Нечестивые

21.04.2018 02:00

Современные люди, не посещающие мечеть, крайне редко слышат слово «нечестивый». Это понятие встречается, главным образом, в лексиконе верующих. Кто с точки зрения ислама считается нечестивцем (фасиком)?

Три категории фасика

Фасик (нечестивец) — это тот, кто поступает вопреки повелениям Аллаха Всевышнего, для кого совершение грехов и всего плохого является привычкой. В терминологии шариата термин «фасик» означает выход из повиновения Аллаху и проявление непокорности Ему. В более широком смысле фасиком является тот, кто совершает большие грехи или упорствует в малых, а также тот, кто пренебрегает всеми религиозными предписаниями или же частью из них.

Фиск можно разделить на три категории:

1. Редкое совершение грехов, считая их отвратительным.

2. Упорное совершение одного и того же греха.

3. Совершение грехов, считая их дозволенными. В этом случае у человека уже не остается никакой связи с верой и религией.

В Коране термин «фиск» в основном используется в значении «куфр» (неверие). Однако в некоторых аятах термин «фиск» упоминается в абсолютном значении (в значении «нечестие»).

Например: фиск, совершаемый во время хаджа, или поедание мяса животных, над которыми не было произнесено имя Аллаха, или фиск клеветы на мусульманина. Во всех других аятах термин «фиск» используется в значении неверия: «Мы ниспосылали тебе ясные знамения, и не веруют в них только нечестивцы (фасики)» (аль-Бакара 2/99). «Пусть люди Инджила (Евангелия) судят согласно тому, что Аллах ниспослал в нем. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами» (аль-Маида 5/47).

«Так подтвердилось Слово твоего Господа о том, что нечестивцы (фасики) не уверуют» (Юнус 10/33).

«Если бы они уверовали в Аллаха, пророка и то, что было ниспослано ему, то не стали бы брать их себе в помощники и друзья. Но многие из них являются нечестивцами» (аль-Маида 5/81).

По мнению мутазилитов, фасик не является ни верующим, ни неверующим, а чем-то средним между ними. Это их воззрение в то же самое время является одним из пяти основополагающих принципов вероубеждений и называется «Манзилю бейналь-Манзилятейн». По их мнению, если фасик покается, то вернется к вере, а если он умрет без покаяния, то навечно окажется в Аду. По мнению хариджитов, считавших, что действия являются одной из основ веры, любое из трех вышеупомянутых проявлений фиска является куфром (неверием), и фасик навечно попадет в Ад. Фиск является очень опасным положением, и каждый человек должен стараться избегать подобного. Необходимо избегать любых грехов, как больших, так и малых, а также следует избегать упорства в совершении малых грехов. Упорство в совершении малых грехов является одной из степеней фиска, о чем было сказано выше. Необходимо обратить внимание на один очень важный момент: никто не может называть другого человека фасиком. Сообщается, что по этому поводу посланник Аллаха сказал: «Никто не имеет права называть другого человека фасиком или кяфиром. Если кто-то назовет другого человека фасиком или кяфиром, а тот не является таковым, то эти слова вернутся к тому, кто их произнес, и он сам станет фасиком или кяфиром» (Мухтасар Таджридус-Сарих).

В то же самое время этот хадис устанавливает очень важный нравственный принцип. Раскрытие недостатков человека, и тем более осуждение человека, приписывая ему фиск или неверие, является безнравственным, и если эти качества на самом деле не присущи тому человеку, то они возвращаются к сказавшему их.

Мумин и фасик

«Неужели верующий подобен нечестивцу? Не равны они!» («Сажда», аят 18).

В приведенном кораническом аяте речь идет о том, что не могут быть равными между собой верующий человек (мумин) и заблудший грешник, нечестивец (фасик). Эти две группы людей ни в коем случае не могут быть равными, как об этом сказано в Коране. Мумин — это тот, кто уверовал, у кого есть иман, кто воспринял религиозные ценности и сделал их своими жизненными принципами. Верующий человек дисциплинирует свою жизнь основами имана, питает свой дух религиозными истинами. Он обладает такой драгоценностью как иман. Поистине, иман — это наилучшее благо, которое освещает человеку путь, рождает у него надежды на будущее, дает ему душевный покой и делает его счастливым в обоих мирах. Иман является тормозом для отрицательных устремлений и наклонностей человека и поэтому становится для него лучшим проводником и советником.

Для нас недостаточно просто уверовать. Вместе с обретением веры нужно претворять в жизнь требования, которые предъявляет человеку его вера, надо соблюсти гармоничное сочетание имана и действий. Наличие такого сочетания крепкого имана и праведных деяний и определяет ту черту, которая разделяет истинно верующих (муминов) и заблудших грешников (фасиков). После приведенного нами аята об уверовавших людях сказано так: «Для тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Сады пристанища станут наградой за то, что они совершили» («Сажда», 32:19). Из этого следует, что недостаточно лишь уверовать. Голословное утверждение «Я уверовал» не решает всех проблем. Безусловно, иман — это лучшее достижение человека, которое отделяет его от неверия и заблуждений. Однако иман возлагает на человека и определенные обязанности, несет с собой и некоторые обязательства. Во многих аятах Корана после слов «те, которые уверовали» идет фраза «и совершали праведные деяния». Поэтому на истинно верующего человека после обретения имана возлагается долг совершать добрые поступки. Благодаря своим праведным деяниям верующие обретают Рай. Об этом говорится в 107-м и 108-м аятах суры «Кахф»: «Воистину, обителью тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, будут сады Фирдауса. Они пребудут в них вечно и не пожелают для себя перемен».

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: