месяца раби‘ аль-авваль. Некоторые мусульманские ученые-астрономы указали, что понедельник приходится на девятое число месяца раби‘ аль-авваль. Возможно, это является другим мнением, но оно достаточно сильно. Этот день приходился на 20 апреля 571 года. Некоторые ученые, современные составители книг по жизнеописанию Пророка, считали это мнение верным. Среди этих ученых – Мухаммад аль-Худари и Сафи-р-рахман аль-Мубаракфури.

Ученый Мухаммад аль-Худари (да помилует его Аллах) отмечал: «Махмуд Баша, египетский ученый-астроном, у которого есть книги и исследования по астрономии, географии и математике и который умер в 1885 году, считал верным мнение, что Пророк родился утром в понедельник, девятого раби‘ аль-авваль. Этот день соответствует 20 апреля 571 года. Этот год приходился на первый год происшествия со слоном. Родился он в доме Абу Талиба в ущелье, где проживало племя Бану Хашим».

Понедельник

Что же касается дня смерти нашего пророка Мухаммада, то нет сомнений в том, что это произошло в понедельник.

В хадисе от Ибн Аббаса (да возвеличит его Аллах) сказано следующее: «Посланник Аллаха появился на свет в понедельник, в понедельник прибыл в Медину, в понедельник ушел в мир иной. В понедельник он установил камень Хаджар Асвад в Каабе. В понедельник была одержана победа в сражении при Бадре. В понедельник сошел 3-й аят cуры “Аль-Маида”: “Сегодня Я завершил вам вашу религию”».

По преданию от Ибн Кутейбы, смерть произошла в среду, но оно неверно. Скорее всего, он имел в виду, что Пророк был погребен в среду. И это верно.

Что же касается года, то нет разногласий между учеными в том, что это произошло в 11-м году от переселения (хиджры).

Нет разногласий и в том, что Пророк скончался в месяц раби‘ аль-авваль.

Существуют разногласия по поводу точного дня смерти:

1) большинство ученых считают, что это произошло двенадцатого числа месяца раби‘ аль-авваль;

2) аль-Хауарезми считал, что это произошло первого числа раби‘ аль-авваль;

3) Ибн аль-Кяльби и Абу Михнаф считали, что Пророк умер второго числа раби‘ аль-авваль; к этому же мнению склонялся ас-Сухейли и его считал верным Ибн Хаджар (да помилует его Аллах).

Верным является мнение, которого придерживалось большинство ученых: Посланник Аллаха умер 12-го числа раби‘ аль-авваль 11-го года по хиджре.

Таким образом, «Мавлид ан-Наби» – «рождение Пророка» – отмечается по мусульманскому лунному календарю в ночь на 12-е число месяца раби‘аль-авваль. Это событие приурочено к дате кончины Пророка, 12-му раби‘аль-авваль, ибо смерть, согласно исламу, это не что иное, как рождение для вечной жизни.

А Аллах знает лучше.
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также