Сильный верующий лучше перед Аллахом, чем верующий слабый

26.03.2016 18:11

Передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха сказал: «Сильный верующий лучше перед Аллахом и более любим Им, чем верующий слабый, (хотя) в каждом из них есть благо. Стремись к тому, что пойдет тебе на пользу, проси помощи у Аллаха и не проявляй слабости, а если постигнет тебя что-нибудь, то не говори: “Если бы я сделал (так), было бы то-то и то-то!”, — но говори: “(Это) определено Аллахом, и Он сделал, что пожелал”, — ибо, поистине, эти “если” открывают шайтану (путь к) делам его» (Муслим). В разъяснение данного хадиса можно написать целые тома, ибо в нем упоминается огромное количество вопросов. Рассмотрим некоторые из них.


«Сильный верующий…»

Это человек с сильной верой. Здесь не имеется в виду физическая сила. Ведь физическая сила может принести человеку вред, если он будет использовать ее в ослушании. Поэтому в хадисе речь идет о силе имана. Ведь словом «сильный» описывается именно верующий, что указывает на то, что речь идет об имане. Если верующий обладает сильным иманом, вера подталкивает его к совершению обязательных предписаний религии и большому количеству дополнительных видов поклонения. Если же иман человек слаб, то вера не побуждает его к совершению обязательных предписаний религии и оставлению грехов. Сильный верующий лучше перед Аллахом и более любим Им, чем верующий слабый. Затем Пророк сказал: «…(хотя) в каждом из них есть благо». Это было сказано для того, чтобы никто не подумал, будто в слабом верующем вообще нет никакого блага. Без сомнения, в слабом верующем тоже есть благо, и он лучше, чем неверующий.

«Стремись к тому, что пойдет тебе на пользу»

Это завещание Посланника Аллаха (ﷺ) своей общине. Разумный человек должен принять этот совет и устремиться к тому, что принесет пользу. Сколько людей сегодня губят свое время без всякой пользы! Более того, люди вредят себе и своей религии. Эти люди не следуют данному завету Пророка либо из-за своего невежества, либо просто из пренебрежения. Но благоразумный верующий примет этот совет и будет стремиться к тому, что принесет ему пользу как в религии, так и в мирской жизни.

«…Проси помощи у Аллаха…» — иногда человек может стремиться к полезному, но при этом поддаться самообольщению и уповать на свои собственные силы. Такое часто случается среди людей. Когда человек видит в себе силы и стремление к какому-либо деянию, он обольщается и забывает прибегнуть к помощи Аллаха Всевышнего. Поэтому Пророк (ﷺ) сказал: «Стремись к тому, что пойдет тебе на пользу, и проси помощи у Аллаха». То есть: не забывай просить помощи у Аллаха даже в мелочах.

«…И не проявляй слабости»

Имеется в виду: если ты начал совершать дело, не проявляй слабости и не отступай назад. Если ты начал совершать что-то полезное, уповай на Аллаха и не ослабевай. Например, требующий знания иногда начинает читать книгу, в которой видит огромную пользу. Проходит неделя, проходит месяц, ему надоедает, и он переходит к другой книге. Но Пророк сказал: «…и не проявляй слабости», то есть: не оставляй начатое дело. Если ты начал совершать полезное деяние, то продолжай в том же духе.

«…А если постигнет тебя что-нибудь, то не говори: “Если бы я сделал (так), было бы то-то и то-то!”»

Если ты направился к тому, что полезно, приложил все усилия, попросил помощи у Аллаха, но получилось не так, как ты хотел, то не говори: «Если бы я сделал (так), было бы то-то и то-то!» Ведь происходящее не зависит от твоих желаний. Ты сделал то, что тебе велено, но Аллах распорядился иначе. Аллах Всевышний сказал: «Аллах властен вершить Свои дела, однако большинство людей не ведает об этом» (сура «Юсуф», аят 21). Например, человек выехал в путь, желая совершить умру, но в пути у него сломалась машина, что заставило его вернуться домой. И тут человек начинает говорить: «Если бы я взял машину получше, то смог бы доехать до своей цели». Не следует говорить так! Если бы Аллах Всевышний пожелал, то облегчил бы тебе путь, но Он не пожелал этого.

Пусть Аллах Всевышний воздаст нашему Пророку (ﷺ) наилучшим воздаянием, ибо он разъяснил нам мудрость данного запрета, сказав: «...ибо, поистине, эти “если” открывают шайтану (путь к) делам его». То есть: открывают путь к наущениям, печали, сожалению и мучению. Человек начинает говорить: «Если бы я сделал (так), было бы то-то и то-то!» Не говори так, ибо дело уже свершилось и ничего не изменится. Это было записано в Хранимой Скрижали (Ляух аль-Махфуз) за пятьдесят тысяч лет до создания небес и земли. Это случилось бы, что бы ты ни делал.

Но тебе следует говорить...

«(Это) определено Аллахом, и Он сделал, что пожелал». Аллах Всевышний сказал: «Воистину, твой Господь вершит то, что пожелает» (сура «Худ», аят 107). Никто не может помешать Аллаху Всевышнему сделать что-то.

Мы должны знать, что Аллах Всевышний делает всё по Своей мудрости. Мы можем знать об этой мудрости, а можем и не знать. Доводом являются слова Всевышнего: «Но вы не пожелаете этого, если не пожелает Аллах. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый» (сура «аль-Инсан», аят 30). Аллах Всевышний разъяснил то, что Его желание связано со знанием и мудростью: «Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас» (сура «аль-Бакара», аят 216).

Довольно часто с человеком случается что-то неприятное, но в итоге это становится благом для него. Как, например, для пассажира, опоздавшего на рейс самолета и сокрушавшегося по этому поводу до того момента, когда он получил информацию о том, что этот самолет в полете разбился и все пассажиры погибли. Человек сожалел о том, что самолет улетел без него, однако в итоге получил благо.
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также