Ростовщичество и «помощь» в его совершении

15.03.2014 01:36

Практически невозможно избежать того, что любой работник в ростовщическом банке напрямую или нет содействует ростовщичеству, даже если это простой охранник. Согласимся — непростой букет вопросов. Хотим надеяться, что ответы шейха Абдуллаха ибн Джибрина на эти вопросы окажутся полезными для многих мусульман, которые заняты в банковской сфере, экономике, торговле.
В арабском языке слово «риба» («увеличивать»), которое используют для обозначения ростовщичества, означает, соответственно, увеличение чего-либо. В словах Всевышнего Аллаха сказано: «То, что вы отдаете в рост с целью увеличить [вашу долю] в людских богатствах, не умножит ничего перед Аллахом» (Св. Коран. Сура «ар-Рум», аят 39). Слова «с целью увеличить [вашу долю] в людских богатствах» означают: увеличить или преумножить.
Во времена невежества, до прихода ислама, если у человека наступало время выплаты долга, то к нему приходили со словами: «Верни нам долг — сотню, или мы добавим и увеличим его до ста пятидесяти». Если он не мог вернуть и сто пятьдесят, то ему говорили: «Верни нам сто пятьдесят, или мы превратим его в двести» и т. д.
Шариат запрещает и другой вид ростовщичества — «риба аль-фадль» — увеличение веса одной вещи при обмене этой вещи на другую такую же. Например, при обмене золота на золото. В этом случае оба вида золота должны быть идентичны, сходны по весу или объему. Ещё одним условием такой сделки является обмен товарами в месте покупки. Если же человек увеличит или попросит увеличить, то он совершит ростовщичество. Если человек продаст один «са‘а» (мера сыпучих тел) пшеницы за два, даже если это произошло в тот же момент, то это считается ростовщичеством.
Что касается принципа «миграции, или движения капитала», то он распространен и в мусульманских, и в немусульманских странах. Цель миграции капитала — его увеличение. Кредиты, которые даются на условиях возврата большей суммы, несомненно являются ростовщичеством.
В самом принципе миграции капитала нет ничего плохого, если капитал вкладывается в торговлю. Прибыль с этой торговли делят между собой владелец имущества и непосредственно работник. Такой вид отношений называют договором о долевом участии (мудараба). Этот вид торговых отношений дозволен, если выделять отдельно капитал и отдельно прибыль.
Если имущество было размещено в ростовщическом банке в виде вклада, то прибыль с него использовать и тратить запрещено (харам). Запрещено изначально работать с такими банками. Запрещено и брать кредит под проценты. Запрещено давать виды валют для работ, которые содействуют системе ростовщичества.
Что же касается использования этой валюты (например, доллара), то при необходимости это не запрещено. Даже если это влияет на увеличение экономических показателей тех банков. Ведь доллар используют по той причине, что он известен во всех мусульманских и остальных странах. Поэтому при необходимости использовать эту валюту можно. Если же будет возможность использовать валюту мусульманских стран, то следует использовать ее и отказаться от доллара.

Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также