
Политология мусульман
27.07.2015 17:38Я утверждаю, что ее нет. Нет политологии ислама, как цельного воззрения большинства теоретиков и практиков политических действий. Есть различные представления, между сторонниками которых идут нешуточные войны.
***
Можно много говорить, что мусульмане долгое время были отодвинуты от управления обществами и осмысления особенностей этого управления. Можно также с полным правом говорить, что в исламе вообще есть все ответы на все вопросы. Но и это не поможет. Есть ответы вообще — это не означает, что мы добыли эти ответы, подобно металлу из руды. Для нас их пока нет.
Утверждение второе: исламского понимания именно политологии и конкретных прикладных вещей типа политтехнологии, информационной политики и тому подобного вообще не может быть. Пока… пока мусульмане не сделали ту работу, которую сделали религиозные деятели христианского мира, философы и мыслители в эпоху Просвещения. Они ответили на вопросы, что такое человек, что такое сознание, материя и т.д.
Я не говорю, что в исламе нет представлений о том, что такое человек, что такое сознание, и в целом картины мира и способов его изменения. Они есть, но у нас разные представления, что это за методы. Нет еще в этой части научного мейнстрима и общепринятых практик.
Большей частью мусульмане сегодня — ученики постхристианского мира. Они молятся как мусульмане. Но когда начинают мыслить о социальных проблемах, о политике, о человеке, о психологических проблемах — с нас быстро слетает легкий налет ислама. И мы начинаем мыслить, рассуждать и говорить в терминах западной политологии, психологии, социологии. При этом упуская из вида особенности общественных наук. Разницу в представлениях ислама, христианства и современного западного сообщества о человеке, об обществе и способах изменения состояния человека и общества.
Одни полагают, что воззрения западных общественных наук похожи на колесо и оно круглое для всех. Не делая разницы между материальным миром и науками, его изучающими, и гуманитарными дисциплинами, которые, так или иначе, имеют свои корни в различных религиозных представлениях. А они, как известно, разные. И если яблоко действительно одинаково на голову всем падает, то представления о человеке, обществе и способах изменения их состояний у нас с западным миром очень разные. И мне кажется, мы не понимаем, насколько разные.
В основе исламских общественных наук нет представления ислама о человеке и обществе. Поэтому все рассуждения абсолютного большинства умных, искренних людей... «это старые песни о главном на новый лад».
***
Если человек занимается бизнесом, то он, как правило, весь в бизнесе. У него нет мнения по общественным вопросам. Тем более политическим. И это не из-за того, что у него весь фокус в своем деле. Нет, просто бизнес в условиях России требует, чтобы ты колебался вместе с генеральной линией партии. У человека, который занимается делом, не может быть никакого мнения. Это плата за право заниматься тем делом, каким хочешь. В результате человек порой становится таким... никаким, ни баба, ни мужик, какое-то среднее арифметическое, все 50 оттенков серого, чтобы не выделяться. Человек-функция такой. Я, мол, по части деньги зарабатывать. Всё остальное я не вижу, не слышу.
Я лично в это не верю. Не верю, что человек без чувства собственного достоинства может быть по-настоящему успешным. Зачем ему деньги при таком страхе?
Есть другая крайность.
Это такой борец за справедливость. Особенно в виртуальной сфере. Он почти анархист, хотя тут возможны варианты. Но он весь в сфере чистого искусства, как говорил не помню кто.
Весь такой настолько духовный, что даже непонятно, питается ли он. Есть ли у него наши обычные, человеческие, простые потребности?
Тем более он не занимается бизнесом. Даже в широком смысле этого слова. То есть он ничего не делает. Давно. И уже привык к этому. Ладно старая гвардия, она сделала столько, что даже может какое-то время почивать на лаврах. А молодежь и люди среднего возраста — они почему ничего не делают?
А мы? А мы, получается, борцы за справедливость в Интернете? Что-то мне надоела эта борьба. Мне кажется, сейчас время универсальности, и это хорошо видно по смешанным единоборствам. Время универсалов. Которые и книги издают, и у которых мнение есть, и они готовы его отстаивать.
***
У нас нет языка для описания действительности. И нет модели, которая объясняет ее.
К примеру, демография. Почему падает рождаемость? Потому что это труд. А состояние нафса (эгоизма) современных людей таково, что они не хотят и не могут себя утруждать. Не могут, даже когда хотят.
Странно, что люди говорят о сознании, подсознании, эго, суперэго, коллективном бессознательном в каких угодно терминах. Но не говорят и не мыслят в терминах, в которых Бог в Торе, в Евангелии и в Коране описывает человека.
Потому что уровни нафса и руха и взаимодействие их в человеке и в обществе — ключ к пониманию всего. Пока мы не будем их четко идентифицировать, пока мы не будем их активно использовать для объяснения событий, ничего не будет объяснено и не будет изменено.
В принципе, вся предыдущая история человечества — лишь ступенька перед наступающим. Потому что до сих пор мы меняли мир вокруг, боясь даже предпринять попытку понять самого человека.
И всё. Эта модель развития, когда мы меняем все вокруг, но не меняемся сами, себя исчерпала. Мир невозможно дальше улучшать, не трогая самого человека.
И тут выясняется, что мы про себя ничего не знаем. Понимание на уровне рыбок Павлова: постучишь по аквариуму — они поймут, что скоро можно будет есть. Где-то там мы. С дополненной реальностью в очках «Гугл-Гласс», с наушниками и «умными» часами и с доисторическим пониманием себя. Такая вот асинхронность.
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон
+7(8722)67-03-47
Адрес
г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта
[email protected]
Или пишите в WhatsApp
+7(964)051-62-51
Смотрите также

Правительству России не понравился законопроект Дагестана о религиозных ограничениях
заседание Комитета Госдумы
08.04.2025 01:22
Дагестан лоббирует поправки в Федеральный закон о свободе совести
но законопроект не зарегистрирован
17.12.2024 10:31
Парламенты СКФО поддержали запрет издания литераторы обычными храмами
монополия у централизованных религиозных организация
20.11.2024 22:51