Риба — недопустимое по исламу

23.12.2017 18:04

Риба — в переводе с арабского буквально «прирост», «ростовщичество», «увеличение». Современная трактовка — сделка, дающая одной из сторон прибыль без затраты на ее получение какого-либо труда. Согласно шариату, это тяжкий грех. 

Виды риба 

Риба ан Насия — означает ростовщичество на ожидании. Такое ростовщичество возникает при неодновременном обмене равными количествами одного и того же товара, где используется разница между временем первой и второй поставки товара, без прибавления излишка.

Риба аль Фадл — ростовщичество, возникающее при обмене неравными количествами одного и того же вида товара одновременно, и поэтому может быть описано как ростовщичество на излишке.

Риба аль Кард, или Риба аль Дайн, — является комбинацией Риба ан Насия и Риба аль Фадл, поскольку в этом случае присутствуют оба возможных элемента риба: задержка во времени и прибавление излишка. Это комбинированная схема риба, которая является современной формой процентного кредита, где одна сторона — заемщик — должна заплатить другой — кредитору — излишек к основной сумме долга через определенное время в будущем.

Риба аль Бай — ростовщичество, возникающее при торговле, где могут одновременно присутствовать элементы Риба аль Фадл и Риба ан Насия. В процессе торговли риба (прирост) может возникнуть в случае неравного количества обмениваемых однородных товаров и неодновременного обмена. Иначе говоря, для избегания Риба аль Бай количество обмениваемых однородных товаров должно быть равным и обмен должен быть произведен одновременно. Например, если одни финики обмениваются на финики другого сорта или качества, количество фиников обоих сортов должно быть одинаковым и обмен должен быть совершен одновременно на условиях спот.

Предписание по запрету Риба аль Бай было установлено с целью поощрения торговли товарами за наличные деньги и препятствования распространению бартера в торговле (обмена товара на другой товар, исключая использование денег), так как продажа товаров за наличные дает возможность определить и продавцу, и покупателю более справедливую цену за товар, сравнивая ее с ценами других товаров, выраженными в деньгах. При бартерной же торговле всегда будет сложно применить сопоставимые цены для определения текущей рыночной цены обмениваемых товаров, и при бартере всегда будет существовать риск продажи товара за другой товар с применением риба, т.е. наличия излишка, несправедливой выгоды для одной из сторон при обмене товарами.

Для подтверждения нежелательности в исламе применения бартера в торговле можно привести достоверный хадис: «Абу Саид рассказывал, что Биляль принес пророку Мухаммаду превосходные финики и наш пророк спросил у него, каким образом он приобрел эти финики. Биляль ответил: “У меня было некоторое количество фиников низкого качества, и я продал два мешка таких фиников за один мешок фиников высшего качества”. На это пророк ответил: “Ах, это и есть самая сущность Риба, это и есть самая сущность Риба. Никогда не делай так, но если ты хочешь купить финики другого качества или сорта, продай свои финики за деньги отдельно и затем купи другие финики на эту выручку”» (Муслим).

Кораном разрешена торговля, но торговля честная. Ислам призывает своих последователей к бескорыстной помощи братьям по вере. Запретов на действия, приносящие пользу, нет. Но риба наносит вред занимающему и этим нарушает одну из главных заповедей. К тому же ростовщичество отдаляет людей друг от друга. Когда одному тяжко и некуда деваться, другой должен бы ему помочь без желания извлечь из ситуации выгоду. А выгода извлекается. Отказ от использования риба в коммерческой и финансовой деятельности имеет исключительную важность как базовый элемент устойчивости экономической модели отдельной страны и мировой финансовой системы в целом. 

Считается ли это риба или нет?

Человек хочет занять деньги в банке (или у частного лица), но без процентов, потому что это риба (ростовщичество, лихва), а это харам — запретно. Но один из менеджеров банка говорит ему: если вы хотите избежать риба, вы можете занять у нас 1 миллион и через год вы вернете нам 2 миллиона: 1 миллион, который вы заняли у нас, и другой миллион, который мы возьмем на год так же, как и вы брали у нас на год. Через год вы сможете взять ваш миллион обратно. Как быть в данном вопросе? Считается ли это риба или нет?

В этом и заключается суть риба, и это недопустимо ни при каких обстоятельствах, потому что цель одалживания — это помощь мусульманам. Передается от Ибн Аббаса, что одалживание — это вид благотворительности.

Если банк одалживает вам 1 миллион на год и по истечении года вы возвращаете банку 1 миллион, который вы заняли, и еще 1 миллион, который они будут удерживать в течение года, то это запрещено по единогласному мнению мусульманских ученых.

Посланник Аллаха сказал: «Любой заем, который приносит выгоду, является ростовщичеством». 

Вы должны вернуть банку только тот миллион, который заняли, и не давать им дополнительный миллион на год. Это недопустимо по исламу. Банк имеет право получить только те деньги, которые отдал, потому что Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну. А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо» (Корова 2:278-279).

Отсутствие справедливости в экономических отношениях между людьми неизбежно приводит к неудовлетворенности членов общества и социальной напряженности, которая может накалиться то чрезвычайно опасного уровня. Поэтому ислам уделяет огромное внимание этическим аспектам ведения бизнеса, и предписания для деловых и финансовых отношений направлены на устранение социальной несправедливости в человеческом обществе.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: