О настоящем и будущем

29.10.2016 19:01

У каждого из нас своя судьба. Каждому человеку суждено быть уже с рождения со второй половинкой, которую нам Аллах предписал. А если все предопределено, то стоит ли стараться в этой жизни чем-то серьезно заниматься, планировать и исполнять?


Воля

Предопределение делится на два вида: предопределение, не зависящее от нашей воли, и предопределение, зависящее от нашей воли. Что касается первого вида, то здесь никакого влияния с нашей стороны. То есть этот вид предопределения осуществляется целиком вне нашей воли. Например, биение нашего сердца, процессы, происходящие в организме, место нашего рождения, наши родители, наш внешний вид и способности. Во всех этих вопросах мы не способны принимать какого-либо решения. И не несем за это никакой ответственности.

Вторая часть предопределения зависит от нашей воли. Какое бы мы решение ни приняли, и что бы мы ни сделали, все это Аллах знал извечно и предопределил это.

«В чем моя вина?»

Существуют действия, которые мы совершаем по своей воле. Например, мы принимаем решение, что нам есть, пить, говорить, и куда ходить. Несмотря на то, что частичная воля, присущая человеку, кажется чем-то незначительным, она становится причиной возникновения множества крупных событий, происходящих во Вселенной. Процессы, происходящие в теле человека, как и процессы, происходящие во Вселенной, не зависят от воли человека. Однако то, куда будет двигаться этот человек, подчинено его воле. И поэтому вознаграждение или наказание за то, куда пойдет человек, принадлежит ему самому. Человек, который оправдываясь предопределением, говорит: «В чем моя вина?», отрицает существование воли. Если же человек подобен пылинке на ветру, если он лишен какого-либо права выбора и не несет ответственности за свои деяния, то какой тогда смысл в наказании? Разве человек, который говорит так, не обращается в суд, если подвергнется несправедливости? Тогда как, исходя из его собственных убеждений, он должен сказать: «Этот человек, посягнувший на мое имущество, на мою жизнь и на жизнь моей семьи, — не виноват. Ему было предопределено совершение этого, что он мог поделать». Если бы человек не был ответственен за свои поступки, то такие понятия, как «добро» и «зло», оказались бы бессмысленными. Не осталось бы необходимости в восхвалении героев и в унижении предателей. Так как получается, что они оба сделали эти действия не по своей воле. Однако ни один нормальный человек не станет утверждать подобного. Человек, обладающий совестью и не считающий себя пылинкой на ветру, уверен в том, что он несет ответственность за свои поступки.

Предопределение и вторая половинка

Мы ищем для себя нашу половинку, спутника жизни, предварительно определив для себя его тип. Аллах выводит перед нами нескольких человек, обладающих теми качествами, которые нам нужны. А мы из этих нескольких человек выбираем одного посредством собственной воли. Аллах извечно знал, кто станет нашей супругой, – это и называется предопределение, а наш выбор супруги является проявлением частичной воли и границ ответственности человека. Все же правильнее было бы это отнести к осознанному выбору в рамках предопределения судьбы человека. Иначе в чем бы заключался смысл поиска второй половины самим человеком? В свое время посланник Аллаха делал особый акцент на то, чтобы при выборе второй половины человек подходил к этому вопросу предельно внимательно и осознанно. Существует немало хадисов, посвященных этому вопросу, в одном из которых по преданию от Абу Харайры (да будет им доволен Аллах) Благословенный пророк сказал: «Выбирайте супругу по четырем аспектам: по ее материальной обеспеченности, ее воспитанности, красоте и богобоязни. И особое внимание обратите на религиозность». Аллах дарует нам то, что мы выбираем сами. Ведь многое зависит от намерений и действий человека, которыми он сам себе определяет путь. Человек может просить у Аллаха на словах одно, а своими действиями выказывать совсем иное. К тому же, большинство людей не склонны замечать мудрость и милость Аллаха в тех вещах, которые дарует нам Всевышний. Это относится и к нашим вторым половинкам, когда мы, не замечая собственных негативных черт, спешим критиковать их и выражать свое недовольство. Но каждый получает то, чего достоин. В качестве награды или испытания — это уже иной вопрос.

«Погибли те, кто все откладывал на завтра»

По этому поводу существуют такие высказывания: «Большинство обитателей Ада — это те, кто откладывал на потом покаяние и совершение благих деяний» (Тахриджу ахадисиль-ихйа). «Не будьте теми, кто самодоволен и горделив; и не будьте теми, кто распространяет нечестие. Так как поистине это те, кто откладывает совершение благого на потом» (Аль-Муснад).

Откладывание всего на потом, являющееся одной из болезней современного человека, стало важной проблемой и для верующих, ведущих борьбу со своим нафсом. Таким образом, даже самое простое дело с каждым прошедшим днем становится все большей проблемой.

Мы постоянно что-то откладываем на завтра, и к великому сожалению не осознаем, что откладываем-то мы собственную жизнь. Сколько есть родителей, которые откладывали религиозное воспитание своих детей на следующее лето; сколько есть молодых людей, которые постоянно откладывают начало совершения намаза на следующую пятницу... Для умного человека каждый новый день подобен новой жизни. Наша жизнь состоит только из настоящего. Однако мы слишком поздно осознаем это, продолжая повторять: «Завтра, завтра». А время проходит, а вместе с ним и жизнь. Поэтому слова «Погибли те, кто откладывал все на завтра» должны заставить нас глубоко задуматься. Ведь однажды наступит тот день, после которого уже не будет завтра...
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также