О хадже и не только

25.10.2015 03:47
Пока организаторы хадж-миссии 2015 готовятся к отчету о состоявшемся паломничестве дагестанцев (скорее всего, отчет будет, как всегда, позитивным), паломники встречаются с родственниками, друзьями, односельчанами, обмениваются впечатлениями, рассказывают о своем путешествии. Уверен, никакие трудности, хлопоты не омрачили приподнятое настроение каждого паломника, исполнившего пятый столп ислама, который запомнится каждому из них на всю жизнь. Между тем не обошлось без некоторых просчетов в организации, недоработок, да и просто иногда отсутствовало уважительное отношение к паломникам со стороны руководителей, которые призваны быть особо тактичными в это время. О некоторых из таких фактов, оставивших горький осадок, нам поведал паломник Мухаммадхаджи.

— Какую компанию для путешествия вы выбрали?

— Я воспользовался услугами ООО «Марва-Тур», агентство которого располагается в Махачкале. Мне понравилась программа «Стандарт+» (стоимость — 3800 $), которая предусматривала проживание в гостиницах Мекки и Медины, посещение зияратов в Медине, консультацию медицинского персонала, питание и др.

— Кто входил в вашу группу?

— Наша группа в составе 250 человек состояла из жителей Избербаша, Хасавюрта, Махачкалы и села Леваши. Здесь были представители разных национальностей, разного возраста. У всех было, конечно, приподнятое настроение перед отправкой в Медину. Думал, что, пребывая на земле Хиджаса, отрешусь от всех мирских забот и проблем, но увы: оказалось, и там они меня достали.

— Как добирались в «святые места»?

— 6 сентября мы вылетели рейсом «Махачкала — Медина» и по прибытии устроились в гостинице Javharat Al-Rasheed Hotel. Сразу же обратили внимание, что каждый номер отеля, где мы расселились, вместо 3—4 мест был уплотнен дополнительными койками, а это уже создавало дискомфорт, отсутствовало элементарное приличное постельное белье. В нашей гостинице проживали паломники из Индии, Таджикистана, и выяснилось, что питание у них трехразовое (существенно отличавшееся по разнообразию меню от нашего), каждому паломнику были предоставлены сим-карта для телефона, личная аптечка, сумка, форма, заранее оплаченная стоимость для жертвоприношения (курбан), просторное размещение в номерах — и все это входило в оплату проведения хаджа стоимостью 3600 долларов США! Но самое главное даже не в этом. Руководители наших групп (мы их редко видели) практически не работали с паломниками, мы были предоставлены сами себе. Каждый паломник волновался за правильное проведение обрядов хаджа, это зависело от старшего в группе, но, к сожалению, мы столкнулись с их пассивностью. Не было религиозных собраний, бесед, встреч. Откуда такое безразличие, черствость по отношению к своим же землякам, копившим, может быть, много лет деньги на совершение хаджа и здесь оказавшимся брошенными? Из-за безысходности паломники вынуждены были самостоятельно занимать транспорт и посещать зияраты и др.

— В договоре говорится об этих услугах?

— Читаем: «П. 3.1. Агентство обязуется: консультировать об обрядах паломничества и требованиях шариата при их совершении, обеспечить паломника услугами гида-переводчика на каждом этапе паломничества и в период пребывания в КСА». Кроме того, паломник имеет право «получать возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристического продукта туроператором в порядке, установленном законодательством РФ». Интересно, каким образом можно получить компенсацию морального вреда? Кроме того, в договоре вызывает интерес пункт 2.2, где говорится, что «средства, уплаченные паломником агентству и оставшиеся у агентства неиспользованными после реализации туристического продукта, паломник жертвует агентству на развитие его деятельности». У меня большие сомнения, что эти деньги пойдут на развитие деятельности этого агентства. 

— Вы делились впечатлениями с руководителями группы на месте?

— На наш вопрос одному из представителей Хадж-миссии РД и турфирмы М. Мангуеву, почему услуги не соответствуют программе, был получен такой ответ: «Вы же сюда приехали не разбираться, а совершать хадж!» — тем самым нам было дано понять, что надо терпеть. А почему надо терпеть плохое постельное белье, скудное питание, грязные скатерти на столах, отсутствие транспорта и прочее? Ведь за все это мы заплатили немалые деньги. Нам не раз говорили, что хадж это не прогулка, здесь нужно терпение и т.д. Лично я с этим согласен. Но когда видишь бездарную организацию некоторых действий, возникает вопрос: почему у тех же таджиков, индийцев, с кем мы проживали в гостинице, дела обстояли в лучшем свете? Где наше уважение друг к другу? Уже столько лет наши люди занимаются организацией хаджа, что пора уже иметь опыт. Безразличием и халатным отношением к нам руководителей наши права ущемлялись и, соответственно, отвлекали от главного — поклонения Всевышнему.

— Как происходили события далее?

— В Медине мы находились 8 дней. 15 сентября выехали в Мекку и расположились в гостинице Silver Classic Hotel, а 21-го числа направились в палаточный лагерь в Мина. Следующий день был кульминационным моментом хаджа — пребывание на горе Арафат. Конечно, впечатления незабываемые, особенно для паломников, впервые побывавших здесь. Все бытовые неудобства и невзгоды старались не вспоминать. С 23 по 25 сентября мы находились в Мина, где совершали обряд бросания камней, а затем, уплатив 100 долларов, исполнили жертвоприношение. 

— Что еще запомнилось из хаджа?

— Неприятный осадок оставила картина передвижения из Муздалифы в палаточный лагерь в Мина утром 23 сентября. Нашей группе подали всего один автобус, куда в первую очередь быстро влезли молодые люди. На обращение к ним освободить автобус и предоставить места пожилым паломникам и женщинам они отказались, показав свои удостоверения работников «Хадж-центра». Ну что тут скажешь? Где воспитание, где мусульманское братство, тем более на земле Хиджаса? Еще будучи в Махачкале, руководители говорили, что каждый паломник сможет привезти домой по 10 литров воды Зам-зам. Прибыв же в аэропорт Джидды, откуда должны были улетать, оказалось, что никакой воды нет, и нам сказали, что воду надо покупать.

Я благодарен Всевышнему за предоставленную мне возможность совершить паломничество. Хотелось бы не вспоминать о тех безобразиях, с которыми столкнулся в период пребывания на святой земле, но обидно, что к нам проявили такое неуважение.

Фото: islam.ru
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также