Несколько вопросов по хаджу

24.09.2016 21:54

Начинают возвращаться наши паломники, совершившие хадж, со своими впечатлениями. Мы засыпаем их вопросами о проведенных днях в святых местах. Тех, кто еще не исполнял пятый столп ислама, интересует многое, в том числе нижеследующие вопросы, на которые мы попытаемся дать ответ.


Совершая обход вокруг Каабы, многие паломники целуют черный камень. Не является ли это ширком?

Абдуллах ибн Серджис рассказывает: «Я видел, как Умар поцеловал Хаджаруль-асвад, а затем сказал: “Я тебя целую, но очень хорошо знаю, что ты всего лишь камень, который не способен ни принести пользы, ни причинить вреда. Поистине моим Господом является Аллах. Если бы я не видел, как Посланник Аллаха тебя целует, то никогда бы не поцеловал тебя”» (Муслим, Аль-Бухари). В вероубеждении ислама нет ни малейшего места идолопоклонничеству. Так же как ни в коем случае не является ширком обращение к Каабе, которая является символом единобожия, во время намаза и ее обход во время тавафа, так же не имеет никакого отношения к ширку приветствие и целование черного камня.

Всевышний сделал хадж обязанностью для мусульман, но ведь не у каждого есть возможность его совершить.

Одним из важных условий хаджа является наличие возможностей совершить его. Лишь при наличии у человека финансовых, физических и прочих возможностей хадж становится для него обязательным, как об этом сообщил Всевышний Аллах в одном из аятов Священного Корана: «Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах» (сура «Али Имран», аят 97). Но человек не должен себя ставить в затруднительное положение, пытаясь достичь этого уровня, ибо ислам призывает облегчать, а не усложнять: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел» (сура «аль-Бакара», аят 286).

Разрешается ли предпринять совершение хаджа на деньги, взятые в кредит?

В исламе ростовщический процент является харамом. Поэтому, с одной стороны, совершение поклонения с намерением получения вознаграждения, а с другой стороны — совершение греха противоречит как религии, так и здравому разуму. Исходя из этого совершение хаджа на средства, полученные в кредит, считается не разрешенным. По мнению ханбалитского мазхаба, хадж, совершенный на средства, являющиеся харамом, является недействительным. По мнению трех других мазхабов, такой хадж будет действительным, но человек будет считаться грешником.
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также