Бить или не бить?

01.05.2016 03:04

Для многих молодых людей (да и не только молодых) сегодня эталоном мужества и спортивного совершенства являются победители всевозможных соревнований (борьба, бокс, бои без правил, каратэ и пр.). Трансляция боев по ТВ привлекает массу зрителей, восторженно аплодирующих победителям и живо обсуждающих поединки, в которых «гладиаторы» занимаются (извините за реализм) мордобоем, после чего некоторых даже уносят на носилках. Болельщики даже делают дуа спортсмену, прося у Всевышнего победы своему кумиру. Спорт — дело хорошее и нужное. Но… только если не противоречит шариату.


Относительно занятий боевыми видами спорта

Спортивные игры являются дозволенным делом (мубах), пока соблюдаются законы, связанные со смешением мужчин и женщин (ихтилят) и с прикрытием срама (аврата). И пока соблюдаются законы, связанные с вредом, согласно нижеследующим положениям.

Если один спортсмен выступит против другого, и каждый из них схватит другого, чтобы свалить его на землю, или если будут состязаться, чтобы определился наилучший из них, — то это дозволено, если последствия для его тела будут незначительными, если не будут препятствовать выполнению обязательного (фарз) и если они не сделают его из числа тех, кто имеет уважительную причину.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) не осудил состязание эфиопов в мечети: «Когда эфиопы состязались со своими копьями около Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), зашел Умар (да будет доволен им Аллах) и нагнулся, чтобы взять камни. Он бросил в них эти камни, и тогда Посланник Аллаха сказал: «Оставь их, о Умар» (Аль-Бухари, Муслим).

Та же ситуация со сражением при Ухуде: известна история о тех, кому дозволил это Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и да приветствует). Сказал ибн Хишам: «В тот день Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) дозволил Сумра ибн Джундубу аль-Фазарий и Рафиу ибн Хадиджу брату Бану Хариса, которым было по пятнадцать лет. А до этого он не разрешал им. Ему сказали: «О Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует), поистине Рафиъ борется». Он дозволил это, когда дозволил Рафиу. Ему сказали: «О Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) , поистине Сумра борется с Рафиом». И он дозволил это». Это указывает на то, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) дозволил обычную борьбу, где один хватает другого и побеждает тот, кто свалит другого на землю.

Таким образом, обычные спортивные состязания, не ведущие к вреду и не препятствующие их участнику выполнять фарз, или не делающие его из числа тех, кто имел уважительную причину, являются дозволенными.

Вред телу

А если реальность этих состязаний была таковой, что они приводят к вреду, то они не дозволены. Например, если последствием спортивных тренировок является перелом и сильный ушиб; если спортсмен становится из числа тех, что имеет уважительную причину совершать намаз сидя, а не стоя, или после этих тренировок бывают травмы, из-за которых он не совершает омовения водой, а совершает омовение таяммум; или же после этих тренировок его постигает болезнь, удерживающая его от джихада или поста и т.д., то это не дозволяется, ибо его воздержание от выполнения фарза или то, что он становится из числа тех, кто имеет уважительную причину, — все это происходит по его воле, что является недозволенным. Это если последствия вреда касались тела, а не головы и лица.

А что касается головы…

…это место мозга и нервный центр. И нанесение боли причиняет вред мышлению. А вред является харамом: «Не вреди себе и не вреди другому». Не дозволяется тот вид спорта, в котором есть удары в голову, даже если в этом не было однозначного вреда для мозга и нервов, ибо предположения достаточно в шариатском правиле «средство, ведущее к хараму, является харамом». А вред в отношении мозга и нервов является харамом согласно правилу о вреде. Точно так же те виды спорта, где есть удары по лицу, ибо «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) запретил бить по лицу» (Ахмад, Муслим, ат-Тирмизи). Поэтому те виды спорта, где есть удары по лицу и есть вероятность нанесения вреда тем, который побеждает, не дозволены. Можно проводить спортивные состязания таким образом, чтобы не было нанесения вреда в отношении лица и головы.

При этом почти все подобные современные соревнования проводятся за призы и денежные вознаграждения. Хотя, как сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Нет награды, кроме как за соревнования на верблюдах и лошадях, а также за стрельбу из лука» (Ахмад, Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджах, ат-Тирмизи),

Каратэ

Спорт включает в себя многие функции: физическую, физиопсихологическую и психологическую пользу. Однако, согласуясь в некоторых аспектах с шариатом, он противоречит другим аспектам. Среди согласующихся с шариатом имеются следующие: 1) широкая одежда, закрывающая полностью аврат (те части тела, которые должны быть всегда закрыты); 2) бойцу запрещается наносить удары, которые могут причинить вред противнику. Правила игры требуют, чтобы атаки были сдержанными и не наносили вреда противнику, в отличие, например, от правил бокса. С другой стороны, этот спорт не лишен некоторых положений, идущих врозь с шариатом. Например, дозволенность нанесения удара по лицу: «Если кто-либо из вас будет бить, то пусть остерегается бить по лицу!» (Муслим). Кроме того, он включает некоторые религиозные ритуалы, восходящие к местным индуистским верованиям, такие как обмен приветствиями между бойцами, принимающими форму поклонов наподобие «руку» (мусульманин же не поклоняется никому помимо Аллаха), а также сюда относятся упражнения, такие как сохранение молчания и сосредоточенность, или медитация, которые восходят к религиозным ритуалам буддизма и т.д. Все это в целом отвергается исламом.

Однако не запрещается заниматься этим видом спорта, если существующие разногласия будут устранены. 
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта n-delo@mail.ru
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях: