Маирбек Юсупов: «Решение Лебедева и удивило, и вызвало уважение»

04.06.2016 00:01

Старший тренер сборной Дагестана по вольной борьбе Маирбек Юсупов прокомментировал «НД» заявление сделанное борцом из Якутии Виктором Лебедевым о том, что он признает свое поражение в четвертьфинале, на прошедшем чемпионате России по вольной борьбе – 2016, от дагестанца Исмаила Мусукаева, и отказывается от участия в отборе на Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро.


— Утром, просматривая новости, наткнулся на интервью Виктора Лебедева, и признаюсь вам, для меня это было неожиданностью, —заметил Маирбек. — Это решение вызывает уважение. Да, Виктор сделал это поздно, но это лучше, чем никогда. Но если бы он это решение озвучил там же, на чемпионате России, после схватки с Исмаилом Мусукаевым, то не было бы и тех последствий, которые случились. Но подчеркну еще раз: это очень мужественное решение, не каждый на это способен. Виктор стал такой же жертвой ситуации, как и сборная Дагестана. А кто принес его в жертву? Его принесла в жертву та система, которую выстроил Михаил Мамиашвили (президент федерации спортивной борьбы России (ФСБР) – «НД»). Давайте вернемся к началу. Почему этот чемпионат России, предолимпийский, прошел в Якутске? Ведь он был запланирован в Санкт-Петербурге, где мы традиционно проводим все чемпионаты страны в олимпийские годы. И когда мы с Магомедом Гусейновым, тогда еще главным тренером сборной России, сидели у Мамиашвили в кабинете 7 декабря прошлого года, после слов Гусейнова о том, что он слышал слухи, что чемпионат хотят перенести из Питера в Якутск, и он, как главный тренер против этого, (глава ФСБР ответил: «Хорошо, мы сделаем как ты скажешь». Но мы-то знаем Михаила Геразиевича уже на протяжении многих лет, и знаем, что он прямо никогда и ничего не говорит и при этом все делает по-своему. Он был очень заинтересован в проведении олимпийского отбора в Якутске. И когда уже объявили о переносе чемпионата, на наш вопрос: «Почему?», он ответил: «Санкт-Петербург отказывается проводить у себя мужской чемпионат страны». Мы связались с организаторами и узнали, что они не отказывались, и более того, были заинтересованы в проведении чемпионата по вольной борьбе параллельно с женской, поскольку отдельно на них зрителей бывает мало. И что же получается? В объявленные сроки чемпионат России по женской борьбе скоро пройдет в Питере, зал то был арендован для этого. Что мешало там же и наши соревнования провести?

Там же 7-го декабря Магомед Гусейнов попросил убрать из сборной России людей, которые по его мнению подворовывали. При этом он пригрозил, мол, если не уберешь, я пойду к министру спорта Виталию Мутко со всеми доказательствами. И что в итоге? Тех людей оставили, Магомеда убрали из сборной. Еще один пример.

Борцы для участия в международных соревнованиях должны платить взнос, это около 100 долларов. Если брать борцов призеров чемпионата России — всего восемь весовых категорий — то всего их получается 32 человека. За них всех нужно заплатить получается 3200 долларов! Неужели федерация не может оплатить эти деньги за борцов, хотя бы за тех, кто выступает в главной команде страны?

Когда мы это сказали Мамиашвили, он согласился. А перевести деньги в UWW надо было до рождественских каникул, до 25 декабря. Мы вернулись домой, начали собирать деньги с наших борцов, при этом сказали, что наши сборники могут не платить, после чего отвезли собранные средства в Москву и сдали в кассу, как положено. Через некоторое время, все еще в декабре, мы поехали на сборы, и тут узнаем, что Мамиашвили отказался платить обещанные деньги, и нам срочно пришлось собирать деньги с обладателей медалей чемпионата России. Вот сейчас говорят, что Садулаев наша главная надежда на Олимпиаде, ну неужели за него федерация не может заплатить эти несчастные 100 долларов?! Пришлось ему из собственного кармана платить эти 7 тысяч рублей по курсу. Они что, ему зарплату большую платят? Или из фонда какого-нибудь деньги дают? Нет же.

Для интереса могу сказать, что за каждого нашего борца (легионера - НД), который уезжает выступать за другие страны, федерация берет хорошие деньги. Из России просто так никто не уходит. За каждого Мамиашвили деньги! Неужели из этих денег нельзя было заплатить за Садулаева?

«Алроса» подписала контракт с ФСБР на сумму 105 миллионов рублей. Кому он из этой суммы платит зарплату, я имею в виду борцов и тренеров? Даже когда в Москве проходит Кубок «Алроса» и объявляют, что будет призовой фонд, но в конце ни один человек ни копейки не получает. Для чего тогда сотрясать воздух этими призовыми фондами?

Другой пример. Наши ребята ездят выступать в зарубежные клубные чемпионаты, в частности в Иран. Борцы получают энную сумму за каждую схватку. Оттуда же определенная сумма идет в федерацию, хотя раньше эти деньги получали личные тренеры. Иначе, якобы их не будут пускать на эти соревнования. И куда эти деньги уходят? А личные тренеры, а школы, организации, общества? Они не нуждаются в этих деньгах? И когда Мамиашвили это говоришь, ему это не нравится.

Магомед Гусейнов высказал все это Мамиашвили и тут же стал изгоем. Ни для кого не секрет, что Магомед рубля оттуда не берет, а только вкладывает своих деньги. Да, у него сегодня есть для этого возможность, и он платит стипендии учащимся своей борцовской школы, и это не говоря о питании, поездках, других организационных моментах. Мамиашвили, ну заплати ты хотя бы нашим чемпионам! Ведь благодаря их победам ты считаешься успешным руководителем федерации.

ДЕМАРШ

— Давайте вернемся к событиям в Якутске.

— Насчет демарша. Причина ведь не в сиюминутно возникшем эмоциональном всплеске, это ведь накапливалось долгое время. Взять тот же ярыгинский турнир в Красноярске, когда явно засуживали Имама Аджиева, Ахмеда Гаджимагомедова и других. И при этом эти ошибки повторяются от турнира к турниру, но ведь вообще никто и не думает проводить работу над ошибками. При всем уважении к Нугзару Журули, председателю судейской коллегии ФСБР, ему уже 75 лет и он уже не справляется со своими обязанностями.

В случае с Мусакаевым и Лебедевым заявили, что правила борьбы запрещают менять решение судьи. Зная, что бывают спорные моменты во время соревнований, создаются специальные комиссии (жюри) для разбора спорных моментов. И бывали случаи, когда жюри отменяло решение судьи. Просто в Якутске у них не хватило для этого духа, хотя по залу и объявили, что победил Мусукаев, выиграв со счетом 4:2, но дальше идет Лебедев. Что за нонсенс, что за новые правила борьбы? Для чего тогда создано это жюри? Чтобы констатировать победу борца? Так мы и без жюри это знаем! И весь народ знает. Хорошо, нельзя менять решения судьи, но далеко не будем ходить, вспомним финал между Богомоев и Лебедевым. Судья поднял руку Виктору, объявили победу зрителям, и уже борцы разошлись. Но тут же буряты заявили, что они готовы вслед за Дагестаном сняться с соревнований, если не будет отменено это решение. Тут же всё было отменено, и оба борца получили первое место! Это что такое? Может я плохо знаю русский язык, скажите, это разве не отмена судейского решения? А как же правила? Там нельзя, тут можно?

— Мамиашвили говорил в прессе, что дагестанцам был предложен компромиссный вариант с поездкой Мусукаева на Кубок мира в США, и в случае успешного выступления там, он мог поспорить за олимпийскую путевку.

— Да, они предлагали нам этот вариант, но что это за компромиссный вариант такой? Кубок мира… Да они просить будут Мусукаева и других дагестанских борцов поехать туда! Мы что, дети, не знаем, что это за турнир — три команды в одной группе, три в другой, стенка на стенку по восемь борцов в каждой сборной. Одну схватку ты поборешься, другую – другой. Это что, показатель? Они по одной схватке будут давать ему оценку? Весь прошлый сезон он боролся, сколько турниров выиграл, почему на это не смотрите? Какой еще Кубок мира?

— Но ведь они вам предлагали еще один вариант, поехать на турнир в Польшу. Говорили, что дадут шанс, будет контрольная схватка с Лебедевым на сборах…

— А если Лебедев не станет чемпионом, тогда что, — задали мы им вопрос. Тогда этот вариант отпадает, ответили они. Но ведь об этом никто не говорит в интервью. Не стань Лебедев чемпионом, и у Мусукаева не было бы никаких шансов. Это слова Тедеева, и тому есть свидетели.

— Так Тедеев на пресс-конференции заявил, что Мусукаева вообще не рассматривали, как кандидата на поездку на Олимпиаду. Даже были такие слова — кто он такой? Такое же заявление он сделал Хетагу Цаболову, мол, даже если выиграешь, никуда не поедешь.

— А кем был Мавлет Батыров, когда его взяли на Олимпиаду? Бронзовым призером чемпионата Европы! Поехал и выиграл! Кем были Махач Муртазалиев, Ширвани Мурадов? Тоже поехали на Игры. Да много примеров можно привести. Разве можно так говорить? Вспомните, как Мусукаев боролся в прошлом году в Махачкале, и как в Якутске. Он сильно прибавил. Нельзя человеку заранее говорить – кто ты такой, даже если ты выиграешь, я тебя на Олимпиаду не возьму. Это же психологически ломает человека. Это не педагогично! Они много чего пообещали нам после схватки Мусукаева с Лебедевым, но мы столько лет в борьбе! Сколько раз было, что они говорили, а после не выполняли обещания. Сколько можно людей за нос водить!

— Кто принял решение бойкотировать чемпионат?

— Решение это приняли сами борцы сборной Дагестана, но сейчас это хотят свалить на Юсупова и Гайдарова. Почему говорят на нас? Мол, у них все еще кипит внутри из-за отставки Магомеда Гусейнова с поста главного тренера сборной России. Чушь! Давно перекипело, давно успокоились! Ничего подобного в голове не было, но мы допускали, что на нас и свалят это. Юсупов у них главный идеолог, он все мутит. Им скоро идти к Мутко и у них уже есть ответ, что мы-то знали, что это все Юсупов затеял.

Поэтому они организовали такой взброс в виде заявления Биляла Махова, где он конкретно называет фамилии Юсупова и Гайдарова, доверенного лица Главы Дагестана. Для чего это? Чтобы разозлить Рамазана Абдулатипова, мол, твои доверенные лица тебя не слушаются. Как Тедеев говорит «даже не послушались Главу республики, да кто они такие?». Он что, уважает руководителя нашей республики больше чем мы? Пытается стравить нас. Я предвидел все это и на собрании сказал Сажиду Сажидову: «Это такой важный чемпионат, решается судьба путевок на Олимпиаду, ни в коем случае не давай борцам совет, пусть сами решают». Гусейнов и я на собрании слова не сказали, единственно Магомед напомнил, что мы через это проходили и в 2004 и в 2008 годах. Мы были готовы принять любое решение, которые примут наши спортсмены, абсолютно не вмешиваясь. Поэтому я и спросил Махова, говорил ли я ему как голосовать, он неуверенно ответил: «Нет, но там сказали, там говорили…». Даже когда отец Гаджимурада Рашидова подошел и спросил, что им делать, я ответил: «Идите и боритесь». Ведь у него параллельный зачет с Москвой. Но Гаджимурад сам не захотел. И кто бы ко мне не подходил с этим вопрос я отвечал, чтобы они шли бороться. Поэтому я прекрасно понимаю, что эти слова о моем вмешательстве, они были сказаны для Мутко. Спасая свои шкуры, они сейчас готовы подставить любого.

После того, как ребята решили сняться, в первый день на четвертьфинальные схватки не вышли сразу семеро дагестанских борцов. На второй и третий день я уже и не видел ребят. Это было очень сложное решение для них. Возможно, для некоторых лидеров сборной Дагестана это был последний шанс поехать на Олимпиаду, но они решили проявить солидарность со своим товарищем по сборной.

— Правда ли, что чеченские борцы и сборная Кабардино-Балкарии тоже собирались сняться с чемпионата в знак солидарности с вами?

— Многие ребята, в основном дагестанцы, которые выступают за другие регионы, тоже отказались выходить на ковер. У Кабардино-Балкарии их лидер Гедуев стал чемпионом, и на большее они в принципе не рассчитывали, и насколько я знаю, тоже собирались к нам присоединиться. Но видимо… У них ведь тоже есть люди, которые с ними работают… Анзор Темботов тот же (президент федерации вольной борьбы КБР, старший тренер юношеской сборной России — «НД»). Короче они отборолись. Был разговор и о чеченцах. Они позвонили домой и получили указание бороться. Поскольку и Абдулатипов отправил нам телеграмму с указанием бороться нашим ребятам. Мы никого не уговаривали, они сами хотели нас поддержать. Кстати. Чеченцы, у которых был двойной зачет с Дагестаном, тоже не вышли на ковер. Организаторы даже пошли на хитрость, например, вызывая нашего Бекхана Гойгереева, объявляли: «Чечня», не называя при этом его первый регион — Дагестан. Но парень не вышел.

— Стоит ли ожидать, что нашим борцам дадут перекидки на сборах с чемпионами России?

— Честно вам признаюсь, мне искренне жаль наших ребят, у которых был реальный шанс на поездку в Рио. Это Бекбулатов, Курбаналиев, Рашидов и Гадисов. Хотя после заявления Лебедева у Рашидова уже появляется шанс. Гадисов? Вы можете себе представить, что Мамиашвили будет разговаривать с Кадыровым насчет его перекидок с Болтукаевым, который стал чемпионом страны? Но это только мои предположения, конечно. Махов? После сделанного им заявления, Тедеев уже сказал, что у Махова есть шанс закрепиться в сборной. Но тут к гадалке не ходи — они бы бегали за Маховым и Садулаевым, если они даже отказались бы вдруг от поездки на Олимпиаду. Просто некого везти в супертяжелом весе. Даже чемпион России этого года Мухамагази Магомедов уже в интервью сказал, что он желает победы Махову на Олимпиаде. Почему? Потому что понимает, что Билял действительно сильнейший в этом весе. Поэтому Тедееву куда деваться, возьмет он его в команду. Ну если он вдруг, как говорит, решил дать шанс Махову, дай этот шанс борцам и в весе до 65 кг. Да никогда он этого не сделает: в этом весе один единственный осетин попал в команду, кто ему позволит это сделать?
Возвращаясь к теме демарша, я об этом вслух не говорил, жертвы конечно бывают, может было бы лучше нашим борцам выйти на ковер, чтобы после не жалеть об этом, ведь возможно это был последний шанс для некоторых наших борцов. Но, тут есть и другая сторона — солидарность. Сегодня с ним так поступили, а завтра с тобой. Ребята очень многим пожертвовали, своим шансом.

Я уже 40 лет «варюсь» в этой кухне, многое знаю, многое видел, но честно, накипело! Сколько раз мы говорили по судейству: уберите, тех то и тех то, что, кроме них некому судить? Так нет же, из соревнования на соревнования тащат одних и тех же.

— Самое интересное, что Нугзар Журули говорит, что он не знает, как монгольские судьи, один из которых судил схватку между Лебедевым и Мусукаевым, попали на чемпионат России…

— Да, мы задали ему этот вопрос, а он: «Я не знаю». Ну как так? Вы же главный судья! Вы же их расписывали, вы их приглашали. А если не знаете, что вы вообще делаете на должности главного судьи? А этот судья и раньше был замечен за такими делами…

— Но согласитесь, что если у него такой большой опыт, то он довольно-таки «топорно» пытался вытащить Лебедева?

— А что ему еще оставалось делать, когда Мусукаев не давал ему шанса красиво судить в пользу якутского борца. Это с ума можно было сойти, как нелепо он давал баллы Лебедеву!

— Как отнеслись к решению сборной Дагестана борцы из других регионов?

— Вот честно вам скажу, подходили и поддерживали нас, мол, сколько это может продолжаться такое судейство. Но, еще раз подчеркну, что организация чемпионата была на хорошем уровне, якуты постарались. Для наших борцов были предоставлены все условия для подготовки к чемпионату. Ведь многие наши борцы поехали туда заранее, недели за две до старта чемпионата. Мы очень благодарны Якутии за радушный прием.

Да, болельщики шумели, возмущались, хотя наверно и они видели, как засуживали нашего борца. Но когда болеешь за своего, о таких моментах не думаешь. 
Знаете больше? Сообщите редакции!
Телефон +7(8722)67-03-47
Адрес г. Махачкала, ул. Батырмурзаева, 64
Почта [email protected]
Или пишите в WhatsApp +7(964)051-62-51
Мы в соц. сетях:
Смотрите также